Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАнна Приклонская
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Психология личности Корнилова Дарья Сергеевна старший преподаватель кафедры общепсихологических дисциплин специальности клиническая психология Блок 1: «Введение в психологию личности» Владивосток 2014
2 Тема: «Персоногенез личности: Индивидуальность личности и ее жизненный путь»
3 Учебные вопросы: 1. Самосознание как результат и как процесс. 2.Я-концепция и проблема формирования половой идентичности. 3. Социальные представления: проблемы и перспективы. 4. Психология сознания У.Джеймса.
4 Учебный вопрос 1. Самосознание как результат и как процесс Самосознание рассматривается как процесс и как результат. С.Л. Рубинштейн критикует идеалистический взгляд на самосознание, согласно которому «наличие психического совпадает с его осознанностью; сущность психики в том, что она есть непосредственно знание о самом себе; психическое отождествляется с сознанием, сознание - с самосознанием. В результате психическое ограничивается сферой осознанного, его осознание и познание - содержанием непосредственно данного». Рубинштейн утверждает, что самосознание включает самоотношение, опосредованное жизненными проявлениями субъекта, всей жизнью личности. Самосознание формируется через активность субъекта. «Объектом самосознания и самопознания является не «чистое» сознание, то есть сознание, обособленное от реального материального бытия человека, а сам человек в неразрывной цельности своего существа».
5 Различение самосознания как процесса и продукта было введено У. Джемсом. Он различал Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Я-сознающее - чистый опыт, процессуальная характеристика самосознания. Я-как-объект - содержание этого опыта.
6 Самосознание как процесс Согласно К. Ясперсу, процесс познания может быть представлен 4 параметрами: 1) осознание себя в качестве активного деятеля, 2) осознание собственного единства, 3) осознание собственной идентичности, 4) осознание себя как отличного от остального мира (мира объектов и других людей). Осознание себя в качестве активного деятеля сопровождается ощущением себя как источника активности. Сознание присутствует во всех областях психической жизни. В форме «Я мыслю» оно сопровождает все восприятия, представления, чувства и ощущения. Любое действие человека, телесное, моторное, ментальное или любое другое, несет в себе аспект принадлежности Я. Нарушения этого процесса могут выступать в виде: 1)потери чувства собственного Я, 2)осознания проявлений психического как явлений, вложенных извне, управляемых другим человеком или людьми, силами, мировой волей.
7 Осознание собственного единства связано с пониманием, что в процессе самосознания участвует целостное, неделимое Я. Согласно этой форме осознания себя человек уверен в единстве свой личности в каждый данный момент времени. Этот процесс осуществляется благодаря существованию устойчивой иерархии мотивов и ценностей, соподчиненности отдельных аспектов Я. Нарушения чувства единства личности выражаются в феноменах раздвоения личности. Как кратковременное явление оно встречается у людей с нормальной психикой и означает стремление взглянуть на себя со стороны. Нарушение проявляется в устойчивом существовании двух или более независимых друг от друга личностей. Осознание собственной идентичности характеризует этот процесс с точки зрения устойчивости представлений о себе во времени. На фоне изменений, которые происходят с человеком в течение его жизни, он остается верным самому себе, чувствуя, что он тот, кем был всегда. Нарушения чувства идентичности связаны с отвержением себя в прошлом, с разрывом между прошлым и настоящим образами Я.
8 Осознание себя как отличного от окружающего мира проявляется в отчетливом понимании Я и не-Я, в ощущении, что есть невидимые границы между своей личностью и объектами окружающего ее пространства. Нарушение границ проявляется в отождествлении себя с другими людьми или даже неодушевленными объектами, а также в конфликте приближения/отдаления, характерном для пограничной личности.
9 Самосознание как результат Самосознание как процесс может находить свое завершение в результате познания и осознания себя. Самосознание как результат описывается в терминах Я-концепции. По мнению Карла Роджерса, Я-концепция складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях взаимодействия с другими людьми и ценностных представлений, связанных с объектами и действиями. Я-концепция - это существующая в сознании человека система представлений, образов, оценок, относящихся к нему самому. Она включает представления о том, как он выглядит в глазах других людей, каким бы он хотел быть и как он должен себя вести. Согласно этому определению Я-концепция - это реальный, идеальный образы Я и образ Я как результат отраженного самоотношения (Я в представлениях других людей, или зеркальное Я). Все три составляющие Я-концепции являются ее модальностями.
