Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАртём