Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЮрий Бартенев
1 Толорая С.Х. учитель русского языка и литературы
2 С 2004 года в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки России, включён УМК под редакцией С.И.Львовой. В Пояснительной записке программы отмечено: «Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников». Безусловно, в условиях подготовки к ГИА такой подход является одним из эффективных.
3 Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г Основные содержательные линии содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций; содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции. Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка». Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация». Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
4 Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
5 Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование, чтение: владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; говорение и письмо: умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения. 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.). 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
6 Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
7 "Человек не создает язык, но открывает его, как открывают новый материк", - замечательные слова Э.Аветяна. Учебники Львовой создают все условия для таких открытий. УМК С.И. Львовой
10 Львова Светлана Ивановна Доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник и зав. лабораторией обучения русскому языку Института содержания и методов обучения Российской академии образования; лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2002 год; награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации». Львов Валентин Витальевич Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, лаборатории обучения русскому (родному) языку Института содержания и методов обучения Российской академии образования; лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2002 год.
11 Методическая система С.И.Львовой направлена на интенсивное речевое развитие школьников. Вся система упражнений учебника, богатый иллюстративный материал нацелены на развитие основных видов речевой деятельности: - способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать); - умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме(говорить и писать)
12 Методическая система С.И.Львовой ориентирована на развитие различных видов памяти: - зрительной; - слуховой; - моторной.
13 Просмотровое, ознакомительное, выборочное, изучающее чтение. Составление плана, тезисов, конспекта учебно- научного текста. Изменение формы предъявления информации (задания типа «На основании текста составьте…») Анализ структуры текста (деления текста на части) Анализ содержания текста, т.е. выделение главной и второстепенной информации… Подробный, сжатый, выборочный пересказ научно- популярного текста.
14 Выстраивание научного повествования и рассуждения на основе теоретического материала. Передача в устной форме содержания графической наглядности: таблиц, схем, рисунков. Создание текста по плану. Составление и изложение ответа с опорой на примеры из текста. Выстраивание текста-рассуждения различной степени развёрнутости по содержанию приведённых высказываний (пословиц, высказываний лингвистов, педагогов, писателей).
15 Определение темы и главной мысли текста. Оценивание ответов одноклассников в соответствии с критериями. Определение количества частей текста и составление плана. Составление вопросов к тексту.
16 Сочинение-миниатюра: - раскрытие темы; - свободное изложение своих мыслей; - использование в соответствии с темой и учебной задачей различные типы речи (рассуждение, повествование, описание) - использование языковых средств в зависимости от темы и задачи высказывания; - возможность самостоятельно следить за правильностью орфографического, пунктуационного. грамматического и речевого оформления собственных речевых высказываний.
17 Орфографический минимум: - - запоминание графического облика слова(слова крупно записываются на доске); - - использование возможностей механической памяти (слово записывается несколько раз); - - запоминания написания путём восприятия отчётливого произнесённого слова; - произнесения слова по слогам хором или отдельно, громко, спокойно, тихо, шёпотом; - - использование приёма поморфемного письма, отделяя морфемы чёрточками, при этом объясняя вслух написание каждой морфемы; - - запись слова с подробными графическими объяснениями написания и приведение проверочных слов.
18 Отработка и совершенствование навыков использования этикетных слов в соответствии с ситуацией общения. Формирование устойчивой потребности их использования. 5 класс (стр. 118 упр. 313) Рассмотрите рисунки и составьте по ним рассказ. Подробно опишите последнюю сценку. Какие слова утешения нужно использовать, чтобы смягчить огорчение и досаду? 5 класс (стр. 119 упр. 315) Разыграйте сценку «В автобусе». Проследите, умеете ли вы и ваши одноклассники пользоваться этикетными словами для выражения просьбы. 8 класс (стр.44 упр. 95) Как вести телефонный разговор.
20 Учебник включает в себя богатый иллюстративны материал, ориентированный на детей с разными типами восприятия. Теоретический материал преподнесён на цветовом фоне; используются разные способы предъявления материала: тексты, тезисы, схемы, таблицы. Тексты и задания сопровождаются иллюстрациями – фотографиями, фотоколлажами, рисунками, репродукциями картин. Богатство и разнообразие материала позволяет учителю дифференцировать и индивидуализировать содержание и объём заданий.
21 На фотоколлаже изображены предметы одной тематической группы «музыкальные инструменты». Соотнесите каждый предмет с соответствующим словом. Составьте предложения с каждым словом. Г__ тара, б__ лалайка, к__контрабас, ф__фортепьяно, м__долина, скрипка.
