Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемСтепан Чалеев
1 LOGO Социальное партнерство образовательных организаций разных типов как условие эффективного постинтернатного сопровождения выпускников детских домов Килина И.А., к.пс.н., начальник ЦПиПС
2 Основные определения Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 г.г. - одна из ключевых задач - создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе. Постинтернатное сопровождение - это комплекс мероприятий, направленный на защиту прав и законных интересов выпускников, оказание им необходимой помощи и поддержки, на совершенствование процесса взаимодействия специалистов различного профиля ПОО, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специалистов органов опеки и попечительства с выпускниками и их социальным окружением с целью содействия их успешной адаптации и социализации. Лица, в отношении которых осуществляется постинтернатное сопровождение – выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их обучения в ПОО и после получения профессионального образования до достижения ими возраста 23 лет.
3 Основные определения Цель постинтернатного сопровождения: успешная социальная адаптация выпускников в ПОО и в условиях самостоятельной жизни после получения ими профессионального образования. Основные задачи постинтернатного сопровождения : - охрана и защита прав и законных интересов выпускников, реализация социальных гарантий; - формирование у выпускников навыков социальной адаптации и интеграции; - организация работы кураторов для осуществления индивидуального наставничества выпускников; - снижение количества выпускников, не получивших профессионального образования, не занятых трудовой деятельностью, совершивших правонарушения
4 Основные определения Куратор (наставник) постинтернатного сопровождения – это работник ПОО, который осуществляет наставничество, индивидуальное сопровождение выпускников в целях их успешной адаптации, получения профессионального образования, трудоустройства, оказывает им необходимую поддержку и отслеживает процесс социализации после окончания ПОО до достижения ими возраста 23 лет Наставник – воспитатель детского дома; преподаватель ПОО; работник предприятия; «общественный» наставник (шефство)
5 Итоги мониторинга (2012/2014 г.г.)
6 Трудности реализации постинтернатного сопровождения выпускников Трудности Кол-во в % 1Низкое желание и мотивация на обучение 24 2Сложности адаптации в коллективе 21 3Неумение распоряжаться денежными средствами 11 4Нет взаимодействия с детскими домами 9 5Сложности в решении жилищных проблем для детей-сирот 8 6Несформированность социально-бытовых навыков 7 7Отсутствие дисциплины, пропуски занятий 7 8Низкая самооценка 3 9Отсутствие ответственности за принятые решения 3 10Эмоциональная возбудимость, агрессивность 1 11Недостаточная подготовка к самостоятельному проживанию в общежитии 1 12Проблем нет 1 13Профориентационная работа 1 14Бродяжничество 1 15Совершение противоправных действий 1 16Употребление ПАВ1
7 Формы и методы постинтернатного сопровождения в ПОО Формы и методы Кол-во в % 1Беседы (индивидуальные, групповые) Психологическая диагностика Классные часы (час куратора)4750 4Психологические занятия Тренинги Проекты 84 7 Совместная работа со специалистами социальных служб, детских домов, административных органов и др Спецкурс по адаптации обучающихся первого года обучения -2 9Упражнения-2
8 Социальный паспорт выпускника общие сведения – анкетные данные (ФИО, дата рождения, адрес регистрации, стоит на льготной очереди, дата установления статуса, сроки нахождения в детском доме, дата прибытия в детский дом, дата выпуска); состояние здоровья – группа здоровья, уровень здоровья, дата последнего осмотра, вывод и рекомендации); сведения о семье и взаимоотношениях в ней (при наличии) – состав семьи, возраст, образование, профессия родителей, взаимоотношения родителей между собой, взаимоотношение родителей с ребенком и др.; средства материального обеспечения – случайный заработок, социальные выплаты, единичное пособие, помощь родственников, берет деньги в долг, попрошайничество, другое; личностная карта подростка – направленность интересов, активность, ответственность, инициативность, общительность, уверенность в себе, решительность, любознательность, аккуратность, другое; положение ребенка в коллективе - авторитет, симпатия, агрессия; отклонения от социальных и культурных норм поведения – отношение к алкоголю и курению, культура речи, правонарушения; социально-поддерживающая среда – описать с кем поддерживает связь из членов семьи, коллектива, друзей.
