Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемДмитрий Батурин
1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Доклад руководителя команды СОШ МГПУ, кандидата педагогических наук Е.В. Христенко МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПРОЕКТ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ КОМАНДЫ ПЕДАГОГОВ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ШКОЛЫ МГПУ 1
2 2
3 Задачи проекта 1. Проанализировать способ построения и условия применения со творческого педагогического инструментария. 2. Отобрать со творческие формы и методы наиболее подходящие для освоения смыслового чтения: в рамках освоения предметов программы 6 класса в межпредметной учебной деятельности в процессе подготовки и проведения образовательных событий 3. Разработать диагностические процедуры на основе педагогики сотворчества. 4. Организовать экспериментальную проверку отобранных со творческих форм и методов в образовательном процессе 6-х классов. 5. Провести диагностику полученных результатов с помощью стандартных методик и авторских разработок. 1. Проанализировать способ построения и условия применения со творческого педагогического инструментария. 2. Отобрать со творческие формы и методы наиболее подходящие для освоения смыслового чтения: в рамках освоения предметов программы 6 класса в межпредметной учебной деятельности в процессе подготовки и проведения образовательных событий 3. Разработать диагностические процедуры на основе педагогики сотворчества. 4. Организовать экспериментальную проверку отобранных со творческих форм и методов в образовательном процессе 6-х классов. 5. Провести диагностику полученных результатов с помощью стандартных методик и авторских разработок. 3
4 Основная идея проекта Шестиклассники включаются в работу над освоением текста, как инструмента познания и коммуникации, одновременно на уроках по разным предметам, на интегрированных уроках, а также на синтетических воспитательных событиях в режиме и стиле педагогики сотворчества. За счет погружения и личностного вовлечения в коммуникативно-творческий (со творческий) образовательный процесс, ребята приобретают значимый опыт использования текста в разных содержательных зонах, в общении и практических делах. За счет специально организованной рефлексии этого опыта растет их способность развивать свои универсальные умения работы с текстами. Шестиклассники включаются в работу над освоением текста, как инструмента познания и коммуникации, одновременно на уроках по разным предметам, на интегрированных уроках, а также на синтетических воспитательных событиях в режиме и стиле педагогики сотворчества. За счет погружения и личностного вовлечения в коммуникативно-творческий (со творческий) образовательный процесс, ребята приобретают значимый опыт использования текста в разных содержательных зонах, в общении и практических делах. За счет специально организованной рефлексии этого опыта растет их способность развивать свои универсальные умения работы с текстами. 4
5 Проектная модель Познание Инструмент познания предметной области Способ освоения целостного мира Механизм преобразования мира, себя и отношений Форма работы, способы рефлексии Уроки по предметам, учебные материалы - памятки, инструкции, презентации, тексты Интегрированные занятия, мини проекты (2-3 дисциплины) Воспитательные события, интегрированный медиа арт проект Коммуникация учитель - ученик, ученик - учебник, ученик - ученик учитель - учитель предмет - предмет предмет - культура ребята - взрослые ученики - культура культура - культура 5
