Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕлена Моравская
1 Рабданова Лхама Раднабазаровна ГАУ ДПО «Агинский ИПК работников социальной сферы Забайкальского края»
2 Фомичева Л.К.2 Системно-деятельностный подход Новое содержание, УМК Разработка предметных рабочих программ Система оценивания Организация проектной и исследовательской деятельности
3 3 Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценности образования Чему учить?обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий
4 Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ 4 ФГОС Смена образовательной парадигмы. Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности
5 «Педагоги по-другому должны научиться организовывать весь образовательный процесс» «Усвоение школьниками знаний и умений должно происходить в форме учебной деятельности» (В.В.Давыдов) «Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» (А.А. Леонтьев) Педагогическая задача
6 воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поли конфессионального состава; формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно- воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
7 - переструктурирование содержания образования (культурные предметные способы действия/средства); - РП с выделением внеурочных форм УД (70% / 30%); - нелинейное расписание учебных занятий в разных формах; - информационно-образовательная среда; - изменение подходов к системе оценивания (формирующее оценивание)
8 формирование учебной деятельности; освоение культурных предметных способов действий/средств; приобретение социального опыта межпредметные, разновозрастные образовательные модули; предметные линии; практики; домашняя самостоятельная работа; внеучебная деятельность урочные занятия; внеурочные занятия; внешкольные занятия Ключевые компетентности
9 Содержание Формы организации ОП Результаты Учебная деятельность Учебные предметы Урок, внеурочные формы (консультации, мастерские, учебные занятия, экскурсии и т.п.) Образовательные межпредметные модули Внеурочные формы Социальная практика Внеурочные формы Учебные курсы (по выбору) Урок, внеурочные формы Внеучебные виды деятельности Игровая Занятия, тренировки, репетиции, лаборатории, проектные группы и т.д. Творческая Организационная Трудовая предметные результаты компетенции Социальный опыт
10 УСЛОВИЯ: понятия раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями. способы и средства действия не сообщаются в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов. присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников. 10
11 Виды деятельности школьников на разных ступенях образования Виды деятельности младшего школьника: Совместно-распределенная учебная деятельность в коллективных формах (коллективная дискуссия, групповая работа) Игровая деятельность ( высшие виды игры – игра- драматизация, режиссёрская игра, игра по правилами) Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.) Трудовая деятельность ( самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях ) Спортивная деятельность ( освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
12 Уроки Занятия Проекты Практики Конкурсы, фестивали Выставки Соревнования Презентации и социальная оценка продуктов детского творчества
13 Виды деятельности подростков: Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (самостоятельное планирование и целеполагание; возможность проявить свою индивидуальность; выполнение разных функций и «ролей» – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.). Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта. Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения. Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей). Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание. Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.
14 Уроки, занятия одновозрастные и разновозрастные Проекты Конференции Фестивали Образовательные события
15 Виды деятельности старших школьников Учебно-образовательная деятельность в стартовых формах университетского образования (лекции, семинары, тренинги, практикумы). Самостоятельно организованная учебная деятельность (подготовка к экзаменам, обучение в системе экстерната, обучение в заочных школа.) Конструкторско-исследовательская деятельность по конкретной профильной теме. Организационно-проектная социальная деятельность. Деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского самоопределения (стажировки, пробы, рефлексивные сессии).
16 Лекции, семинары, модульные формы, зачетная система Тренинги Приемы по исследованию современных проблем и конструированию их эффективных решений Групповое проектирование социальных событий Система проектно-аналитических событий
17 Уровни СодержаниеВиды Д I уровень Понимание текста -«распаковка» смыслов на основе S опыта - формирование осмысленного и глубокого чтения. Что? Кто? Где? Когда? Какой? - Акцентно-смысловое чтение; -воспроизведение элементов содержания произведения (изложение, действие по заданному алгоритму с инструкцией); -формулировка вопросов; - составление системы вопросов и ответы на них II уровень Умение выделять в Т значимые элементы; умение находить и объяснять связи между ними. Как устроен текст? Выполнение аналитических процедур: -наблюдение, описание, сопоставление и сравнение; -объяснение функций каждого из элементов; -установление связи между ними; -создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа III уровень Умение воспринимать произведение как художественное целое; концептуальное осмысление Т в целостности; умение видеть воплощенный в Т авторский замысел Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Каков художественный эффект? Вывод о томатике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении? -Устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения; -истолкование смысла произведения как художественного целого; -создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.
18 Учебный курс Перечень произведений Список А Ключевые произведения литературы для обязательного изучения А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Н.В. Гоголь «Мертвые души» и т.д. Список В Перечень авторов, изучение которых обязательно – произведения по выбору Минимальное количество произведений: А. Блок – 1 стихотворение; М. Булгаков – 1 повесть и т.д. Список С Перечень литературных явлений по блокам (томат., хронолог., жанров.) Минимальное количество произведений: Поэзия пушкинской эпохи – К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский (2-3 стихотв. на выбор) Дополнительно – произведения актуального чтения По выбору обучающихся)
19 Структура и организация учебной деятельности Урок - место постановки и решения учебных задач Практики – место решения частных практических задач Индивидуальные (групповые) занятия (мастерские, консультации) - место решения индивидуальных задач учащихся Учебные занятия - место освоения способов учения Домашняя самостоятельная работа – место индивидуальной образовательной программы
20 Традиционный подход Новая дидактика Структура урока определяется учебно- предметной темой и этапом ее изучения Цель урока = тема + действие с учебным знанием Цель: что изучаем? Структура урока определяется структурой организуемой деятельности (исследование, проект, критическое мышление, ценностное отношение…) Цель урока = результат деятельности Цель: зачем изучаем?
