Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВиктор Валяев
1 Учебные достижения школьников как предмет мониторинга Солянкина Наталья Леонидовна, к. пед.н., ст. н. с. Центра мониторинга качества образования КК ИПКиПП РО
2 Планируемые результаты обучения 1. Воспроизводить смысл понятия «учебные достижения»? 2. Соотносить между собой понятия «личностные достижения», «учебные достижения», «общие учебные умения» и «предметные умения» учащихся? 3. Различать общие учебные умения и предметные умения 4. Соотносить общие учебные и предметные умения
3 Подходы к рассмотрению достижений учащихся Достижения учащихся Возрастание объема ЗУН учащихся Личностные приобретения детей, их индивидуальное продвижение в образовательном процессе, развитие личностных образований достижения в учебной деятельности достижения в неучебной деятельности
4 Личностные достижения - степень прогресса личности по отношению к ее предшествующим проявлениям в образовательной деятельности (Л.С. Илюшин); - личное продвижение обучаемого по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качества (А.Н. Майоров)
5 Личностные достижения обучающихся (О.Е. Лебедев) СКЛАДЫВАЮТСЯ ИЗ КОМПОНЕНТОВ: уровня знаний и умений в познавательной деятельности с учетом государственного стандарта образования и профиля или специализации конкретного образовательного учреждения; фонда коммуникативных умений; творческой познавательной активности на протяжении всего курса обучения; личных социальных достижений внутри образовательного учреждения и вне ее.
6 Достижения в области психического развития (Л.С. Выготский) Области, где имеет место психическое развитие ребенка: - познавательная сфера (восприятие, память, воображение, мышление); - сфера личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, ценностные ориентации и т.д.); - система практических и умственных действий, обеспечивающих возможность практической и умственной деятельности.
7 Достижения в неучебной деятельности спортивные достижения; достижения в художественно-эстетической области (музыке, живописи и др.); достижения в области техники и т.д.
8 Достижения в учебной деятельности Учебные достижения - результат обучения: знания, умения и навыки, полученные учащимися в процессе систематического обучения по утвержденной программе (в узком смысле) - уровень развития учащихся, достигнутый в результате обучения в одном из образовательных учреждений или самостоятельно (в широком смысле) - это степень овладения обучающимися конкретными знаниями, умениями, навыками, видами деятельности, измерение которых может осуществляться на разных этапах развития.
9 Учебные достижения: комплекс знаний, умений и навыков (ЗУН; предметные умения); совокупность логических, коммуникативных, организационных умений (универсальные умения); практический опыт личности.
10 Знание. Умение. Навык Знание - это результат познания действительности, совокупность сведений из какой-либо области (знать – иметь представление о чем-либо). Знания являются основой умений. Умение – это действие в специфической ситуации, проявление усвоенных знаний на практике. Умения включают в себя знания плюс определенную степень тренированности в оперировании знаний. Навык – это способность выполнять какие-либо действия автоматически.
11 Предметные умения - совокупность специальных умений по различным учебным дисциплинам. Предметное умение является специфическим для той или иной учебной дисциплины.
12 Предметные умения по русскому языку правильно писать изученные слова с непроверяемыми орфограммами; производить звуковой анализ слов; производить разбор слова по составу; производить разбор слова как части речи; производить элементарный синтаксический разбор предложений, определять их вид, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними с помощью вопросов; соблюдать правила речевой этики, выражать просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
13 Предметные умения по математике читать, записывать цифрами многозначные числа; выполнять сложение, вычитание, деление и умножение многозначных чисел; вычислять значение числового выражения, используя правила порядка выполнения арифметических действий; вычислять значения буквенных выражений при заданных значениях букв; выполнять все действия с именованными числами.