25 Познакомьтесь с оглавлением учебника и определите, какую новую информацию вы получите в результате изучения предмета. Рассмотрите схему и назовите орфограммы, которые вы изучали. Просмотрите бегло содержание параграфа и определите, какая информация для вас является новой. Зачем нужно изучать лингвистику?
27 В учебнике реализуется очень важная методическая проблема – осуществление метапредметных связей. Она предполагает не просто контакты и коммуникативные возможности предметов, а установление связи глубинной, которая основывается на общих для нескольких предметов научных идеях, концепциях, дающих возможность анализировать каждое изучаемое явление в связи с другими языковыми явлениями. Учитываются интересы и склонности детей к изучению других дисциплин: учащиеся получают возможность выбора материала для закрепления языковых и речевых умений из ряда типовых упражнений: «На уроках математики», «На уроках природоведения»…
28 5 класс (стр.104 упр.275) Из учебника истории выпишите три предложения, в которых есть имена числительные, обозначающие время исторического события. 6 класс (стр.51 упр. 117) Найдите в учебнике математики три определения, соответствующие схеме: сущ.-сущ.. Спишите предложения, подчёркивая грамматические основы. 7 класс (стр.112 упр.283) На уроке иностранного языка. Какие знаки препинания используются в том языке, который вы изучаете в школе? Есть ли среди них пунктуационные знаки, выполняющие те же функции,что и в русском языке. 8 класс стр. 65 упр.136) На уроке химии. На основе материалов учебника химии установите, какую роль играет наглядность (схемы, таблицы, графики, рисунки) в научном тексте. Сделайте вывод.
29 Формирование потребности в использовании справочных материалов для определения, уточнения и подтверждения фактов языка. 8 класс (стр. 144 упр.308) Откройте в своём компьютере папку «Афоризмы», заполните примерами, в которых употребляется тире между главными членами предложения. Для этого воспользуйтесь книгами, содержащими мудрые высказывания великих людей, а также соответствующими сайтами Интернета. 8 класс (стр. 142 упр. 302) По толковому словарю определите лексическое значение слов ДИАСПОРА. РЕЙТИНГ, ИНТЕРНЕТ, ФИТНЕС, ИМИДЖ, по этимологическому – их происхождение. Составьте и запишите предложения с каждым из этих слов, употребляя их в роли второстепенных членов предложения.
30 Учебник 5 класса начинается темой «Лингвистика – наука о языке», и уже во втором упражнении даётся текст- рассуждение на тему «Зачем нужно изучать лингвистику в школе?». Уже с первого урока идёт работа над аргументацией по шаблону: во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно.
31 Сочинение-миниатюра на лингвистическую тему без указания источника аргументации (в качестве аргументов можно использовать жизненный опыт). Например, «Для чего нужно знать алфавит?», «Как связаны орфоэпия и орфография?» 5 класс (стр.24 упр.62) Докажите, что фонетика и орфоэпия связаны между собой.
32 Сочинение-миниатюра по высказыванию выдающихся учёных- лингвистов. Например, такое задание: «Прочитайте эпиграф к разделу «Морфемика». Письменно раскройте смысл слов русского лингвиста Н.М.Шанского: «Разбор слова по составу не только позволяет понять, из чего и как слово построено, но также помогает правильно написать его, чётче и точнее представить его значение и грамматические свойства, а иногда даже проникнуть в святая святых происхождения слова»/ 5 класс (стр.18 упр.43) Письменно объясните, как вы понимаете слова Н.В.Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка:что ни звук, то и подарок» 6 класс (стр.42 упр.91) Объясните, как вы понимаете высказывание известного русского педагога М.М.Разумовской: «Как пишет человек – с ошибками или без них,- характеризует его как личность: правильное письмо – показатель общего развития и общей культуры человека» 8 класс (стр.28 упр.67) Согласны ли вы с выражением М.Панова: «Орфография предельно упрощает чтение, делает его быстрым и лёгким. Поэтому она заслуживает благодарности всех читающих»
33 Сочинение-миниатюра на лингвистическую тему с опорой на прочитанный текст из учебника русского языка. Например, «Какое значение в нашей речи имеют вопросительные предложения?», «Зачем в письменной речи необходимо использовать знаки препинания?»; 5 класс (стр.43 упр. 120) Рассмотрите этимологический словарик. Какую информацию он содержит? Напишите сочинение о происхождении слова «Секрет названия» 6 класс (стр.134 упр.301) Найдите в тексте существительное, придуманное автором (РАКЕТОПЛАН). Сочините небольшой рассказ, используя придуманные вами существительные, объясните по образцам каких слов русского языка они придуманы. 7 класс (стр.37 упр.940) Рассмотрите рисунки и установите, значения каких многозначных слов в них обыгрываются. Найдите их.
