Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемДенис Милорадович
1 Правописание корней АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ
2 Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: Водный – водяной – водянистый
3 Выбор гласной в корне зависит: Особенностей структуры слова (наличие приставки на согласные, суффикса после корня) От наличия – отсутствия ударения От традиции письма
4 Безударные гласные в корне слова Трава – травы Сосна – сосны Тянуть – тянет Весна - вёсны
5 Примечание: нельзя проверать гласную в глаг. одного вида – глаголом другого вида упросить – упрашивать Опоздать – поздний, а не опаздывать
6 Правописание чередующихся корней
8 В корне лаг- лож пишется а, если есть а : предлагать, предложить. Исключение: полог.
9 Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: (10) Другой пруд за свои размеры получил название Большой. (11) За многие годы донные отложения сделали его мелким. (13) Купаться в нём опасно. (14) В 1999-м году в музее началась очистка пруда, и в течение пяти лет эта сложная работа была закончена.
10 Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: ( 10) Другой пруд за свои размеры получил название Большой. (11) За многие годы донные отложения сделали его мелким. (13) Купаться в нём опасно. (14) В 1999-м году в музее началась очистка пруда, и в течение пяти лет эта сложная работа была закончена.
11 В корне лаг- лож пишется а, если есть а : предлагать, предложить. Исключение: полог. Отложения, сложная (нет А)
12 Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: ( 11) Хорошо бы добиться такого положения уже на «этом» свете. (12) Но, к сожалению, очень часто бывает совершенно по-другому. (13) Я знаю много никудышных специалистов: агрономов, учителей, инженеров, артистов
13 Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: ( 11) Хорошо бы добиться такого положения уже на «этом» свете. (12) Но, к сожалению, очень часто бывает совершенно по-другому. (13) Я знаю много никудышных специалистов: агрономов, учителей, инженеров, артистов
14 В корне кас-/кос(н)- пишется о, если дальше следует н, в остальных - а: касаться, коснуться.
15 В корне гар-/гор- под удаттрением пишется а, без ударения - о: загар - загорать. Исключения: пригарь, изгарь, выгарки
16 В корне зар-/зор- под удаттрением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – а: зарево, зорька, зарница. Исключение: зоревать.
17 В корне клан-/клон- под удаттрением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – о: кланяться, наклон, наклониться.
18 Корень мак- «погружать в жидкость» (макать перо в чернила). Корень мок – имеют глаголы со значением «пропускать жидкость» (ботинки промокают).
19 В корне плав- : плавать, плавучий. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха. Слово плывуны имеет корень плыв-.
20 Корень равн- имеет значение «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, уравнять). Корень ровн- имеет значение «ровный, гладкий, прямой» (сровнять, уровень).
21 Ср.: подравнять(сделать равным)- подровнять (сделать ровным), выравненный (сделанный равным)- выровненный (сделанный ровным).
22 Вставьте пропущенные буквы: Они, как говорится, маются всю жизнь, р…равнодушны к своему делу, отбывают день до вечера.
23 Вставьте пропущенные буквы: Они, как говорится, маются всю жизнь, раравнодушны к своему делу, отбывают день до вечера. Корень равн- имеет значение «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, уравнять).
24 Из предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения корня: …(11) А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12) Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться.
25 Корень равн- имеет значение «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, уравнять). Корень ровн- имеет значение «ровный, гладкий, прямой» (сровнять, уровень).
26 Из предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения корня: …(11) А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12) Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться.
27 Из предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения корня: …(11) А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12) Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться.
28 В корне рост-/рос- пишется а перед сочетанием ст, щ: расти, наращение, выросший.
29 Исключения: отрасль, росток, подростковый, вырост, выросток(шкура телёнка), выростковый, ростовщик, Ростов, Ростислав.
30 Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: ( 7) Там, где недавно, еще на моей памяти, были болота, теперь – асфальтированные улицы, прямые, широкие. (8)Исчезают нестройные ряды устарелых домишек, на их месте растаут новые, огромные дворцы.
31 Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: ( 7) Там, где недавно, еще на моей памяти, были болота, теперь – асфальтированные улицы, прямые, широкие. (8)Исчезают нестройные ряды устарелых домишек, на их месте р…стаут новые, огромные дворцы.
32 Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает. Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается.
34 В корне раст-/рос- пишется а перед сочетанием ст, щ: расти, наращение, выросший. Исключения: отрасль, росток, подростковый, вырост, выросток (шкура телёнка), выростковый, ростовщик, Ростов, Ростислав.
35 В корне скак-/скоч- в безударном положении перед к пишется а, перед ч пишется о: подскакать, подскочить. Исключения: скачок, скачу.