9 Индивидуальный план сопровождения выпускника Ответственный Профинформирование Область сопровождения Направления работы Мероприятия Выявленные проблемы Ожидаемый результат
10 Модель взаимодействия субъектов постинтернатного сопровождения
11 Основные понятия Социальное взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь: обмен идеями; волевыми импульсами: согласуют свои действия для достижения общих целей; обмен чувствами: объединяются на основании своего эмоционального отношения к чему-либо (виды: межведомственное, сетевое, соц.партнерство и др.). Межведомственное взаимодействие – комплекс мер по осуществлению сотрудничества различных ведомств и относящихся к ним органов, организаций и учреждений для достижения единых целей по определенному направлению деятельности. Межведомственное взаимодействие включает формы сотрудничества: информационный обмен (пример, РБДДС), проведение совместных мероприятий, разработка единого протокола (алгоритма) действий и др.
12 Основные понятия Взаимодействие образовательных организаций, социальной защиты, здравоохранения, правоохранительных органов, органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав организуется в соответствии с разработанным и утвержденным Порядком межведомственного взаимодействия. Порядок межведомственного взаимодействия может утверждаться протоколом Межведомственного координационного совета, содержит: описание этапов оказания помощи, порядок взаимодействия специалистов различных учреждений и ведомств, систему направлений и информационного обмена с целью оказания комплексной преемственной и оперативной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Может быть использован в работе специалистов учреждений образования, социальной защиты, здравоохранения, органов опеки и попечительства, сотрудников органов внутренних дел и т.д. Цель организации межведомственного взаимодействия – повышение эффективности оказания помощи несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей (Камчатский край).
13 Опыт работы МБОУ «Детский дом 1» г. Кемерово (2013 г.) С 2008 г. в г. Кемерово реализуется муниципальный проект «Мы вместе» в области постинтернатной адаптации и социализации выпускников учреждений интернатного типа. Разработан и реализуется алгоритм взаимодействия ДОиН Кемеровской области, управления образования администрации г. Кемерово, учреждений интернатного типа и НПО г. Кемерово по профессиональному самоопределению и жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заключены договора с учреждениями проф.образования по реализации задач непрерывного профессионального образования и социальной адаптации выпускника, составлены планы совместной работы Детского дома и НПО и СПО по постинтернатной адаптации воспитанников.
14 Соц.партнерство в области профориентации г. Ленинск-Кузнецкий Договор об организации и проведении профессиональных проб ГКПОУ Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум, в лице директора Ф.И.О., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «ТЕХНИКУМ», с одной стороны, и Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа в лице начальника, Ф.И.О, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «УПРАВЛЕНИЕ», с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем: 1. Предмет договора 1.1. Оказание ТЕХНИКУМОМ для обучающихся общеобразовательных организаций Ленинск-Кузнецкого городского округа безвозмездных образовательных услуг по проведению профессиональных проб с обучающимися 9-х классов в учебном году. 2. Права и обязанности сторон 2.1. ТЕХНИКУМ обязуется: Разработать и утвердить программы профессиональных проб с учетом определенных требований: вариативность, оригинальность, практико-ориентированность, учет половозрастных особенностей обучающихся; Реализовать программы профессиональных проб на высоком образовательном уровне; Обеспечить охрану труда обучающихся во время прохождения профессиональных проб; Своевременно подготовить отзывы по результатам прохождения обучающимися профессиональных проб УПРАВЛЕНИЕ обязуется: Провести комплектование групп обучающихся общеобразовательных организаций Ленинск-Кузнецкого городского округа для прохождения профессиональных проб с учетом индивидуальных образовательных потребностей и интересов обучающихся; Обеспечить явку обучающихся на профессиональные пробы согласно плана-графика; Принимать участие в подготовке документации, отражающей итоги прохождения обучающимися профессиональных проб. 3. Дополнительные условия 3.1. На обучающихся общеобразовательных организаций Ленинск-Кузнецкого городского округа во время прохождения профессиональных проб распространяются Правила внутреннего распорядка ТЕХНИКУМА. 4. Ответственность сторон
15 Основные понятия Сетевое взаимодействие - система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование ИКТ-технологий. Социальное партнёрство система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на сотрудничестве. Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательного учреждения с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями для максимального согласования и учета интересов всех участников процесса.