6 Ключевые события, организованные и проведенные командой педагогов СОШ МГПУ Стартовая креативная сессия школьной команды по выработке замысла и содержания проекта, отбору педагогического инструментария. Разработка авторской диагностической методики. Семинар-практикум с педагогами школы по освоению инструментария педагогики сотворчества (есть видеозапись). Проведение первого диагностического среза. Разработка тематики и подготовка сценариев открытых уроков в 6-х классах. Серия открытых уроков в 6-а и 6-б классах с видеозаписью: Урок русской литературы (Тулупова Е.Д.) Урок математики в 6-б классе (Приходько Е.В.) – запись есть Урок математики в 6-а классе (Приходько Е.В.) – запись есть Урок истории в 6-а классе (Погодин И.В.) – запись есть Урок русской литературы (Кремер Е.З., Тулупова Е.Д.) – запись есть Аналитическая сессия по рефлексии проведенных уроков Проведение второго диагностического среза Выступления с докладами и мастер-классами членов школьной команды на Международной конференции «Сотворчество в образовании, управлении и бизнесе» ( ). Выступление Кремера Е.З. на круглом столе в ИДО МГПУ с докладом о ходе проекта. Стартовая креативная сессия школьной команды по выработке замысла и содержания проекта, отбору педагогического инструментария. Разработка авторской диагностической методики. Семинар-практикум с педагогами школы по освоению инструментария педагогики сотворчества (есть видеозапись). Проведение первого диагностического среза. Разработка тематики и подготовка сценариев открытых уроков в 6-х классах. Серия открытых уроков в 6-а и 6-б классах с видеозаписью: Урок русской литературы (Тулупова Е.Д.) Урок математики в 6-б классе (Приходько Е.В.) – запись есть Урок математики в 6-а классе (Приходько Е.В.) – запись есть Урок истории в 6-а классе (Погодин И.В.) – запись есть Урок русской литературы (Кремер Е.З., Тулупова Е.Д.) – запись есть Аналитическая сессия по рефлексии проведенных уроков Проведение второго диагностического среза Выступления с докладами и мастер-классами членов школьной команды на Международной конференции «Сотворчество в образовании, управлении и бизнесе» ( ). Выступление Кремера Е.З. на круглом столе в ИДО МГПУ с докладом о ходе проекта. 6
7 Основные результаты проекта по итогам сравнительного анализа Выросли показатели, связанные с: – переводом текста из одной формы в другую – установлением логических связей в тексте – использованием знаково-символических средств для решения задачи – обработкой и пониманием информации – освоением способов решения проблем поискового характера (самый высокий показатель среди школ участниц проекта – и по абсолютной величине и по проценту роста) Несколько снизились показатели, связанные с анализом текста, делением его на логические блоки и классификацией предположительно связано с особенностями диагностических инструментов и с фокусировкой команды на развитии творчества. 7
8 Педагогический инструментарий сотворчества организации смысловой работы с текстом. 1. Рефлексивный полилог Разработан как форма организации коллективного творческого мышления и предназначен для порождения новых идей, проектов, предложений по решению проблемы. Может использоваться в группе, в микро группе, в межгрупповом взаимодействии. 2. Рефлексивная позиция анальная дискуссия Разработана как форма коллективной продуктивной (доращивающей) экспертизы идей и предложений. Каждая из групп (или отдельный участник, если участников 3- 4 человека, например в микро группе, или в группе на сцене, в «аквариуме») по очереди занимает одну из трех позиций в соответствии с триадой Гегеля «тезис-антитезис-синтез». 3. Образно-символическая рефлексивная импровизация Эта группа методов построена на основе использования: Образно-символической рефлексии (осмысление текстов через образно-символический ряд, в том числе культурный – сказки, мифы, легенды, произведения искусства). Стремления ребенка к действенно-игровому освоению реальности (игра во что-то или в кого-то, показ сценок и живых картин, проживание разных ситуаций). Представления о понимании как способности человека к перекодированию текста (из словестного в символьный или изобразительный) и переносу его в другие контексты (из научного в житейский, из учебного в исследовательский, из эстетического в практический и т.д.). 4. Сценарирование со творческого образовательного события Подготовка сценария урока, воспитательного дела, праздника с помощью культурного аналога. 8