10 Кроме модальностей, Я-концепция представлена когнитивным (образ Я), эмоциональным (самооценка) и поведенческим (стратегии самоутверждения личности) компонентами. Образ Я - это представление индивида о самом себе. Согласно Р. Бернсу, характеристики, которые приписываются себе, могут быть самыми разными - атрибутивными, ролевыми, статусными, психологическими качествами индивида, включая вещи, с которыми человек себя ассоциирует, типичные поведенческие стратегии, жизненные цели, близких и значимых людей и т.д. Все эти образы называются аспектами целостного Я и представляют собой физическое Я - образ, или схему, тела, социальное Я - роли, с которыми человек себя идентифицирует, возрастное Я - ощущение себя человеком определенного возраста, половую идентичность - все качества индивидуальных сочетаний мужских и женских черт, обусловленных биологическим полом и психологическими факторами, психологическое Я - неотъемлемые эмоциональные реакции и интеллектуальные качества, а также устойчивые потребности и мотивы.
11 Самооценка - отношение человека к себе, выражающееся в принятии или непринятии своей личности. Согласно У. Джемсу, самооценка складывается из двух составляющих - уровня притязаний и уровня реальных достижений. Уровень притязаний - это уровень трудности достигаемых целей. Повышения самооценки, добиваются двумя способами - путем снижения уровня притязаний или посредством улучшения реальных достижений. Самооценка - один из тщательно изученных психических феноменов. Самоутверждение - поведенческий аспект Я-концепции. С нашей точки зрения, самоутверждение представляет собой одну из стратегий эго, это способ усиления Я, придания ему или поддержания силы, значимости. Для любого человека в большей или меньшей мере свойственна некоторая уязвимость в отношении того, кем он является и насколько ценным себя чувствует. Люди прибегают к разным способам поддержания значимости себя для того, чтобы чувствовать удовлетворение от собственной личности.
12 Это могут быть идеализация и идентификация, проекция и обесценивание, самореализация. В целом самоутверждение - это стремление к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение. Образ Я, самооценка и самоутверждение личности - взаимно обусловленные и обуславливающие друг друга феномены, поэтому их исследование должно основываться на принципе системности.
13 Я-концепция и проблема формирования половой идентичности Я-концепция представляет собой сложную систему, основными модальностями которой являются Я-реальное, Я-идеальное и Я- зеркальное, а компонентами - образ Я, самооценка и самоутверждение. Функции Я-концепции: обеспечивает внутреннюю согласованность (конгруэнтность по Роджерсу) личности. Важным моментом согласованности является совпадение представлений о себе с той информацией, которая поступает извне. Я-концепция может: 1) допускать опыт, соответствующий образу Я; 2) отрицать его, используя примитивные формы защиты; 3) искажать с помощью более зрелых защитных механизмов; 4) изменяться сама; осуществляет интерпретацию опыта по типу атрибутивной проекции, уподобляя социум своему внутреннему миру.
14 Социальные представления: проблемы и перспективы Теория социальных представлений разработана С. Московичи. Он считает, что представления - ведущая и единственная характеристика и общественного, и индивидуального сознания. Московичи утверждает, что любые формы убеждений, идеологических взглядов, знаний, включая науку, являются социальными представлениями. Социальные представления - способность человека воспринимать, делать выводы, понимать, вспоминать, чтобы придавать смысл вещам и объяснять личностную ситуацию. Представления, по Московичи, являются основой взаимодействия: прежде чем вступать в общение с человеком или группой, индивид должен представить себе возможные связи, результаты взаимодействия. В качестве способа исследования социальных представлений, автор рассматривает здравый смысл (folk-science), который открывает исследователю непосредственный доступ к социальным представлениям.