16 Основные понятия Письмо Минобразования РФ от 21 ноября 2003 г. N /19-28 "Об обеспечении социального партнерства системы среднего профессионального образования" Письмо Минобразования РФ от 21 ноября 2003 г. N /19-28 "Об обеспечении социального партнерства системы среднего профессионального образования" В условиях расширения востребованности специалистов со средним профессиональным образованием, повышения требований к качеству их подготовки одним из условий развития СПО является взаимодействие с социальными партнерами в целях повышения адекватности результатов деятельности образовательной системы потребностям сферы труда, приближения подготовки специалистов к требованиям отраслей экономики и конкретных работодателей, укрепления связи обучения студентов с производством, привлечения дополнительных источников для развития МТБ средних специальных учебных заведений. Направлено на формирование стратегии развития учебного заведения; содержание образования, организация образовательного процесса, контроль качества образования; изучение рынка труда; кадровое обеспечение; материально-техническое обеспечение; привлечение доп. финансовых средств.
17 Профориентация, постинтернатное сопровождение Запрос рынка труда Спонсорская помощь Качество подготовки База производственной практики Трудоустройство выпускников Профессиональная адаптация Области взаимодействия Повышение квалификации Прогноз потребности в кадрах Социальное партнерство в сфере профессионального образования
18 Участники сетевого взаимодействия Правительство Санкт-Петербурга, Комитет по образованию Защита прав Комитет по образованию, Комитет по социальной политике, органы МВД, ЦПСиД, муниципальные службы, социальные работники Коррекция Комитет по здравоохранению, ППМС-центры Организация жизнеустройства Комитет по социальной политике, Центры помощи семье и детству, муниципальные службы Получение профессии Работодатели, центры занятости населения, СПб ГБУ ЦСЗПОМ "ВЕКТОР" (Первая в СПб гос.служба психологической поддержки и профессиональной ориентации молодежи, первый гос.центр профориентации в РФ) Опережающие исследования Региональная общественная организация социальных проектов в сфере благополучия населения Стеллит, ОУ СПб Повышение квалификации Федеральная стажировочная площадка Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, ресурсные центры СПб Популяризация деятельности СМИ, издательства, ежегодная специализированная выставка «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА», мероприятия ПЕТЕРБУРГСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОРУМА
19 Формы и методы сетевого взаимодействия по вопросам социализации и постинтернатного сопровождения выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Координация сетевого взаимодействия: комплекс мероприятий по вопросам социализации обучающихся Единое информационное пространство региона: портал «Петербургское образование», образовательный портал СПб АППО, размещение информации на сайтах ОО Профориентационные мероприятия: городские конкурсы профессионального мастерства «Шаг в профессию!», городской информационный ресурс «Атлас профессий», олимпиады, экскурсии на предприятия региона
20 Формы и методы сетевого взаимодействия Повышение квалификации специалистов: реализация практикоориентированных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, проведение конференций, круглых столов, мастер- классов, семинаров, вебинаров Опережающие исследования: проведение мониторинговых исследований в области воспитания, инкультурации детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей Коммуникационная площадка для взаимодействия: проведение открытых мероприятий, панельных дискуссий с участием ведущих ученых Санкт-Петербурга и России
21 Опыт работы Исилькульского детского дома г. Омск (2013 г.) Соц.партнерство детского дома с общественными организациями: паспортно-визовой службой, управлением Министерства труда и социального развития, пенсионным фондом, государственной службой занятости и другими. Центром постинтернатного сопровождения детского дома заключены договоры, составлены планы совместной работы с Центром занятости населения и Омским центром профориентации. Проблема: необходимость разработки Федеральной нормативно-правовой базы, регулирующей общественные отношения в сфере сопровождения выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащие единые стандарты по оказанию государственной услуги постинтернатного сопровождения.
