Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАгния Троцкая
1 Управление качеством образования на основе совершенствования аналитической деятельности и планирования работы школы
2 Логика педагогического руководства школой такова, что нам невозможно работать, если мы не будем постоянно анализировать связь настоящего с прошлым и будущим. Умение предвидеть – это прежде всего умение оглянуться на пройденный путь, обозреть его, увидеть в нём истоки сегодняшних успехов и недостатков. В.А. Сухомлинский
3 Типичные ошибки анализа: подмена анализа констатацией фактов (описанием); однолинейность анализа (что запланировано – что выполнено); анализ без выхода на противоречия и проблемы; отсутствие сравнительного анализа; отсутствие генетического анализа (исследования подсистем и компонентов с позиции их происхождения и развития); анализ без учёта условий работы учреждения образования и педагогического коллектива; анализ без учёта прогноза обновления учреждения образования; различные стороны деятельности учреждения образования рассматриваются в произвольном порядке, некоторые направления освещаются поверхностно или вообще выпадают из анализа
4 Анализ (от греческого analysis – разложение, расчленение) – метод научного и практического познания, основанный на мысленном вычленении и рассмотрении отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо целого. Педагогический анализ – это функция управления учреждением, направленная на изучение состояния и тенденции развития, объективную оценку результатов образовательного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переходу её в более качественное состояние (Ю.А.Конаржевский).
5 Педагогический анализ итогов учебного года целенаправленная аналитическая деятельность руководителя, направленная на выделение основного, существенного в работе педагогического коллектива за учебный год; установление причинно-следственных связей в ней путём расчленения её на отдельные направления, оценки каждого из них, определения его места и роли в целостной системе, выявление связей между самими направлениями и между ними и всей работой учреждения.
6 Генеральная цель итогового педагогического анализа дать объективную оценку фактического состояния педагогического процесса в учреждении образования и его результатов
7 Суть анализа сопоставить, сравнить, оценить результаты, определить условия, обеспечивающие успех, выявить причины, породившие недостатки, с указанием их отрицательных воздействий и последствий
8 Основные требования, предъявляемые к анализу итогов учебного года наличие критической оценки результатов и методов деятельности педагогического коллектива, администрации, подтверждённой количественными показателями и качественными характеристиками в сравнении с прошлым годом (желательно в виде таблиц, диаграмм с краткими и ёмкими комментариями); оценка всех явлений и результатов деятельности педагогического коллектива с позиции решения задач года и выполнения планируемого;
9 Основные требования, предъявляемые к анализу итогов учебного года чёткая формулировка выявленных по результатам деятельности учреждения в прошлом учебном году проблем и противоречий, позволяющая сформулировать цель и задачи деятельности на новый учебный год; логическая последовательность изложения материала, точность оценок, исключающих субъективизм, доказательность выводов, педагогическая обоснованность предложений
10 Вариант схемы итогового анализа: введение (педагогическая проблема (генеральная цель), над которой работало учреждение; приоритетные направления деятельности за истекший период по реализации целей и задач); деятельность учреждения, направленная на получение учащимися образования; анализ образовательного процесса и его результатов; воспитательная и идеологическая работа;
11 Вариант схемы итогового анализа: состояние работы с педагогическими кадрами и её результативность; психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение образовательного процесса; руководство образовательным процессом; работа с семьей, общественностью и социумом; финансово-хозяйственная деятельность; выводы (выполнение задач годового плана, направления совершенствования деятельности, цели и задачи на следующий учебный год)
12 Пример программы анализа состояния работы с педагогическими кадрами: 1. Кадровый состав (по стажу работы, образованию, категории). Статистические данные приводятся в сравнении с прошлым учебным годом (можно в сравнении с районными показателями). Анализ статистических данных делается с указанием причин увеличения или снижения показателей. 2. Структура методической работы (количественный состав; оптимальность структуры, сформированность на основе анализа и результатов диагностики). 3. Методическое обеспечение образовательного процесса: - содержание деятельности методического совета (при его наличии); - работа методических объединений (по каким профилям, направленность тематики, результат работы); - работа творческих групп, других методических формирований (количество участников, проблема (тема), над которой работали педагоги, суть содержания работы, результат работы); - образовательные мероприятия для педагогов (темы, форма, методика организации, итог); - изучение и обобщение опыта (чей, в какой форме изучался и обобщался, результат, как распространялся, внедрялся, влияние на личностно- профессиональное развитие).
13 4. Повышение квалификации на базе учреждений дополнительного образования взрослых (выполнение плана, влияние ПК на методический уровень педагогов). 5. Аттестация педагогов (количество аттестованных, периодичность процесса, результаты аттестации, выявленные проблемы). 6. Работа педагогов по самообразованию (актуальность темы, её связь с единой методической темой и общешкольной педагогической проблемой, влияние самообразовательной деятельности на методический уровень педагогов). 7. Трансляция актуального педагогического опыта (участие педагогов во внешкольных методических мероприятиях, конкурсах профессионального мастерства, динамика показателя; проведение на базе школы открытых уроков, семинаров разных уровней, количество, динамика показателя; публикации в СМИ). 8. Экспериментальная и инновационная деятельность (апробация и внедрение новшеств: виды, формы, результаты).
