Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕлена Богданова
1 АЛЬБОМ ВЕСЁЛЫХ ПОДСКАЗОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2 ФИО руководителя проекта, место работы, должность: Савенкова Людмила Ивановна, учитель русского языка МОУ «ООШ с. Клевенка» ФИ учащегося, выполнившего проект, место учёбы, класс: Бессмертная Кристина, МОУ «ООШ с. Клевенка», 5 класс Учебный предмет: русский язык. Возраст участника : 12 лет. Продолжительность: длительный (I – II четверть 2013 г.).
3 Новизна проекта Новизна проекта состоит в том, что в нашей школе нет такого пособия, в котором бы находились такие подсказки, являющиеся дополнительным материалом для отработки навыков грамотного письма. Работать с альбомом ученик может как самостоятельно, так и вместе с родителями или старшими учениками. Надеюсь, что это пособие поможет учащимся повысить уровень грамотности и успешно овладеть орфографическими нормами.
4 Цель: составить электронное и печатное пособие для повторения и закрепления правил русского языка в игровой стихотворной форме. Задачи: проанализировать лингвистический материал по данной теме и грамотно использовать его; отобрать оптимальные варианты из стихотворных шуточных подсказок по русскому языку; создать дидактический альбом для учащихся.
5 Практическое значение: этот альбом будет полезен всем, кто желает научиться грамотной письменной речи; Проблема: трудно вовремя вспомнить нужное правило. Гипотеза: если будет создан альбом «весёлых» подсказок, то в дальнейшем он поможет учащимся стать более грамотными по русскому языку.
6 Актуальность данной темы: Русский язык является самым богатым и в то же время самым трудным языком на нашей планете. В связи с этим возникает много трудностей при его изучении. Для некоторых школьников изучение языка является настоящим кошмаром. Огромное количество правил правописания создают большие трудности для учащихся, да и не только для них. Мне нравится шутка по этому поводу: «Владение русской орфографией - это как владение кунг-фу, настоящие мастера не применяют его без необходимости». Учитель в печали, Родные в тоске: Стоит ученик Со слезою во взоре С ошибками пишет На классной доске… (В. Орлов) Мысль, что о правилах русского языка (орфограммах) можно рассказать в образной форме с использованием ритмической организации речи, облегчающей запоминание учебного материала, представляется актуальной: кто не знает, как дети любят стихи! Рифмованные строчки завораживают мелодичностью. Может быть, с первой маминой колыбельной начинается эта любовь?! Стихотворные строки К. Чуковского, С.Маршака, А.Барто, А.С. Пушкина, так привлекавшие и зачаровывавшие в дошкольном детстве, легко вспоминаются и цитируются в любом возрасте. Происходит это потому, что в них есть простота, лёгкость, изящество
7 Этапы работы над проектом Определение правил, на которые чаще всего мои одноклассники допускают ошибки в письменных работах. Подбор оптимальной замены ему из разряда «весёлых» подсказок для более успешного усвоения данной орфограммы. Итоговый продукт: размещение данных подсказок в электронной версии и в печатном альбоме.
8 Необходимые материалы: О.Н.Кургузова. «Помогают рифмы». Журнал «Русский язык в школе» стр.45. А.И.Косоговский. «Зарифмуем… правила». Журнал «Русский язык и литература в школе» Стр.25. Орфография в стихах. Реализация проектной технологии в процессе изучения орфографии, Шиве Вера Ивановна, учитель русского языка и литературы Лаврова, С. Русский язык. Страницы истории / С. Лаврова. - М.: Белый город, Мудрое слово. Русские пословицы и поговорки. - М.: Детгиз, Фразеологический словарь русского языка. - СПб., Интернет-ресурсы: chastyax-rechi/Грамматика chastyax-rechi/
9 У «Альбома весёлых подсказок по русскому языку» есть свой эпиграф или девиз, который призван дать настрой в начале работы. Кто устал от нудных правил, От ученья занемог? Кто себя с трудом заставил Скучный выучить урок? У кого ошибок море И в пометах вся тетрадь? Для кого ученье горе, Двойку кто схватил опять? Знаешь, друг, не будь зубрилой, Ведь зубрёжка – это ложь. Прочитай стихи, мой милый, Улыбнись и всё поймёшь. Сделать лёгким всё, что сложно, - Это главное для всех. Всё реально, всё возможно. Верь в себя, придёт успех.
10 Орфография в стихах, В рифмах пусть хранится. В память правило отправим В тайниках лежать оставим, Как перо жар-птицы.
11 Что объединяет гласные и согласные? Гласные, Согласные Кое в чём согласные: Но к ним ещё позиции, Как в танце, применяются. Ставим букву слабую В сильную позицию. Слово столБ – стол Бы проверим, Слово гриБ с гри Бами сверим, Сырое Жку – ешь, не бойся, От сыроежечки есть польза! Примечание: Сильная позиция для согласных – позиция перед гласной буквой.
