Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемИван Вальцов
1 Виктор Платонович Некрасов (4 (17) июня 1911, Киев - 3 сентября 1987, Париж) Краткая биография Из интеллигентной семьи: отец - банковский служащий, мать - врач. Раннее детство провёл в Лозанне (там мать получала медицинское образование) и Париже, где она работала в военном госпитале. После окончания школы в Киеве, где обосновалась семья, Некрасов учился на архитектурном факультете Киевского строительного института (закончил в 1936) и в студии при Театре русской драмы (закончил в 1937). До начала войны недолго работал архитектором, потом актером и театральным художником в театрах Киева, Владивостока, Кирова, Ростова-на-Дону. К этому времени относятся первые литературные опыты Некрасова, носившие, однако, «домашний» характер. С августа 1941 в армии, воевал в должности полкового инженера, заместителя командира сапёрного батальона в Сталинграде, на Украине, в Польше. Дважды был ранен. Как инвалид войны был демобилизован. В работал журналистом в киевской газете «Советское искусство».
2 Литературный дебют В 1946 в журнале «Знамя» была опубликована повесть Некрасова «В окопах Сталинграда» (журнальное название «Сталинград»). Повесть вызвала в литературных кругах неоднозначное отношение. А.Т.Твардовский во внутренней рецензии писал: «Первое очевидное достоинство книги - то, что, лишённая внешне сюжетных, фабульных приманок, она заставляет прочесть себя одним духом. Большая достоверность свидетельства о тяжёлых и величественных днях борьбы накануне «великого перелома», простота и отчётливость повествования, драгоценнейшие детали окопного быта и т. п. - всё это качества, предваряющие несомненный успех книги у читателя. О её существенном содержании можно сказать примерно так. Это правдивый рассказ о великой победе, складывавшейся из тысяч маленьких, неприметных приобретений боевого опыта и морально-политического превосходства наших воинов задолго до того, как она, победа, прозвучала на весь мир. И рассказ этот - литературно полноценный, своеобычный, художнический убедительный...». Высоко оценил повесть и А.П.Платонов: «Некрасов, - писал он, - придаёт описанию войны, всему движению чувств и действиям человека, пребывающего в огне боя, необыкновенно ощутительную, живую, непосредственную конкретность; читатель всё время живёт в том потоке событий, в который вовлёк его автор". Руководство же Союза писателей отнеслось к повести резко отрицательно, были даже проведены два специальных совещания, нацеливавших печать на её разгром. От запланированного разгрома повесть спасла Сталинская премия (1947), присуждённая Некрасову по неожиданному прямому указанию Сталина, так и оставшемуся необъяснимым.А.Т.Твардовскийопыта Сталина
3 Однако « охранная грамота » Сталинской премии на дальнейшее творчество Некрасова не распространялась. То, что он писал потом, как правило, подвергалось уничтожающей критике руководящих идеологических служб. Так было с повестью « В родном городе » (1954), рассказывавшей о драматической судьбе фронтовиков, столкнувшихся при возвращении в долгожданную мирную жизнь, которая оказалась трудной, разорённой, безрадостной, с непробиваемым партийно - бюрократическим бездушием. Так было и с повестью « Кира Георгиевна » (1961), в которой причины конформизма, душевной опустошённости, нравственных недугов части нашей интеллигенции автор объяснял разлагающей общество нехваткой воздуха свободы. Официозная критика встретила в штыки и эссеистские выступления писателя по вопросам искусства. Некрасова прорабатывали за статью « Слова « великие » и простые » (1959), в которой он отвергал напыщенную героическую патетику, уводящую от правды, за заметки о современной архитектуре « О прошлом, настоящем и чуть - чуть о будущем » (1960), в которых он критиковал безвкусную монументальность и убогое однообразие тогдашнего советского градостроительства. Его эстетические взгляды квалифицировались как идейно порочные.
4 После того, как Хрущёв ополчился против зарубежных очерков Некрасова «По обе стороны океана» (1962), заявив, что их автору не место в партии, началась настоящая травля писателя. Его перестали печатать, клеймили позором на собраниях, завели на него персональное дело и вынесли ему строгий выговор. После падения Хрущёва писателя на время оставили в покое. Но в 1969 за то, что Некрасов подписал коллективное письмо в защиту украинского диссидента Вячеслава Черновила и выступил в день 25-летия расстрела евреев в Бабьем Яру, на него опять было заведено персональное дело, закончившееся вторым строгим выговором.