9 Авторская диагностическая методика Методическая анкета включала в себя 10 заданий (текстовых, визуальных, символических, графических). Стимульный материал первого и второго среза отличался не только содержанием заданий, но и тем, что один тип задания был заменен на другой (межкультурный перевод текста на работу с графиком), поскольку проведенный замер показал, что ребята отлично справляются с нахождением соответствий (диагностическое значение этого фактора, скорее всего не велико). Для количественной обработки ответов учащихся экспертами использовались 14 критериев оценки ответов учащихся. Критерии были разработаны авторским коллективом (кроме 2-х, взятых из диагностики метапредметных умений МЦКО, для достижения сопоставимости полученных результатов). Оценка по критериям проводились в диапазоне от 0 до 1, 2, 3 или 4 баллов для разного типа заданий. Первый срез прошел в марте 2015 года. Каждому классу давалось 45 минут на выполнение задания. Процедуру проводили педагоги-психологи. Учащимся разрешалось обращаться за помощью к исследователям. По итогам первого среза составлена таблица результатов выполнения заданий, которая была предоставлена членам команды. Она учитывались для подготовки со-творческих уроков и коррекции опросника «второй волны». Второй срез был осуществлен в июне 2015 года. Каждому учащемуся предоставлялся индивидуальный бланк. Разрешалось пользоваться черновиком. Таким образом, исследование носило формирующий характер. Время исследования составило 3 месяца 9
10 Результаты авторской диагностики СОШ МГПУ 10 Название критериев 6-а 6-б 1 Понимание информации, представленной в неявном виде. Формулировка выводов - 0,056+ 0,64 2 Установление связей, невысказанных в тексте напрямую, их соотнесение с общей идеей +0, ,64 3Выделение существенных признаков из схемы+1,278+ 0,167 4Перевод схемы в письменный текст- 0, ,589 5Перевод письменного текста в таблицу- 0,3889+0,2222 6Понимание смысла научного текста+0,389- 0,45 7Перевод текста из иллюстрации в письменный вид+1,334+1,189 8Понимание смысла художественного текста+0, ,745
11 Результаты исследования динамики развития метапредметных умений ИППО МГППУ Значительные изменения наблюдаются по следующим показателям: – Перевод информации из одной системы в другую ( + 7 пунктов), – Умения связанные с планированием (+ 4 пункта), – Владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (+ 9 пунктов), – Способность пользоваться подсказкой (+ 6 пунктов), – Способность читателя восстанавливать в воображении те картины жизни, которые изображены в сложном информационном тексте (+ 5 пунктов). Упали показатели по умениям, связанным с рефлексивными способностями учащихся (- 2 пункта). 11
12 Данные диагностики метапредметных умений МЦКО Выросли показатели по умениям, связанные с работой с информацией. Однако ухудшились показатели, связанные с работой с текстом. Значительно выросли показатели, связанные с преобразованием информации. Особо стоит отметить, что работа с информацией, представленной в явном виде увеличилась на 13 пунктов в 6 б классе и на 10 пунктов в 6 а классе. Соотнесение информации из разных частей в тексте и ее сопоставление упало на 22 пункта в 6 б классе и 21 пункт в 6 а классе. 12
13 Результаты исследования динамики развития знаково-символических УУД. Диагностика МЦКО Выросли показатели по умениям связанные со знаково-символической деятельностью. Использование знаково-символических средств и модели при решении учебно-практических задач возросло на 13 пунктов в 6 б и 15 пунктов в 6 а. Умения связанные с преобразованием информации из одной знаково- символической системы в другую выросло на 71 пункт в 6 б и 47 пунктов в 6 а. 13
14 Сравнительные данные (1) Наименование диагностики Показатели диагностики МЦКО Показатели диагностики МГППУ Показатели авторской методики СОШ МГПУ Наименование критерия или компетенции Преобразование информации. Перевод информации из одной системы в другую. Перевод текста из иллюстрации в письменный текст. Перевод письменного текста в таблицу. Прирост в классах+ 47 и ,189 и +1,334+ 0, Выросли показатели, связанные с переводом текста из одной формы в другую. Наименование диагностики Показатели диагностики МГППУПоказатели авторской методики СОШ МГПУ Наименование критерия или компетенции Способность читателя восстанавливать в воображении те картины жизни, которые изображены в сложном информационном тексте. Установление связей, невысказанных в тексте напрямую, их соотнесение с общей идеей. Прирост в классах+5+ 0,8327 и + 0,64 