22 Опыт постинтернатного сопровождения Республики Хакасии Проблемы: - система, модели и инфраструктура постинтернатной адаптации только складываются и нуждаются в теоретическом осмыслении, разработке организационных механизмов функционирования системы постинтернатного сопровождения с учетом региональных особенностей, на основе организации соц.партнерства; - создание межведомственного координационного совета, который определит содержание раздела о развитии постинтернатного сопровождения сирот в региональных программах развития Республики Хакасия, отдельных целевых программ поддержки и развития системы постинтернатного сопровождения в регионе. Региональная модель постинтернатного сопровождения детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, - комплексная система сопровождения, включающая совокупность органов и учреждений региона, вовлеченных в процесс социальной адаптации выпускников интернатных учреждений и замещающих семей, оказывающих соц. помощь выпускникам, и действующих в едином организационно-нормативном поле.
23 Опыт постинтернатного сопровождения Республики Хакасии Региональная система постинтернатного сопровождения включает : - нормативная правовая база в области обеспечения социальной адаптации выпускников интернатных учреждений и замещающих семей; - организационно-управленческая структура; - организация межведомственного взаимодействия, соц.партнерства; - организационные модели постинтернатного сопровождения; - алгоритм сопровождения выпускников интернатных учреждений и замещающих семей; - оценка эффективности деятельности; - научно-методическое, информационно-аналитическое, кадровое обеспечение. Организационные модели постинтернатного сопровождения: центры (службы) постинтернатного сопровождения; постинтернатные блоки; кураторство на базе профессиональных учреждений; постинтернатный (социальный) патронат Взаимодействие УИТ с ПОО в рамках модели работа куратора, которая строится на индивидуальном плане сопровождения. Куратором может быть сотрудник ПОО, предварительно прошедший обучение в службе (центре) постинтернатного сопровождения.
24 Опыт постинтернатного сопровождения Республики Хакасии
25 МКОУ «Детский дом «Радуга» - базовое учреждение ГБУ ДПО «КРИРПО» Разработка и апробация муниципальной модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Цель: Разработать модель взаимодействия образовательных организаций разных типов по постинтернатному сопровождению и апробировать ее в условиях Юргинского городского округа. Задачи: Разработать и апробировать муниципальную модель взаимодействия образовательных организаций разных типов по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разработать нормативные документы по организации и осуществлению взаимодействия образовательных организаций разных типов по постинтернатному сопровождению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Определить механизмы взаимодействия системы образования и системы социальной защиты, предприятий, службы занятости по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на уровне муниципалитета. Разработать и апробировать алгоритм взаимодействия образовательных организаций разных типов по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разработать методические рекомендации по реализации муниципальной модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
26 База исследования МКОУ Детский дом «Радуга»; ГОУ СПО «ЮТИмИТ»; ГАОУ СПО КО «ЮТАиС»; ГОУ СПО ЮТК. Сроки деятельности: сентябрь 2015 г. – декабрь 2017 г.
27 Мероприятия ЦПиПС е-mail: р.т. 8(3842) (3842) Дата ФормаНазвание мероприятия 1 сентября - 30 октября Конкурс Конкурс профориентационных материалов для педагогов ОО разных типов «ПРОФориентир-2015» ( – итоги) Конкурс для обучающихся «Профессия, которую я ВЫБИРАЮ!», итоги на Фестивале рабочих профессий 2 марта 2016 г. 19– 30 октября 2015 Курс повышения квалификации Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и профессионального обучения (72 ч.) очно 4-8 апреля 2016 Курс повышения квалификации Обеспечение постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников детских домов (72 ч., дистанц. 9 апреля - 15 мая, очно с 16 по 18 мая) Тематическая консультация Ведение регионального банка данных выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Вебинар Формы и методы постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов, обучающихся в ПОО Семинар- практикум Организация постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников детских домов и школ- интернатов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях
28 Приглашаем к сотрудничеству! ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» Центр профориентации и постинтернатного сопровождения е-mail: р.т. 8(3842)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.