34 Сочинение-миниатюра на лингвистическую тему с указанием источника аргументации. Например, «Роль побудительных предложений» (из учебника математики), «Роль звукописи в художественных произведениях», «Зачем нужны слова-омофоны в юмористических текстах?», «Роль обращений в тексте» (на примере басен И.А.Крылова).
35 В учебниках 5-9 классов есть раздел «Текстоведение». Пятиклассники, например, в результате изучения данного раздела узнают понятия «тезис», «аргумент», «вывод»; учатся абзацному членению, использованию элементарных условных обозначений речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения). Именно эти навыки (в т.ч. и другие) учитываются при критериальном подходе оценки сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Шестиклассники и семиклассники изучают темы: - микротема; - ключевые слова; - структура текста; - простой и сложный план; - средства связи предложений в тексте - редактирование текста
36 7 класс (стр.137 упр.360) Прочитайте и докажите, что перед вами речевое произведение, т.е. текст.Проведите текстоведческий анализ ( определите тему, основную мысль, тип речи, стиль речи, средства связи предложений). Озаглавьте.
37 5 класс (стр.144 упр. 386) Прочитайте 5 главу рассказа Л.Н. Андреева «Кусака». Письменно передайте содержание этого текста в 5-6 предложениях. Обдумайте, от каких подробностей придётся отказаться при написании сжатого изложения. Какое настроение, какую мысль обязательно нужно передать при пересказе? 6 класс (стр.54 упр.127) Выразительно прочитайте отрывок из рассказа К.Паустовского «Заячьи лапы».Составьте в тетради план. Затем кратко перескажите текст, передавая содержание каждого пункта плана одним предложением (простым или сложным).
38 7 класс (стр.145 упр. 379) Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Придумайте заголовок. Сколько микротем в приведённом тексте? Озаглавьте каждую. Выпишите слова и словосочетания, которые являются ключевыми в тексте. 8 класс(стр.50 упр.107) Пользуясь памяткой 2 (См. стр.137 Справочных материалов), напишите сжатое изложение.
41 А4. Укажите ошибочное суждение. 1) В слове НЕИЗВЕСТНЫХ (предл.5) согласный звук [т] является непроизносимым. 2) В слове ВХОДЯ (предл.1) первый звук-[ф] 3)В слове ДОСТАНЬТЕ (предл. 16) мягкость согласного [н] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак). 4) В слове СЕРЬЁЗНОГО (предл. 1) звуков больше, чем букв.
42 6 кл. Упр.418. От данных слов образуйте имена прилагательные с суф.-онн-, -енн-, -ан-, -ян-. 7 кл. Упр.227. Вставьте нужный суффикс в имена прилагательные. А7. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила? 1) бесценные 2) сосредоточена 3) напряжённо 4) деревянная
43 Содержательные разделы "Лексика и фразеология" представлены заданием А 2: укажите, в каком значении употребляется в тексте слово поведал. В каком из перечисленных предложений есть слово с переносным значением? 5 класс: Сведения о 5 способах объяснения лексического значения слова. 5-6 класс: Упражнения: «Объясните лексическое значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарю", "рассмотрите рисунки, вспомните фразеологизмы, составьте с ними предложения".
44 Фонетические 7 класс (стр.157 упр.401) Выразительно прочитайте текст, обращая внимание на указанные звуки. Докажите, что в отрывке использован приём звукописи. Какое настроение он усиливает? Лексические 7 класс (стр.160 упр.411) Прочитайте начало стихотворения С.А.Есенина. Какая картина рисуется в вашем воображении при чтении первых двух строчек? Опишите её. Расскажите об использовании приёма олицетворения.
45 Морфологические 7 класс (стр.169 упр. 432) Спишите текст, производя замену прошедшего времени глаголов на формы настоящего времени. Оба варианта сравните и сделайте вывод. Найдите предложение без подлежащего. Как такое предложение связано с предыдущим? Синтаксические 7 класс (стр.173 упр. 440) Напишите небольшое сочинение на тему «Я заблудился…». Покажите свою взволнованность с помощью синтаксических средств: вопросительных и восклицательных предложений, прямой речи и т.п.
46 Учебный материал расположен таким образом, что теория и практика взаимосвязаны,поэтому на каждом уроке имеется материал, связанный с подготовкой к ГИА. На сегодняшний день этот учебник является учебником нового поколения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.