21 По своей структуре современный урок совпадает со структурой УД Деятельностная структура урока всегда «прозрачна» и открыта учащимся Степень самостоятельности учащихся в осуществлении учебной деятельности постепенно нарастает Основной этап урока направлен на формирование УУД на основе освоения и применения предметных знаний/умений
22 Оборудование Учебно-лабораторное оборудование Учебно-производственное Дидактическая техника Учебно-наглядные пособия УМК
23 Современный урок специально сценируемая педагогом образовательная ситуация, в которой ученик проявляется как субъект учебной и образовательной деятельности, осуществляя рефлексивный выбор и проектирование собственных способов деятельности и мышления в разворачивающейся ситуации специально сценируемая педагогом образовательная ситуация, в которой ученик проявляется как субъект учебной и образовательной деятельности, осуществляя рефлексивный выбор и проектирование собственных способов деятельности и мышления в разворачивающейся ситуации Урок РО – урок жизни в ситуации неопределенности
24 Этапы урока 1. вводно-мотивационный; 2. операционно-содержательный; 3. рефлексивно-оценочный
25 Психологическая структура урока Урок – акт учебной жизнедеятельности На-учить-ся жить Акт жизнеД - Со-бытие Выделение события Акцент на событии Отражение со-бытийности коллективной и индив. челов. жизни Проект урока, тип урока – гипотеза о событии Результат – со-творение Л в колл.Д
26 Готовность учащихся к активной учебной деятельности. Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися. Изложение цели в виде проблемного задания. Постановка целей по структурно-логической схеме изучения явлений, процессов и др. Вариативность приемов изложения темы и целей учебного занятия. Преемственность и перспективность в постановке целей учебного занятия. Формулирование целей в действиях учащихся. Понимание учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала. Совместное с учащимися планирование работы на учебном занятии.
27 процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату; это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.
28 Цель: Осознание учащимися нравственно- эстетических проблем современности через анализ ХТ. Задачи: 1. Анализ повести В. Распутина, понимание позиции писателя и читателя. 2. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, умения рассуждать, доказывать свое мнение. 3. Воспитание чувства товарищества, ответственности, уважения к прошлому своей страны, любви к своей земле, малой родине.
29 Цель урока: Выявить отличительные особенности имен числительных как части речи. Задачи урока: 1. образовательные: - совершенствовать знания об имени числительно м как части речи, слов со значением числа и счета. 2. развивающие: - развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать; развивать коммуникативные способности; 3. воспитательные: - воспитывать внимательное отношение к слову; содействовать эстетическому восприятию учащихся. Технология урока: технология деятельностного подхода. Тип урока: урок постановки учебной задачи. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная. Оборудование урока: мультимедийный проектор, учебник, энциклопедии, карточки для групповой работы, слайды картин.
30 Цель урока: Осознание роли СП и его использование в практической жизни Задачи: 1. Закрепление знания о СП как синтаксической и речевой единице. 2. Развитие языковой компетенции, умения воспринимать чужую речь, наблюдение за использованием синтаксических конструкций в Т худ. стиля, понимать подтекст и создавать собственное высказывание. 3. Воспитание уважения к русскому языку, создание эстетической ценности русского языка.
31 Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности (например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности»). Локальная цель связана с конкретным. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.
32 Типология уроков РО Урок постановки УЗ Урок постановки УЗ Урок решения УЗ Урок решения УЗ Урок моделирования и преобразования модели Урок решения частных задач с применением открытого способа Урок контроля и оценки
33 Урок постановки УЗ Создание ситуации успеха Создание ситуации разрыва Фиксация места разрыва в знаково- символической форме Формулирование УЗ учащимися и учителем Рефлексия
34 Урок решения УЗ Анализ условий решения задачи Решение задачи, конструирование нового способа действия Рефлексия
35 Урок решения частных задач 1. Уроки решения конкретно- практических задач (формирование навыка, отработка способа действия) 2. Уроки решения частных задач на конкретизацию общего способа действия (стр-ра урока решения УЗ) Общий принцип формирования навыка – практическое применение в качестве средства решения задачи из другой предметной области
36 Урок контроля и оценки Ц -через к-о действия детей проверить и оценить их уровень овладения известным способом действия и понимания границ его применения Создание учебной ситуации Создание учебной ситуации Контроль и оценка использования способа действия Контроль и оценка использования способа действия Рефлексия Рефлексия
37 Приобретение привычки к самооценке и самоанализу (рефлексии); Использование критериальной системы оценивания Использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания - Внутренняя и внешняя оценка; - Субъективные и объективные методы оц.; стандартизированные оценки; - Интегральная оценка – портфолио, дифференцированная оценка; - Самоанализ и самооценка - Оценивание процесса формирования результатов, осознанности особенностей развития собственного процесса обучения - Разнообразные формы оценивания
38 Получилось ли решить поставленные перед собой профессиональные задачи? Возникла ли в ходе урока незапланированная ситуация? Если да, то какова моя реакция? Каковы (+), (-) итоги возникновения этой ситуации? Какие (+) итоги урока необходимо воспроизвести на следующем уроке? Какие проблемы остались нерешенными (для уч-ся и для меня)? В чем причина этой ситуации? Какие задачи в освоении СО и форм Де нужно поставить перед собой на ближайших уроках, исходя из итогов данного урока?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.