Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.hse.ru
1 Николай и Михаил Бахтины: консонансы и контрапункты философских позиций Григорий Тульчинский НИУ Высшая школа экономики, Санкт-Петербург, Россия
2 Бахтины Николай Михайлович (Nicolas Bachtin) Михаил Михайлович (Mikhail Bakhtin)
3 Почему важно сопоставление: нетривиальность мыслителей и личностей глубокая духовная близость братьев в юности и молодости общность интересов и круга общения в студенческие годы глубокий интерес к метафизике нравственности, философская персонология, в основе которой лежит метафизика свободы и ответственности оба вышли к глубоким культурологическим обобщениям различное, но влияние в философии большое влияние старшего брата, признававшееся М.М.Бахтиным на закате жизни неоднозначность отношений между братьями Ergo: сравнение философских позиций и взглядов Н.М.Бахтина и М.М.Бахтина – задача, интригующая для выявления важных линий в осмыслении как отечественной, так и мировой философии новейшего времени.
4 Схождения и расхождения биографий Николай Поэтическое творчество, общественная деятельность, участие в I Мировой и Гражданской войнах, служба в Иностранном легионе Тяжелое ранение руки Преподаватель классической филологии в Бирмингеме Внешняя эмиграция Михаил Относительно спокойная жизнь Заболевание остеомиелитом Преподаватель классической филологии в Саранске Внутренняя эмиграция – триумфальное «возвращение» Совместная учеба Филологические образование Интерес к философии – привлекли внимание своими выступлениями и публикациями Незаинтересованность в личных контактах. Отказ М.Бахтина от архива брата Конфликт?
5 Концептуальные схождения и расхождения Николай Телоцентризм: осязательность, эротизм Танатология. Трагизм бытия и творчества. Критика «умаления бытия до смысла» Неприятие творчества Достоевского Член компартии Богоборчество Михаил Сознание (душа) как взаимооплотнение смыслов «Нет ничего абсолютно мертвого: у каждого смысла будет свой праздник возрождения». Повышенный интерес к творчеству Достоевского Искание должностей, сотрудничество с функционерами, участие в кампаниях против формализма и «космополитов» Религиозность Философские предпочтения: Ф.Ницше, А.Шпенглер, М.Шелер Идея III – Славянского – Возрождения Критика структурализма Интерес к фрейдизму, психологии Неприятие абстрактного разума. Активизм мысли. Слово как поступок Философская антропология: персонологизм и отвественность. Философия культуры Неразделенная любовь к российскому государству ?
6 Необязательные вопросы Николай христианоборство Н.М.Бахтина является результатом семейного воспитания или выражением протеста против него? сохранил ли он свой напряженный духовный поиск в годы жизни в Великобритании? Михаил коренится ли христианская религиозность М.М.Бахтина в его семейном воспитании, уходит корнями в его детство и юность? или была приобретена им, возможно в под влиянием витебского окружения, дружбы с М.В.Юдиной?
7 Выводы: М.Бахтин как персонолог и религиозный метафизик нравственности Парадоксальность книги о Раблэ и идеи карнавала Некорректность структуралистских трактовок творчества М.Бахтина Некорректность либерально-демократических трактовок бахтинских идей (диалога, роли карнавала, смеховой культуры,…) Роль «обратной» рецепции творчества М.Бахтина
8 Главное Рациональность, разум – следствие ответственности, путь познания ее масштаба и глубины (не-алиби-в-бытии) = = Персонологическая метафизика ответственности была сформулирована М.М.Бахтиным и Н.М.Бахтиным, минимум, за семь лет до публикации «Бытие и ничто» М.Хайдеггера. Перспектива «глубокой семиотики» (deep semiotics) = традиции, восходящей к В.Вундту, В.Гумбольдту, А.Марти, русскому имяславию +Г.Шпет, А.Лосев, Л.Выготский, Леонтьевы… Предугадан тренд сдвига гуманитарной парадигмы
9 Deep semiotics vs Semiology vs Semiotics Sign Syntax Personology Semantics Pragmatics
10 Тренды динамики гуманитарной методологии Сущее Феномено- логия Герменевтика Экзистен- циализм Фрейдизм Постструкту- рализм Персонология Постчело- вечность Сущее, Истина (Онтология) Способы, методы познания (Эпистемология, методология) Способы преобразования сущего в соотв. с познанн. законами Потенции- рование реальности Должное Натурализм, позитивизм Возможное
11 Humanities = die Geistwissenschaften Социум Культура Человек, личность Свобода как ответственность
12 Humanities = die Geistwissenschaften Основание sciences – универсальность, всеобщность природы Основание humanities – универсальность свободы как ответственности
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.