14 9. Состояние материально-технической базы (техническая оснащенность предметных кабинетов, рабочего места учителя; эффективность использования средств ТСО). 10. Информационное обеспечение (пополнение методического фонда (в том числе методической продукцией профессиональных формирований), организация информационных выставок, обзоров; актуализация информации сайта, блога, др.). 11. Диагностика профессиональных умений. Анализ результатов в сравнении с прошлым учебным годом. 12. Посещение занятий педагогов (общее количество посещений; анализ уровня преподавания, дидактического и методического обеспечения; выводы). 13. Результаты общешкольной методической работы. 14. Общие выводы и предложения (достигнута ли цель; в каком объеме выполнены задачи; что не удалось в работе и почему; над какими проблемами необходимо работать дальше.
15 Пример: На заседаниях методического объединения …. (рассмотрены вопросы, отработаны умения, разработаны рекомендации, обобщены …), что позволило … (улучшить …, позиционировать …, разработать …, адаптировать …, внедрить …., выйти на новый качественный уровень …, осмыслить необходимость ….). В ходе заседаний были проведены практикумы (мастер-классы), что позволило … В результате проведенной работы в 2014/2015 учебном году … педагогов освоили (внедрили, готовы обучать…..). Вместе с тем…. (чётко указываем: для кого и в какой степени этот недостаток проявляется, причины, вызвавшие появление недостатков). Сколько проблем и недостатков, столько предложений по совершенствованию работы.
16 ПРАКТИКУМ Задание 1. Прорецензируйте представленный блок с позиции выполнения требований к анализу работы. Задание 2. Используя данный материал, проанализируйте любое явление (объект) методической работы с позиции достигнутых результатов.
17 Типичные недостатки в целеполагании: цель деятельности не связана с результатами работы в прошлом году, безлика (т.е. за ней не просматривается данное конкретное учреждение); цель носит глобальный характер, сформулирована таким образом, что определить её выполнение невозможно (например, «обеспечение гармонического развития ребёнка»);
18 Типичные недостатки в целеполагании: задачи деятельности не раскрывают пути достижения указанной цели, не соответствуют выводам о работе учреждения в прошлом учебном году, не решают выявленные проблемы и противоречия; задачи носят надуманный характер, не ориентированы на решение кардинальных вопросов, определяющих современный этап развития учреждения; смешиваются главные и вспомогательные задачи, происходит излишняя детализация задач, нагромождение неоправданно большого количества задач
19 Алгоритм формулирования цели (по Третьякову П.И.): что делать? (создать условия); для чего делать (для повышения уровня…); за счёт чего? (за счёт освоения ….)
20 Пример формулирования учебной задачи (по Булошу К.Я.) Повышать качество образования через …. (а дальше идёт конкретно через что будет обеспечиваться качество образования). Например: через усиление мотивации обучения; внедрение новых методов, приёмов, технологий обучения; усиление психологического обеспечения образовательного процесса; совершенствование работы в диаде «урок - факультативное занятие»; и другое
21 Пример формулирования воспитательной задачи (по Булошу К.Я.) Повышать уровень воспитанности через …: Например: активизацию работы с неблагополучными семьями; активизацию органов ученического самоуправления; использование коллективных творческих дел; внедрение деятельностного подхода; и другое
22 Пример формулирования задачи по здоровьесбережению (по Булошу К.Я.) Создать условия для сохранения здоровья обучающихся через …: Например: усовершенствование физкультурно- оздоровительной работы; увеличение процента охвата учащихся кружками и секциями; и другое
23 Пример формулирования методической задачи (по Булошу К.Я.) Повышать уровень профессиональных компетенций педагогов за счёт …: Например: внедрения активных форм методической работы; обобщения и распространения эффективной педагогической практики; и другое
24 SMART-критерии, которым должны соответствовать цели: конкретный (specific); измеримый (measurable); достижимый (attainable); значимый (relevant) соотносимый с конкретным сроком (time-bounded)
25 ПРАКТИКУМ Задание: оценить постановку задачи методической работы с позиции следующих критериев
26 Годовой план представляет собой целостную программу коллективной деятельности, доведенную до необходимой конкретизации по содержанию, срокам, исполнителям, формам и путям достижения намеченного результата
27 Критерии Показатели Соответствие планирования потребностям учреждения - направленность планов на преодоление причин и источников противоречий в деятельности учреждения; - соответствие планов нормативным правовым актам; - скоординированность всех планов учреждений образования; - удовлетворённость всех участников образовательного процесса содержанием планирования Критерии эффективности планирования
28 Критерии Показатели Перспективность и оперативность планирования план построен с опережением (с учётом основных тенденций развития педагогической науки и практики), на основе диагностики, с учётом ранее проанализированных предложений педагогов, обучающихся и их родителей
29 Критерии Показатели Соответствие планирования возможностям участников образовательного процесса учитываются подготовленность членов педагогического коллектива к организации образовательного процесса, реальные учебные возможности обучающихся, воспитательный потенциал семьи и социума, экономические возможности учреждения образования и участников образовательного процесса
30 Критерии Показатели Объективность выделения приоритетов в планируемой деятельности приоритеты в планировании определяются на основе анализа исходного состояния, прогноза развития учреждения, ведущих положений нормативных правовых актов Оптимальность и реалистичность планов - планы рассчитаны на достижение максимально возможных результатов при оптимальной загрузке участников образовательного процесса; - выполнимы
31 ПРАКТИКУМ Задание: прорецензировать представленный блок годового плана работы с позиции выполнения требований к планированию
32 Каждое из планируемых мероприятий направлено на решение конкретных задач и ведёт к достижению целей. Грамотно составленный план характеризуется не количеством и звучностью мероприятий, а их педагогической целесообразностью, продуманностью и взаимообусловленностью.
33 Чайковская А.В., заведующая Сморгонским районным учебно-методическим кабинетом
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.