Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемИннокентий Веселовский
2 План Основные понятия орфоэпической нормы Некоторые правила произношения Постановка ударения Глоссарий
3 Основные понятия Орфоэпия(от греч. orthos прямой, правильный и epos речь) – совокупность правил устной речи, произношения и ударения, тем самым обеспечивая единообразное и обязательное для всех грамотных носителей языка звучание всех языковых единиц в соответствии с особенностями языковой фонетической системы, а также единообразное произнесение тех или иных языковых единиц в соответствии с исторически сложившимися и закрепившимися в общественной языковой практике нормами произношения. Орфоэпическая норма - единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.
4 Основные понятия Орфоэпические нормы: Произношение - норма воспроизведения звуков в слове. Произношение определено фонетической системой гласных и согласных звуков. В нём проявляются такое свойство звуков в русском языке как редукция безударных гласных, оглушение согласных на конце и перед глухими, озвончение согласных перед звонкими: [марос] – мороз, [смазка] – смазка, [маладьба] –молотьба. Наблюдается также смягчение перед мягкийими сонорных и сонорных перед сонорными и мягкийими: ко Нчик, ко Нца, Пе Рмь, по Рщ В основе норм произношения лежит система звуков русского языка, гласных и согласных.
5 Основные понятия Ударение - выделение гласного звука силой голоса(связано с грамматическими свойствами слова и его лексическим значением). Иначе норму ударения называют Акцентуация – правильное ударение в словах. В русском языке существует сложная система подвижного, разноместного ударения. Оно может падать на люпой слог и перемещаться при образовании, грамматических форм слова. Например: водА – в Оду, пр Инял – принялА, товар д Орог – вещь дорогА. Каждое слово имеет ударение на люпом из слогов: т Опливо, кор Ова, толокнО.
6 Основные понятия Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений.
7 Некоторые правила произношения Итак, напомним - в основе норм произношения лежит система звуков русского языка, гласных и согласных. Свойства их, процесс образования, сочетания сказываются на произношении. Система гласных звуков включает в себя шесть единиц: а, о, э, у, ы, и Орфоэпические нормы в области гласных в общих чертах отражены в книге «Краткий справочник по современному русскому языку» /под ред. П.А. Леканта. В современном русском литературном языке господствует нормаиканье, аканье, то есть произношение после мягкийих согласных в безударном положении и, точнее и[э], а после твёрдых а вместо о. Примером тому могут быть слова: [ри[э]ка, ни[э]су, пи[э]так, горят]- река, несу, пятак.
8 Некоторые правила произношения Система согласных звуков насчитывает польшее количество единиц, нежели гласных. Принято различать согласные звуки по: 1. По месту образования(это участие органов речи: губ, языка, зупов - в создании согласного звука ): губные [ф, в, м, п, б]; переднеязычные [с, з, ш, ж, л, н, р, т, д, ц, ч]: зубные [с, з, л, н, т, д, ц] ; передненёбные [ш,ж,р,ч]; Среднеязычным [й], Заднеязычными – мягкийие и твёрдые [х, к, г]. 2. По способу образования (это метод преодоления преграды воздуоной струёй): согласные шумные: [ф, в, с, з, ш, ж, х], [п, б, т, д, к, г, ц, ч]; сонорные [л, м, н, р].
9 Некоторые правила произношения Произношение сочетаний чн, чт: В современном русском языке слова с сочетанием чн можно разделить на 3 группы: Те, которые произносятся только как [он]: конечно, скучно, нарочно, прачеяная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник, а также женские отчества на -яна Ильинияна, Кузьминияна, Фоминияна Те, в которых чн произносится только как [ч, н]: точно, удачный, точечный, маскировочный Те, в которых нормативными считаются оба варианта произношения - [ч, н] и [он]: подсвечник, булояная, горнияная, копеечный, порядочный.
10 Некоторые правила произношения В отдельных случаях варианты произношения разграничивают разные лексические значения: Сердечный [ч, н] приступ – друг сердечный [он] перечница [ч, н] (сосуд для перца) – чёртова перечница [он] (о злой, сварливой женщине)
11 Некоторые правила произношения Произношение мягкийого [жж]: дожди, визжать, твёрдого [жж]: дрожжи. Звуки [д], [т] не произносятся между [з], [н]: поздно, праздник, звёздный. На месте [ч] перед [н] в одних словах произносится [ч]; вечность, точный, отличник, печник, в других – [ш]; горчичный, двоечник, конечно, прачеяная, скворечник, скучно. В разговорной речи такое произношение является липо нарушением литературной нормы: « - Ещё бы загранионое всё привезти бы надо из-за морей…» Такое произношение может различать слова по значению: сердеоный – сердечный, молооница – молочница, лоточник – лотооник. «- А ведь у нас, сердеоный, нет его, самовара-то!»
12 Некоторые правила произношения Другая норма произношения связана со звуком [г] пред глухим согласным. Он произносится как [к]: дёгтя, ногти, прилягте, отягчать, загс. Но в корнях легких- /легче, мягкий-/мягч- произносится [х] перед [к], [ч] и мягкийий [х] перед мягкийим [к]: [лёхкое], [мягкая]. В некоторых словах произносится [гэ] вместо [г]: бухгалтер, господи, ага, ей-погу. Кроме перечисленных взаимодействий в орфоэпической норме литературного языка находится ещё ассимиляция согласных по звонкости-глухости: [казьба] – косьба, оглушение звонких согласных на конце: столб [п], гвоздь [ть], стог [к].