36 Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: (23) Пушкин повернулся и убежал. (24) Державин вскочил и выбежал из-за стола. (25) В глазах его были слёзы
37 Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: (23) Пушкин повернулся и убежал. (24) Державин вскочил и выбежал из-за стола. (25) В глазах его были слёзы
38 Вскочил В корне скак-/скоч- в безударном положении перед к пишется а, перед ч пишется о: подскакать, подскочить. Исключения: скачок, скачу.
39 В корне твар-/твор- под удаттрением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – о: тварь, творчество, творить. Исключение: утварь.
40 Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: (16)Тургенев называл вдохновение «приближением Бога», озаттрением человека мыслью и чувством. (17)Он со страхом говорил о неслыханном мучении для писателя, когда он начинает претворать это озаттрение в слова.
41 Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: ( 16)Тургенев называл вдохновение «приближением Бога», оз…ттрением человека мыслью и чувством. (17)Он со страхом говорил о неслыханном мучении для писателя, когда он начинает претв…рать это оз…ттрение в слова.
42 В корне твар-/твор- под удаттрением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – о: тварь, творчество, творить. Исключение: утварь.
43 В корне зар-/зор- под удаттрением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – а: зарево, зорька, зарница. Исключение: зоревать.
44 Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: ( 16)Тургенев называл вдохновение «приближением Бога», оз… ттрением человека мыслью и чувством. (17)Он со страхом говорил о неслыханном мучении для писателя, когда он начинает претв… рать это оз …ттрение в слова.
45 бер-/бир-, дер-/дир-, мер-/ мир-, пер-/пир-, тер-/тир- Пишется и, если дальше -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать; в остальных - е: беру, деру, умереть, запереть, стереть.
46 Вставьте пропущённые буквы: Делаю шаг к окну и зам…раю, п..раже…ый.
47 Вставьте пропущённые буквы: Делаю шаг к окну и зам…раю, п…раже…. ый.
48 Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: (24) – Вы красивые, но пустые,- продолжал Маленький принц. (25)Ради вас не захочется умереть.
49 Из предложений выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне: (24) – Вы красивые, но пустые,- продолжал Маленький принц. (25)Ради вас не захочется умереть.
50 Вставьте пропущенные буквы: (22)За старинным столом, оклеенным зеленым пот…ртом сукном, который некогда принадлежал отцу писателя, Толстой создал большинство своих произведений. (23)Обстановка дома неброская. (24) Бл…стал дом другим.
51 блест-/блист-, жег-/жиг-, стел-/стил-, чет-/чит- Пишется и, если дальше -а-: блистать, сжигать, расстилать, вычитать; В остальных случаях - е: блестеть, выжегший, расстелить, вычет.
52 Вставьте пропущенные буквы: (22)За старинным столом из персидского ореха, оклеенным зеленым пот…ртом сукном, который некогда принадлежал отцу писателя, Толстой создал большинство своих произведений. (23)Обстановка дома неброская. (24) Бл…стал дом другим.
53 блест-/блист-, жег-/жиг-, стел-/стил-, чет-/чит- Пишется и, если дальше -а-: блистать, сжигать, расстилать, вычитать; В остальных случаях - е: блестеть, выжегший, расстелить, вычет.
54 Исключения: сочетание, сочетать (связаны по значению с числом «два» и со словами чётный, чета).
55 Вставить пропущенные буквы: Вам словами все неизм…римое блаженство того чувства, которое охватывает меня, когда явилась главная мысль и когда она начинает разр…статься в определенные формы.
56 Вставить пропущенные буквы: Вам словами все неизм….римое блаженство того чувства, которое охватывает меня, когда явилась главная мысль и когда она начинает разр….статься в определенные формы.
57 Вставьте пропущенную букву: Почему-то сч…тается, что здесь не нужны никакие правила.
58 Пишется и, если дальше -а-: Исключения: сочетание, сочетать (связаны по значению с числом «два» и со словами чётный, чета).
59 Из предложений 1 – 4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне: ( 1)Читаете ли вы газеты? (2)Я не могу похвалиться особым прилежанием в этом занятии, но не пропускаю ни одной статьи журналиста В.Пескова в рубрике «Окно в природу».
60 Пишется и, если дальше -а-: Исключения: сочетание, сочетать (связаны по значению с числом «два» и со словами чётный, чета).
61 а(я)/им, а(я)/ин Если за корнями следует суффикс - а-, то пишутся им и ин: пожать - пожимать, понять - понимать, начать - начинать, примять - приминать.
62 Гласные О –Е(Ё) после шипящих в корне. Пишется е(ё), если в родственных словах пишется е: чёрный(чернеть), чёрт(черти). В остальных случаях – о: шов, крыжовник.