12 Безударная гласная корня, проверяемая ударением Гласные, хоть и поются, Не всегда легко даются. В корне гласная у вас Вызвала сомнение? Эту гласную тотчас Проверим ударением: Форму слова измени, Родственное подбери, И тогда секреты корня Словно видишь изнутри: Для «з Емли» проверка – «з Емли», Для «в Оды» проверка «в Оды». Примечание: сильная позиция для гласной – под ударением.
13 О правописании приставок Все приставки, как и люди, Дорожат своим лицом. Чтоб запомнить внешность каждой, Быть не надо мудрецом. Но на З и С приставки В этом отличаются: Под влиянием соседа З и С меняются. Вы в приставке С пишите, Если вслед за ним глухой! Водит дружбу З со звонким – Вот что нужно знать ребёнку! Запомни: все согласные глухие в предложении: Фока, хочешь покушать щец? Все согласные звонкие в предложении: Где жизнь была в мире + й... З приставки не бывает! Это каждый школьник знает! ЗГИ, ЗДЕСЬ,ЗДАНИЕ,ЗДОРОВЬЕ С З пишите на здоровье!
14 Правописание производных предлогов ВСЛЕДСТВИЕ – это ИЗ-ЗА – ясно вполне: Слитно напишем, конечная Е! В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ: Спроси: КАК ДОЛГО? Или КОГДА? В конце пишем Е, Но раздельно всегда!
15 Конструкции с союзом КАК: КАК на ПОДОБНО заменяю- Значит, запятой выделяю. КАК заменяю на ПОТОМУ ЧТО- Значит, блок выделить нужно! А КАК в смысле В РОЛИ- Здесь запятые уже не нужны!
16 О приставках пре- и при-. У приставок пре- и при- Много хитростей внутри, Чтоб их правильно писать, Надо вот что будет знать: Пре- всегда в значении ОЧЕНЬ, Иль близка к приставке пере- : Преткновенье, прехороший. При - в значении приближенья Или присоединения, Действия неполнота – Эта грамота проста: Я присел, придвинул книжку И увлекся чтеньем слишком
17 О правописании глаголов Кто в глаголах пишет ЦА, - настоящая овца Для верного определения начальной формы глагола: вид не менять, -СЯ не терять....
18 Культура речи Одевать (кого?) Надежду Надеваем (что?) одежду. Множественное число В детской сказке Колобок по траве катиться мог без ботинок, без сапог, без носков и без чулок. Шесть гектаров апельсинов, Яблок, груш и мандаринов, баклажанов – грядок пять, помидоров не собрать. Долго ели т Орты - Не налезли ш Орты! Срубили ель, сорвали зав Ель. Звон Ит звонарь, Звон Ят в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог: Фёкла красная, как свЁкла!
19 Непроизносимые согласные И ужасно, и опасно Букву Т писать напрасно! Всем известно, как прелестно Букву Т писать уместно! Сочетания НЧ, ЧН, НЩ, ЧК, ЩН Мощный каменщик зимой Нянчил дочку в час ночной. Спи, дочурочка, в тиши, Мягкий знак тут не пиши.
20 О правописании Ь в словах с шипящими на конце В глаголах и наречиях Знак пишется всегда, (думаешь, стричь, отрежьте, навзничь) А кратких прилагательных Его нет никогда! (певуч, пахуч, горяч) Существительное-много-, Существительное - мой- Знак не нужен никакой! (плащ, много туч) А подставь она, одна – Ь знак пиши всегда! (дочь, печь)
21 О-Ё после шипящих Проблема в корне – проверяй: Ё на Е скорей меняй! (жёлтый - желтеть) После корня у глагольных Букву Ё пиши свободно! (печёт, испечённый) В именных за корнем О- Это знаем мы давно! (девчонка, врачом) ИСКЛЮЧЕНИЯ: ШОРОХ в КРЫЖОВНИКЕ, на КАПЮШОНЕ ШОВ
22 Ы-И после Ц В существительных на ЦИЯ Мы всегда напишем ИЯ. (нация, акация) Да и в корне, посмотри, Тоже пишем букву И! (цирк) (ИСКЛ.: цыган встал на цыпочки и сказал цыплёноку: «Цыц!») А в концовках ЦЫН-ЦЫЙ-ЦЫ Пишем только букву Ы! (овцы, сестрицын, белолицый)
23 Страшные страдания от чередования: Командует суффикс –А- ! Коль за корнем суффикс -а-, Букву И пишу тогда Буква Е тогда нужна, Коли нет за корнем –А-. Замереть и замирать, Запереть и запирать, Расстелить и расстилать – Я не стану впредь гадать, Потому что умный суффикс Всё мне должен подсказать!
24 Корни с чередованием Командует суффикс –А- ! Собирать, стирать, задира – Повнимательней гляди: Если в слове имя Ира, Значит, в корне буква И. На суффикс посмотри: Если есть за корнем а В корне И пиши всегда, Вот пример. Запоминай! Ноги выт Ер?- Выт Ирай
25 Командует суффикс –А- ! ЛАГ- (-ЛОЖ-) Предположим, корень –ЛОЖ- Вышел в дождик без калош. Простудился, это ясно. Состояние ужасно. По ЛОЖили на кроватку, Как теперь ему несладко. Пред ЛОЖили мазь, уколы, Пропускает бедный школу. А вот умный корень –ЛАГ- Суффикс –А-, как будто флаг, За собою развернул И ни разу не чихнул. По ЛАГаю, ясно, дети, Как писать вам корни эти? Командует суффикс –А- ! -кос-(-кас-) На урок пришли в наш класс Корень –КОС- и корень –КАС- Суффикс –А- примчался мигом, Оглушил всех громким криком: - Где вы, где вы, корень –КАС-? Не могу я жить без вас! Если после корня –А-, С корнем –КАС- пиши слова.