Выросли показатели, связанные с установлением логических связей в тексте. Наименование диагностики Показатели диагностики МЦКО Показатели диагностики МГППУПоказатели авторской методики СОШ МГПУ Наименование критерия или компетенции Использование знаково- символических средств Сформированн ость действий моделирования. Умение преодолевать визуальные стереотипы. Культурны й анализ текста. Представление иллюстраци в другом культурном контексте. Выделение существенных признаков схемы. Прирост в классах+13 и ,5 и 3,3 из 4 1,66 из 2+0,167 и + 1,278 Выросли показатели, связанные с использование знаково-символических средств для решения задачи
15 Сравнительные данные (2) 15 Наименование диагностики Показатели диагностики МЦКО Показатели диагностики МГППУ Показатели авторской методики СОШ МГПУ Наименование критерия или компетенции Работа с информацией. Умение преодолевать визуальные стереотипы. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Способность читателя восстанавливать в воображении те картины жизни. Понимание информации, представленной в неявном виде, Выделение существенных признаков схемы. Прирост в классах+ 20,33 и +25, ,64+ 0,167 и + 1,278 Наименование диагностики Показатели диагностики МГППУ Показатели авторской методики СОШ МГПУ Наименование критерия или компетенции Умение планировать учебные действия. Способность пользоваться подсказкой. Понимание смысла научного текста. Понимание смысла художественного текста. Прирост в классах+6 + 0,389+ 0,8337 и + 0,745 Выросли показатели, связанные с работой с информацией Выросли показатели по способности связанной с освоением способов решения проблем поискового характера Несколько снизились показатели, связанные с умением обработки текста, деления его на логические части, выделение идеи и т.д. И это не является сюрпризом, поскольку педагогические усилия школьной команды были сфокусированы на развитии творческого отношения к текстовой работе. И это принесло впечатляющие результаты.
16 Оценка итогов проекта С опорой на данные 6 диагностических срезов по трем разным методикам, можно утверждать, что ученики 6-х классов Университетской школы: Освоили несколько новых для себя способов использования и трансформации текстов, доступных им по возрасту, с целью их применения в решении практических задач. Получили опыт личностно окрашенного диалога с культурой посредством текстов в процессе со творческого взаимодействия с ребятами и взрослыми. Перестали бояться новых текстов, постепенно начинают воспринимать их как увлекательную перспективу познания и творения нового, уникальную возможность собственного развития. Стали лучше вычленять смысл из учебных и художественных текстов, применять его в различных контекстах, передавать и понимать в знаковых системах, отличных от исходной. 16
17 Перспективы развития проекта Школьная команда педагогов планирует в учебном году предпринять следующие шаги в развитие проекта: Организовать систему педагогической деятельности с учениками 7-х классов, на основе со творческих принципов с акцентом на углубленную работу со структурированием и преобразованием текстов, особенно научных. Масштабировать наработки проекта на образовательную деятельность в пятых классах СОШ МГПУ (внедрение ФГОС ООО). Распространить педагогические методы и приемы, опробованные в проекте на уроках в сферу воспитательной работы и самоуправления, а так же на более широкий круг учебных дисциплин. Инициировать проведение постояннодействующего семинара-практикума по методам педагогики сотворчества для педагогов СОШ МГПУ. Подготовить к изданию методические рекомендации по использованию инструментария педагогики сотворчества для организации смысловой работы с текстами в школе. Организовать трансляцию педагогического опыта в рамках сетевой инновационной площадки ФИРО «Педагогика сотворчества: методы достижения предметных, метапредметных и личностных результатов образования в школе». Использовать материалы и наработки проекта при подготовке выступлений и мастер- классов на 2-ой Международной научно-практической конференции «Сотворчество в образовании, управлении и бизнесе» в 2016 г. 17
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.