14 Общие учебные умения Специальные умения Надпредметные умения Универсальные способы получения и применения знаний Базовые умения учебной деятельности Академические умения Способы учения Обобщённые умения Первичные умения
15 Общие учебные умения Общие учебные умения – это инструмент, содействующий усвоению других объектов, но в самих актах усвоения не участвующий (А.П. Федосеева). Общие учебные умения исполняют роль механизмов, опосредующих реализацию познавательных способностей школьника в успешном освоении учебной деятельности и являющихся основой становления личности ученика как субъекта самообразования (Г.Б.Черешнева).
16 Взаимосвязь предметных и общих учебных умений Предметные умения Общие учебные умения
17 Классификация общих учебных умений (г.Челябинск) Учебно-управленческие умения (общеучебные умения учащихся, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности) Учебно-логические умения (общеучебные умения, позволяющие структурировать процесс постановки и решения учебных задач). Учебно-информационные умения (общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач).
18 Учебно-управленческие умения понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности; понимать последовательность действий для решения учебной задачи; выполнять советы учителя; пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами; соблюдать правильную осанку за рабочим местом; выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда; сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации; владеть основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль); оценивать свою учебную деятельность и деятельность своих одноклассников по заданному алгоритму; вносить необходимые изменения в последовательность и время выполнения учебной задачи.
19 Учебно- логические умения Анализ и синтез: определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов; определять компоненты объекта (т. е. составляющие части), качественно и количественно описывать их, определять причинно- следственные отношения компонентов объекта, определять отношения объекта с другими объектами. Сравнение: определять объекты сравнения, аспекты объекта сравнения; устанавливать либо сходство, либо различие по одному аспекту или нескольким; одновременно устанавливать сходство и различие по одному аспекту или нескольким; выполнять сравнение по аналогии. Определение и решение проблем: определять проблемы, т. е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным; переносить знания, умения в новую ситуацию с целью решения проблемы; комбинировать известные средства для решения проблем
20 Учебно-информационные умения Умения работать с письменными и устными текстами: бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения; пользоваться различными видами чтения (сплошным, выборочным,, по ролям, про себя, вслух); работать с основными компонентами текста учебника: оглавлением, учебным текстом, вопросами и заданиями, словарем, приложениями и образцами, иллюстрациями, схемами, таблицами и сносками; находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку; составлять простой план письменного и устного текста; грамотно списывать и писать под диктовку тексты; создавать письменные и устные тексты различных типов. задавать вопросы в случае непонимания устного текста; владеть различными видами пересказа текста и т.д. Умения работать с реальными объектами как с источниками информации: наблюдать объект в соответствии с целями и способами, предложенными учителем; использовать по рекомендации учителя различные виды наблюдения; качественно и количественно описывать наблюдаемый объект; формировать под руководством учителя простейшие модели и т.д.
21 Классификация общих учебных умений (М.М.Поташник) учебно-организационные умения учебно-интеллектуальные умения поисково-информационные умения учебно-познавательные умения
22 Классификация общих учебных умений (Государственный стандарт основного общего образования; 2004 г. ) Умения, связанные с познавательной деятельностью; Умения, связанные с информационно- коммуникативной деятельностью; Умения, связанные с рефлексивной деятельностью
23 Общие учебные умения учащегося основной школы Познавательная деятельность – включает элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами (методы познания). Например: - определять структуру объекта познания; - осуществлять поиск и выделение функциональных связей и отношений между частями целого; - использовать различные методы (наблюдение, моделирование, эксперимент и др. ) для познания окружающего мира; - и т.д.
24 Общие учебные умения учащегося основной школы Например: -осознанно бегло читать тексты различных стилей и жанров; - создавать письменное высказывания; - составлять план, тезисы, конспект; - приводить примеры, подбирать аргументы, делать выводы; - использовать различные источники информации (энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др.); - и т.д. Информационно-коммуникативная – включает способы деятельности ученика с информацией, содержащихся в различных источниках (в том числе в реальных объектах) и способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями
25 Общие учебные умения учащегося основной школы Например: - самостоятельно организовывать учебную деятельность; -соблюдать нормы поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни; - оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности, своего физического и психического состояния; - организовывать совместную деятельность; - и т.д. Рефлексивная – включает способы деятельности личностного самосовершенствования ученика, что выражается в формировании внутренней экологической культуры и поведения.