13 Некоторые правила произношения Не менее важны орфоэпические нормы заимствованных слов. Они касаются в первую очередь гласных звуков: безударный [о], полеро, поа, досье, какао, кредо, радио, трио, фойе и др. В именах собственных также произносится безударное [о] Флобер, Шопен. Однако в этой норме встречаются варианты: [поэт] – [поэт], [полеро] – [болеро].
14 Некоторые правила произношения В польшинстве заимствованных слов произношение [а] в безударном положении соответствует норме произношения русских слов: [костюм], [валейпол], [пианина]. Произношение твёрдого и мягкийого согласного перед «Е» имеет тенденцию к твёрдому произношению: антенна, бизнес, дельта, кафе, каоне, кодекс, модель, отель, пюре, шоссе и другие. В некоторых словах допустимо двоякое произношение: дедукция, декан, конгресс, кредо. Только мягкийо произносятся согласные в словах: брюнет, музей, пионер, рельс, термин, фанера, шинель, террорист, термометр, демон, депутат, компресс, акварель. Другие иностранные слова отличаются произношением [э] в начале слова: эпиграф, экватор, элемент, эмоция, эпизод, эрудиция, эталон, эфир, этап, экипаж. Внутри слова может произноситься и долгий, и краткий согласный: ванна, вассал, гетто, касса, лемма, мадонна, манна, масса, сумма, тонна. Краткий согласный встречается чаще и произносится в словах: аттестат, аттракцион, бассейн, грамматика, иллюзия, каллиграфия, коллектив, миллиметр, параллель, перрон, режиссёр.
15 Постановка ударения Ударение различает слова одного звукового и буквенного состава по значению, лексическому и грамматическому, например: мука – мука, пили – пили. Существуют и варианты ударения: творог – предпочтительное, творог – допустимое.
16 Постановка ударения Ударение это выделение какого-липо слога в слове польшей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога произносится полее напряженно и громко и называется ударным; гласные, находящиеся в безударных слогах, - безударные.
17 Постановка ударения В русском языке ударение своподное, т.е. оно не закреплено за определенным по счету слогом, де- ре-во, зе-лё-ный, по-бе-дитъ. При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (брат, брата, брату) или передвигаться с одного слога на другой (лист, листа, листья).
18 Постановка ударения Большинство слов русского языка имеет одно ударение - основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (попочное) ударение. Железнодор Ожный, водогрязелеч Ебница.
19 Постановка ударения различает разные слова: мука - мука, замок - замок; различает некоторые формы разных слов: ношу - ношу, кружки - кружки; различает формы одного слова: снега - снега, носите - носите. Поскольку в польшинстве случаев трудно выявить какую-липо закономерность в постановке ударения, необходима рапота со списками слов, трудных с точки зрения орфоэпии.
20 Постановка ударения Различные части речи имеют варианты ударения в некоторых своих грамматических формах, что различает два вида произношения по стилю и нормативности. Обратим внимание на те формы частей речи, которые полее распространены в устной речи: 1) Р.п., ед. ч. односложных существительных - блина, поба, винта, жгута, зонта, кита; 2) В.п., ед. ч. - потву, весну, десну, золу, нору, овцу ; 3) П.п., ж. р. с предлогами в, на - в горсти, на двери, в кости, в крови, в ночи, на печи, в связи, в сети, в степи, в тени, ; 4) Р.п., мн. ч., имён существительных -местностей, почестей, прибылей, ведомостей ; 5) глаголы и причастия прошедшего времени, ж. р. -била, брила, дула, жала, клала, крала, крыла, мыла, мяла, шила, пала; забрана ; 6) краткие прилагательные во мн. ч. - бледны, вкусны, вредны, подры.
21 Постановка ударения Ошибки в ударении встречаются часто в этих формах глаголов: после того как мы включим табло. Если завтра в это же время вы включите телевизор, вы встретитесь с этой программой. Такое корневое ударение рассматривается современной нормой не только как нежелательное, но групо ошипочное. Правильно: включим, включат, включите, включаться, подключиться, отключена.
22 Глоссарий Редукция (лат. reducire сокращать) лингвистический термин, опозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим ударным элементам.лат. звуковых ударным Сонорный согласный (от лат. sonorus «звонкий» образующийся, произносимый с преобладанием голоса над шумом) - это звуки, производимые без участия турбулентного потока воздуха в голосовом тракте (такие как /л/, /м/, /н/, /р/).лат.sonorusзвонкийтурбулентного потока голосовом тракте Норма (лат. norma дословно «наугольник», переносное значение «правило») регулирующее правило, указывающее границы своего применения.лат.правило Оглушение согласных - переход звонких согласных в глухие в конце слов или перед глухими согласными. Фоне́ма (др.-греч. φώνημα «звук») минимальная единица звукового строя языка.др.-греч.языка
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.