26 Имя числительное ЧАСТУШКИ О ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ Мы узнали имена существительные, Прилагательные, также и числительные. Пропоём частушки вам о числительных таких: Количественных и Составных, Порядковых и простых, Один, два, три,, тридцать пять - Числа целые все знают, очень просто их считать. Сорок целых семь десятых, две восьмых и три вторых – Числа дробные сложнее, просклонять сумейте их. Оба, обе, двое, трое - собирательные, С существительными вместе сочетательные. Первый, пятый, сто восьмой, седьмой - порядковые, Чисел целый ряд построим по порядку мы.
27 ГОРОД НАРЕЧИЕ На острове морфология есть страна частей речи. Там, в числе других, город есть наречие. Шесть улиц в городе том, у каждой своё значение. На них живут и работают все жители без исключения. На улице Образа действия - быстро, дружно, легко; На улице Места - справа, сбоку, вблизи, далеко; На улице Времени -утром, летом, сегодня, сейчас; На улице Цели - в шутку, нечаянно и напоказ; На улице Меры и степени - очень, вполне, весьма; А на Причины улице - поневоле, недаром., спроста. Есть в городе наречие округ - местоименный, В нём обитают жители Неопределённые, Вместе с Вопросительными, рядом с Отрицательными. И ещё, конечно, также с Указательными.
28 Фразеологизмы Теория фразеологизмов была заложена в начале XX в. Фразеологизмы в нашей повседневной речи употребляются сплошь и рядом. Иногда мы даже не замечаем, что произносим эти устойчивые, ставшие уже крылатыми, выражения - настолько они привычны и удобны. Фразеологизмы отличаются образностью. «Не видно ни зги» - это то же, что темно. Однако фразеологизм энергичнее, эмоциональнее, то есть, прибегая к нему, человек, помимо всего прочего, сообщает еще и о своем отношении к событию, предмету или собеседнику. Фразеологизмы - это жемчужины русского языка. Фразеологизмы показывают особенность менталитета русского языка. Именно поэтому их очень трудно переводить на другой язык, иногда практически невозможно, разве только путём подбора какого-то аналога. Буквальных переводов фразеологизмов быть не может. Фразеологизмы - это меткие выражения. Но порой они остры и грубоваты, порой слишком экспрессивны, поэтому употреблять их нужно в разговорной речи, а, например, в официально-деловой речи ими следует пользоваться с большой осторожностью. Мы сочинили частушки-фразеушки, используя фразеологические обороты со словом «УХО», некоторые из них мы проиллюстрировали собственными зарисовками, показав буквальное понимание этих фразеологизмов.
29 ЧАСТУШКИ-ФРАЗЕУШКИ Ставьте ушки на макушки, Слушайте внимательно. Мы частушки-фразеушки Пропоём старательно. Жужжит в уши педагог на уроке тему, Но не может сам понять странную проблему: В одно ухо у ребят тема залетает, Не проходит двух минут - в другое вылетает. Нерадивый ученик - голова два уха - С неохотою урок слушал краем уха. Не ведёт он даже ухом на совет своих друзей, Не видать ему пятёрок, как и собственных ушей. Медведь ухо отдавил Васе при рождении, И теперь мычит, рычит тот на уроке пения. До ушей краснеет Вася - петь не получается, Уши вянут у других - а он вовсю старается. Мы в столовую влетаем, видим – Петя там сидит,пиццу ест, а за ушами у него уже трещит. Хохотать все начинают, рот у всех аж до ушей, Успокоиться не могут, хоть завязочки пришей Мы пропели фразеушки, верьте вы своим ушам, Не ушами надо хлопать, а учиться лучше нам. Мы,надеемся, куплеты не прошли мимо ушей, Нужно,нужно нам,ребята, быть с наукою дружней
30 Заключение Эта книжка не учебник, Ну и я ведь не волшебник. Чтоб учиться на отлично, Нужно знать весьма прилично Всё, что вам даётся в школе, Дорогие Маши, Коли, Кати, Саши и Наташи. Книжка эта – помощь наша. На досуге, после школы Прочитай стишок весёлый. Коль запомнишь, что ж, прекрасно. Главное, чтоб было ясно, Чтоб ты мог легко, с улыбкой Написать все без ошибки. АЛЬБОМ ВЕСЁЛЫХ ПОДСКАЗОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ – это наш стихотворный орфографический сборник, собранный учеником и учителем. Сборник стал результатом проектной деятельности, работа над которым будет продолжаться и к ней, я надеюсь, присоединятся единомышленники. Я планирую, что мы будем создавать в дальнейшем собственные рифмованные подсказки со своими рисунками.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.