26 Классификация общих учебных умений (Проект государственного стандарта общего образования; 2007 г.) Личностное развитие развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств. Социальное развитие воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик. Общекультурное развитие освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры. Интеллектуальное развитие развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования. Коммуникативное развитие формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.
27 Примеры заданий на взаимосвязь предметных и общих учебных умений 1. Составьте электронную конфигурацию атома хлора. 2. Выпишите из текста существительное в форме Р.п., ед.ч. Разберите выписанное слово по составу. 3. Решить: : (2 * 3 - 5)
28 Планируемые результаты обучения 1. Воспроизводить смысл понятия «учебные достижения»?Воспроизводить смысл понятия «учебные достижения»? 2. Соотносить между собой понятия «личностные достижения», «учебные достижения», «общие учебные умения» и «предметные умения» учащихся?Соотносить между собой понятия «личностные достижения», «учебные достижения», «общие учебные умения» и «предметные умения» учащихся? 3. Различать общие учебные умения и предметные умения.Различать общие учебные умения и предметные умения. 4. Соотносить общие учебные умения и предметные умения.Соотносить общие учебные умения и предметные умения.
29 Задания для контроля 2. УСТАНОВИТЬ СВЯЗИ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ «УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», «УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ», «ПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ», «ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ». ЗАПОЛНИТЬ ПУСТЫЕ КВАДРАТЫ В СХЕМЕ. 1. ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД «УЧЕБНЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ»?
30 Задания для контроля Обвести кружном номера всех правильных ответов 3. ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ 1)ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям; 2)объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента; 3)согласовывать свою деятельность в группе с деятельностью других участников; 4)оценивать свое поведение и действия других людей в особо охраняемых территориях Красноярского края; 5)выдвигать предположения и провеять их на практике; 6)высказывать суждение о произведениях Л.Н. Толстого
31 Задания для контроля Установить соответствие 4. ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ 1)Моделировать объекты, явления, процессы 2) Создавать письменное высказывание ПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ А) Кратко излагать ответ на поставленный вопрос в письменном виде Б) Составлять электронную конфигурацию атомов химических элементов В) Высказывать устно суждение о произведениях В.П. Астафьева
32 Спасибо за внимание!
33 Учебные достижения Обученность (как достигнутый на момент диагностики уровень сформированности намеченного продукта) Обучаемость (как способность ребенка овладевать содержанием обучения)
34 Достижения в учебной деятельности (программа Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) Проявление учебно-познавательного интереса Знания об окружающей действительности Владение известными способами интеллектуальной и практической деятельности Владение способами творческой, поисковой деятельности Проявление эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу Проявление эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу
35 Проявление учебно-познавательного интереса интерес, связанный с содержанием учебных предметов; интерес, связанный с процессом познания (со способами добывания знаний); интерес, связанный с самообразованием; интерес, связанный с ориентацией на разные способы взаимодействия с другим человеком; и т.д.
36 Проявление эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу готовность к элементарному самообслуживанию в быту; готовность оказать помощь окружающим; готовность соблюдать правила поведения в общественных местах; привычка завершать начатое дело; инициативность и творчество в выполнении общественных обязанностей; и т.д.
37 Характеристики владения известными способами деятельности в области интеллектуальной и практической деятельности умения, связанные с познавательной деятельностью; умения, связанные с коммуникативной деятельностью; умения, связанные с организационной деятельностью Общие учебные умения
38 Характеристики владения способами осуществления творческой, поисковой деятельностью умения, связанные с творческой и поисковой деятельностью; умения, связанные с рефлексивной деятельностью назад Общие учебные умения
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.