63 Корень жёг – жог Ё пишется в глаголах и причастиях, О в сущ-х и прил-ных: ожёг руку – сильный ожог, ожёгший – ожоговый.
64 Гласные Ы –И после Ц в корне. После ц в корне пишется и: цикорий, панцирь, цинк, пациент. Исключения: цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц и производные от них.
65 Буквы Э(Е), Й в корнях иноязычных слов. Е пишется после твердых согласных: леди, кашне. Искл.: мэр, пэр, сэр, пленэр, а также имена собственные (Улан-Удэ, Бэкон ). ие После и – е: диета, пиетет, но после на и – э: антиэстетический.
66 Правописание согласных в корне.
67 Звонкие и глухие согласные в корне. Для проверки изменить форму или подобрать родственное слово, чтобы за проверяемой согласной стояла гласная или согласная л, м, н, р: косьба(косить), резьба(резной)
68 Написание слов с непроверяемыми согласными в корне(вокзал, футбол и др.) выясняется по орфографическому словарю русского языка.
69 Двойные согласные в корне. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согл., они перед суффисом сохраняются: компромиссный – компромисс.
70 Двойные согласные в корне. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согл., они перед суффисом сохраняются: компромиссный – компромисс.
71 Но: в 1 части сложносокращ. слов, в основе,оканчива - ющуюся двойными согл., пишется только одна: грампластинка – граммофонная пластинка.
72 Непроизносимые согласные в корне. Праздник – празден, дилетантский – дилетанты. Опасный, ужасный, гнусный, словесный, словесность, интриганский, искусный – непроизносимого согласного нет.
73 В каком ряду во всех словах пропущена буква А? 1) препод…вать, пол…гается, упр…щать 2) предст…влять, предназн…чение, дек…рация 3) д…роженька, ф…нтазия, л…боратория 4) пригл…шать, уг…сать, выр…сти
74 В каком ряду во всех словах пропущена буква А? 1) препод…вать, пол…гается, упр…щать 2) предст…влять, предназн…чение, дек…рация 3) д…роженька, ф…нтазия, л…боратория 4) пригл…шать, уг…сать, выр…сти
75 В каком ряду во всех словах пропущена буква А? 1) отр…сль, сокр…щать, р…скошный 2) предв…рительно ск…кать, избирательная к…мпания 3) благосл…вить, безотл…гательный, ди…гональ 4) предпол…жительно, прор…стать, п…норама
76 В каком ряду во всех словах пропущена буква А? 1) отр…сль, сокр…щать, р…скошный 2) предв…рительно ск…кать, избирательная к…мпания 3) благосл…вить, безотл…гательный, ди…гональ 4) предпол…жительно, прор…стать, п…норама
77 В каком ряду во всех словах пропущена буква И? 1) проб…раться, соед…нение, от…гощать 2) забл…стел, разв…вать ум, приор…тет 3) прив…легированный, пост…лать, изв…нился 4) прост…раться, пал…садник, пренебр…жительно
78 В каком ряду во всех словах пропущена буква И? 1) проб…раться, соед…нение, от…гощать 2) забл…стел, разв…вать ум, приор…тет 3) прив…легированный, пост…лать, изв…нился 4) прост…раться, пал…садник, пренебр…жительно
79 В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? 1) пос…деть (на крыльце), опт…мизм, взб…раться 2) разр…дить (ружье), эксп…риментировать, выт…реть 3) уд…сятерить (силы), ап…лляция, прид…раться 4) пас…бище, ус…ный, ужас…но
80 В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? 1) пос…деть (на крыльце), опт…мизм, взб…раться 2) разр…дить (ружье), эксп…риментировать, выт…реть 3) уд…сятерить (силы), ап…лляция, прид…раться 4) пас…бище, ус…ный, ужас…но
81 В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? 1) разв…вать (ум), р…цензия, зап…реться 2) доб…ваться (успехов), д…кларация, перест…лать 3) выч…слить, д…апазон, изб…рательный 4) чу…ства, безмол…ствовать, ше…ствие
82 В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? 1) разв Ивать (ум), р Ецензия, зап Ереться 2) доб Иваться (успехов), д Екларация, перест Илать 3) выч Ислить, д Иапазон, изб Ирательный 4) чу Вства, безмол Вствовать, ше…ствие
83 В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? 1) акк…рдеонист, отр…слевой, нар…щивающий 2)пог…релец, алг…ритмизирован ный, н…веллист 3) р…стениевод, пар…доксальный, предпол…жить 4) я…ственно, путеше…ствие, предчу…ствие
84 В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? 1) акк…рдеонист, отр…слевой, нар…щивающий 2)пог…релец, алг…ритмизирован ный, н…веллист 3) р…стениевод, пар…доксальный, предпол…жить 4) я…ственно, путеше…ствие, предчу…ствие
85 Орфография. Правописание корней.
