Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕлена Шапенкова
1 Библиотекарь эпохи цифровых коммуникаций Республиканская конференция «Проект как стратегия развития библиотеки» г. Усть-Каменогорск, 16 сентября 2015 г.
2 Компетенции библиотекаря эпохи цифровых коммуникаций определяются условиями, в которых ему предстоит трудиться, и тех задач, которые ему предстоит решать в обозримой перспективе (в пределах 5-7 лет).
4 Показательный факт:.
5 Библиотека, как «место для книг», более не востребована. Библиотека, если она хочет сохраниться, обязана превратиться в «место для людей».
6 Библиотекари обязаны определить собственную роль и сформировать перечень услуг в обществе, основу которого составляют цифровые информационные обмены и в котором прежние «библиотечные» услуги утратили спрос.
7 Глобальные вызовы цифровой эпохи: 1. Трансформация магистральных информационных потоков в цифровую форму. 2. Резкое увеличение интенсивности информационных обменов в сочетании со значительным снижением качества информации. 3. Нарастающая динамика изменений во всех без исключения сферах человеческой деятельности.
8 Ответ библиотек на вызовы цифровой эпохи (I): Реализация полного цикла библиотечного обслуживания в цифровом формате в удаленном и мобильном режимах. Кардинальная организационная, финансовая и технологическая трансформация всей системы и обращения источников (комплектование – хранение – выдача- возврат) в соответствии с требованиями и возможностями цифровой среды.
9 Ответ библиотек на вызовы цифровой эпохи (II): В условиях увеличения интенсивности и одновременного снижения качества информационных потоков возрастает значение информационной грамотности. Правильно оценивать информацию может только высококвалифицированный профессионал информационной деятельности или грамотно обученный пользователь. Одной из ключевых функций библиотек становится воспитание и постоянное углубление информационной грамотности среди обслуживаемой аудитории, которая осуществляется в форме текущего консультирования пользователей и специальных образовательных программ.
10 Ответ библиотек на вызовы цифровой эпохи (III): Следствием нарастания динамики изменений во всех сферах деятельности явится растущий спрос на образование: в XXI веке будет успешен тот, кто будет способен учиться и переучиваться в течении всей жизни. Библиотеки обязаны как предоставлять место и оборудование для самостоятельного обучения и переобучения, так и реализовывать просветительские программы, рассчитанные на удовлетворение общих (массовых) и групповых интересов пользователей.
11 Базовые функции библиотекаря цифровой среды: Осуществление информационного обслуживания граждан в различных форматах. Реализация программ информационной грамотности в форме индивидуального консультирования и обучения. Проведение значимых для обслуживаемой аудитории социальных проектов (активизация общественной и культурной жизни обслуживаемого сообщества).
12 Компетенции библиотекаря эпохи цифровых коммуникаций: Компетенции профессионального библиотекаря цифровой эпохи складываются из: Знаний Навыков Личных качеств (черт характера)
13 Знания: Широкая общекультурная подготовка, включающая хорошее знание литературы, искусства, истории, основ философии, психологии, педагогики и естественных наук. Понимание организационной структуры информационной деятельности (как, кем, в каких целях создаются информационные продукты). Понимание негативных последствий пренебрежения требованиями информационной гигиены и информационной безопасности. Знание системы законодательных актов, регулирующих область охраны прав интеллектуальной собственности. Понимание роли и задач библиотек в системе цифровых коммуникаций.
14 Навыки: Работа с основными видами цифровых устройств (персональный компьютер, планшет, букридер и т.д.) на уровне эксперта. Быстрый поиск и оценка информации из различных источников. Умение вести преподавание по всему комплексу дисциплин ИКТ. Владение методами социального проектирования. Способность устанавливать и развивать партнерские отношения со всеми потенциальными потребителями услуг.
15 Личные качества: Инновационность мышления (стремление постоянно совершенствовать библиотечные сервисы на благо обществу). Активность и инициативность. Гибкость (адаптивность) мышления. Коммуникабельность (устная и письменная). Лидерские задатки в сочетании с умением работать в команде.
16 Роль библиотекаря до и после цифровой революции: До: После: Аутсайдер системы цифровых информационных коммуникаций. Отсутствие инициативы и пассивный стиль работы (сидеть и ждать). Консервативность мышления, ориентация на отживающие подходы. Лидер системы цифровых коммуникаций для всего сообщества. Инициатива – основа работы библиотеки (ходить и предлагать). Интеллектуальное лидерство, инновационность мышления в мире, где постоянны лишь перемены.
17 Полное изменение содержания библиотечной профессии В цифровой среде процессы обеспечения доступа к информации (комплектование, обработка, хранение, выдача) перестают быть прерогативой людей, переходя в число задач, успешно решаемых программным обеспечением. Этот переход полностью меняет содержание библиотечной профессии: основной функцией библиотекаря становится не обеспечение доступа к ресурсам, а оценка соответствия источников интересам конкретного пользователя и в целом всей обслуживаемой аудитории. Работа не с документами, а с заключенными в них смыслами возносит библиотечную профессию на небывалую доселе высоту, одновременно требуя абсолютно иной профессиональной квалификации и ответственности.
18 «…будешь ловить человеков» Библиотекарь имеет шанс превратиться в аудитора информационного потока, призванного на основе выносимых им оценок ощутимо влиять на направление интеллектуального развития обслуживаемого сообщества. Стратегическое направление деятельности библиотек можно обозначить как интеллектуальное лидерство, направляющее общество в сторону достижения гармонии во всех сферах деятельности и духовной жизни. Ближайшие несколько лет явятся или концом истории библиотек как таковых, или вся предшествующая многотысячелетняя история развития библиотечного дела будет восприниматься лишь в качестве предыстории в эволюции учреждений, ставших сосредоточием и надежным ориентиром подлинного разума, красоты и духовной силы всего человечества.
19 Спасибо за внимание! Вадим Степанов vadimstepanov.ru
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.