5 В 1972, как сказано было в решении, «за то, что позволил себе иметь собственное мнение, не совпадающее с линией партии», писателя исключили сначала из партии, а потом из Союза писателей. Им занялось КГБ: слежка, прослушивающийся телефон, унизительный обыск с изъятием книг и рукописей, многочасовые допросы, на которых ему дали понять, что если он не «исправится» или не уедет на Запад, ему придётся отправиться «в места не столь отдалённые». Так, Некрасова в 1974 вытолкнули в эмиграцию, а потом, в 1979, после того как он, выступая по радио, иронически отозвался о "трилогии" Брежнева, главным образом о военной её части - «Малой земле», его лишили советского гражданства. Два с лишним десятилетия на родине его книги не издавались, циркуляром Главлита были изъяты из библиотек, его имя было запрещено упоминать в печати, оно вычёркивалось даже из библиографических справок.Брежнева
6 Главная книга Главной книгой Некрасова стало его первое произведение - повесть «В окопах Сталинграда», она оказалась самым высоким его художественным достижением. Он написал потом несколько очень сильных рассказов о войне, например «Судак» (1958) и «Вторая ночь» (1960), их можно поставить рядом с этой книгой, но не над ней. «В окопах Сталинграда» - первое в нашей литературе произведение не о войне, а изнутри войны, рассказ не наблюдателя, а её участника, находившегося на переднем крае. Она словно бы возвращала «окопникам» незаживающее их прошлое, перечёркнутое официально признанными и сверх обильно тиражируемыми парадными, фанфарными сочинениями. «В окопах Сталинграда» стала книгой, определившей очень важное направление нашей военной прозы, хотя её влияние не ограничивалось рамками этой литературы. Когда на рубеже 1950-х и 1960-х годов заявила о себе литература фронтового поколения или, как её ещё называли, «лейтенантская литература» (хотя среди её авторов были и солдаты), сразу же обнаружилось, что у истоков этой литературы повесть Некрасова была главным её ориентиром, он был её признанным лидером. Это засвидетельствовали многие прозаики того призыва - Г.Я.Бакланов и В.В.Быков, В.О.Богомолов и А.М.Адамович, Б.Ш.Окуджава и В.Л.Кондратьев, В.Ф.Тендряков и В.Н.Сёмин, поддержанные и поэтами фронтового поколения - С.С.Наровчатовым и К.Я.Ваншенкиным, Г.М.Поженяном и Ю.В.Друниной.
7 Б.А.Слуцкий справедливо заметил: «Повесть В.Некрасова обогнала свою литературную эпоху, во многом предваряя наше время». Писатели фронтового поколения так определили роль повести Некрасова в их творческой судьбе: «Все мы вышли из некрасовских «окопов». Исключительное значение этой книги признали и писатели старшего поколения - Твардовский и И. Г. Эренбург. К.М. Симонов и А. А. Бек, В. П. Гроссман и А.П.Платонов считали, что она стоит в первом ряду лучших произведений о Великой Отечественной войне, что это одно из самых высоких достижений нашей литературы.
8 Автобиографичность, близость к мемуарному жанру придают написанной от первого лица повести «В окопах Сталинграда» особого рода интимную достоверность, резко приближают к читателю события и персонажей, делают его сопереживания главному герою полнее, глубже. Автобиографичность и лиризм, свободно льющееся повествование с то и дело возникающими отступлениями, воспоминаниями героя, его размышлениями, как выяснилось впоследствии, были не просто особенностями повести «В окопах Сталинграда», а органическим свойством художественной манеры и творческой личности Некрасова, отчетливо проступающим во всем, что он написал, в том числе и в тех вещах, что были созданы на чужбине, в эмиграции: путевых очерках «Записки зеваки» (1975), «Взгляд и нечто» (1977), «По обе стороны стены...» (1977), «Из дальних странствий возвратясь...» ( ), в повестях «Саперлипопет, или Если б да кабы, да во рту росли грибы...» (1983), «Маленькая печальная повесть» (1986), напоенных печальной любовью, сливающейся с самоиронией, к отрезанной от него родине, к оставшимся там друзьям. И чем полнее и ярче эти свойства реализовались, тем выше был художественный уровень некрасовской прозы, тем значительнее достигнутый результат. Две повести Некрасова были экранизированы: «В окопах Сталинграда» - фильм «Солдаты» (1957, режиссёр А. Иванов) и «В родном городе» - фильм «Город зажигает огни» (1958, режиссёр В. Венгеров). Некрасов написал несколько сценариев документальных фильмов. Умер в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.