86 Выбор гласной в корне зависит: Особенностей структуры слова (наличие приставки на согласные, суффикса после корня) От наличия – отсутствия ударения От традиции письма
87 Безударные гласные в корне слова Трава – травы Сосна – сосны Тянуть – тянет Весна - вёсны
89 В корне лаг- лож пишется а, если есть а : предлагать, предложить. Исключение: полог.
90 В корне кас-/кос(н)- пишется о, если дальше следует н, в остальных - а: касаться, коснуться.
91 В корне гар-/гор- под удаттрением пишется а, без ударения - о: загар - загорать. Исключения: пригарь, изгарь, выгарки
92 В корне зар-/зор- под удаттрением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – а: зарево, зорька, зарница. Исключение: зоревать.
93 В корне клан-/клон- под удаттрением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – о: кланяться, наклон, наклониться.
94 Корень мак- «погружать в жидкость» (макать перо в чернила). Корень мок – имеют глаголы со значением «пропускать жидкость» (ботинки промокают).
95 В корне плав- : плавать, плавучий. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха. Слово плывуны имеет корень плыв-.
96 Корень равн- имеет значение «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, уравнять). Корень ровн- имеет значение «ровный, гладкий, прямой» (сровнять, уровень).
97 В корне раст-/рос- пишется а перед сочетанием ст, щ: расти, наращение, выросший.
98 Исключения: отрасль, росток, подростковый, вырост, выросток(шкура телёнка), выростковый, ростовщик, Ростов, Ростислав.
99 В корне скак-/скоч- в безударном положении перед к пишется а, перед ч пишется о: подскакать, подскочить. Исключения: скачок, скачу.
100 В корне твар-/твор- под удаттрением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – о: тварь, творчество, творить. Исключение: утварь.
101 бер-/бир-, дер-/дир-, мер-/ мир-, пер-/пир-, тер-/тир- Пишется и, если дальше -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать; в остальных - е: беру, деру, умереть, запереть, стереть.
102 блест-/блист-, жег-/жиг-, стел-/стил-, чет-/чит- Пишется и, если дальше -а-: блистать, сжигать, расстилать, вычитать; В остальных случаях - е: блестеть, выжегший, расстелить, вычет.
103 Исключения: сочетание, сочетать (связаны по значению с числом «два» и со словами чётный, чета).
104 Гласные О –Е(Ё) после шипящих в корне. Пишется е(ё), если в родственных словах пишется е: чёрный(чернеть), чёрт(черти). В остальных случаях – о: шов, крыжовник.
105 Корень жёг – жог Ё пишется в глаголах и причастиях, О в сущ-х и прил-ных: ожёг руку – сильный ожог, ожёгший – ожоговый.
106 Гласные Ы –И после Ц в корне. После ц в корне пишется и: цикорий, панцирь, цинк, пациент. Исключения: цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц и производные от них.
107 Буквы Э(Е), Й в корнях иноязычных слов. Е пишется после твердых согласных: леди, кашне. Искл.: мэр, пэр, сэр, пленэр, а также имена собственные (Улан- Удэ, Бэкон ). ие После и – е: диета, пиетет, но после на и – э: антиэстетический.
108 Правописание согласных в корне.
109 Звонкие и глухие согласные в корне. Для проверки изменить форму или подобрать родственное слово, чтобы за проверяемой согласной стояла гласная или согласная л, м, н, р: косьба(косить), резьба(резной)
110 Из предложений 1 – 5 выпишите слово(- а) с чередующейся гласной в корне. (1)Библиотека – это не сумма книг, а система книг. (2)Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. (3)Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни. (4)Книги нельзя удалять со своих полок, они должны расти у тебя. (5)Раз прочитанная книга еще драгоценнее, чем книга непрочитанная.
111 Из предложений 1 – 5 выпишите слово(- а) с чередующейся гласной в корне. (1)Библиотека – это не сумма книг, а система книг. (2)Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. (3)Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни. (4)Книги нельзя удалять со своих полок, они должны расти у тебя. (5)Раз прочитанная книга еще драгоценнее, чем книга непрочитанная.
112 Непроизносимые согласные в корне. Праздник – празден, дилетантский – дилетанты. Опасный, ужасный, гнусный, словесный, словесность, интриганский, искусный – непроизносимого согласного нет.
113 Орфография. Правописание корней.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.