15 В отечественной психологии этот подход находит отражение в работах К.А. Абульхановой-Славской - руководителя лаборатории психологии личности Института психологии РАН и ее сотрудников. Она утверждает, что на смену теориям сознания, разработанным Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и Д.Н. Узнадзе пришли концепции, перед которыми стояла другая задача - исследовать состояние реального сознания личности, раскрыть сущность и тенденции его реального изменения. Суть этого подхода - социальное мышление личности исследует сознание в процессе его функционирования. Психологическое исследование социального мышления не сводится к раскрытию социальных условий этого вида мышления, поскольку сознание и мышление рассматриваются как обобщение личностью того способа жизни, которого она сама сумела достичь в конкретных социальных условиях.
16 Согласно теории социальной идентичности Г. Тежфела. 1) индивид, считая себя членом какой-либо группы, стремится оценить ее положительно, поднимая статус группы и самооценку; 2) качество и значение идентичности определяется с помощью категоризации (логических операций) и сравнения своей группы с внешними группами по ряду параметров; категоризация и сравнение являются когнитивными способами самоопределения индивида; 3) позитивная социальная идентичность достигается на основе сравнений в пользу себя, своей группы и называется групповым фаворитизмом; 4) когнитивный компонент связан с эмоциональным, где последний описывается как переживание факта своей принадлежности к группе в форме различных чувств - любви, ненависти, обиды.
17 Отношения личности - ее потребности, интересы, склонности являются продуктом взаимодействия человека с конкретной средой. Среди видов отношений он называет эмоциональное отношение, интерес и оценочное отношение. «Отношение - сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности». Особый интерес вызывала у него проблема характера. Он определяет его как устойчивую в каждой личности систему отношений к разным сторонам действительности, проявляющуюся в типичных для личности способах выражения этих отношений в ее повседневном поведении. В структуре личности он выделял несколько планов: первый - доминирующие отношения личности, второй - психический уровень, или уровень желаний и достижений, третий уровень - динамика реакций (или темперамент).
18 Источником нарушений личности, ее патологии являются проблемы, которые возникают в процессе установления или реализации отношений в разных сферах деятельности. В.Н. Мясищев предложил новый подход к диагностике и лечению патологий, основой которого стала психология отношений. «Не только при реактивных, а даже при эндогенных заболеваниях нервное, включая психическое, состояние человека зависит… от особенностей ее отношений к окружающему миру и связанных с этим реакций на него… Эта психическая вторичная реакция может явиться источником тревожной мнительности и угнетения, а иногда в большей степени определяет декомпенсации, чем первичная болезнь. Напротив, стойкость личности в борьбе с болезнью повышает сопротивляемость организма, содействует рекомпенсации».
19 Психология сознания У.Джеймса Среди наиболее продуктивных идей научной психологии идея «потока сознания», выдвинутая американским психологом Джемсом более 100 лет назад, одна из самых значительных. С точки зрения Джемса, «сознание личности заключается в осознании потока мысли, в котором каждая часть в качестве субъекта помнит предшествующие, знает известные этим частям объекты, сосредоточивает на некоторых из них свои заботы как на своей личности, и присваивает последней все остальные элементы познания». Выполняя функцию приспособления, сознание преодолевает трудности адаптации, когда запаса реакций (рефлексов, навыков и привычек) недостаточно: фильтрует стимулы, отбирает из них значимые, сопоставляет их между собой и регулирует поведение индивида. Будучи лично обособленным, индивид., сознание составляет основу личности как «эмпирически данного агрегата объективно познаваемых вещей».
20 Джемс выделяет три структурные части личности: 1) ее составные элементы; 2) чувства и эмоции, вызываемые ими (самооценка); 3) поступки, вызываемые ими (заботы о самом себе и самосохранение). Личность – это интегративное целое, состоящее из познаваемого и познающего элементов. Познаваемый элемент – это наше эмпирическое «Я», которое мы сознаем как нашу личность; познающий элемент – это наше чистое «Я». Структура эмпирического «Я»: физическая часть (тело, телесные потребности и инстинкты) с материальным ее продолжением (одежда, имущество, умение приобретать средства), социальная, или общественная (признание в нас личности со стороны других, любовь, честолюбие) духовная (объединенное сознавание духовных свойств и способностей, интеллектуальные, моральные, религиозные стремления).
21 Благодарю за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.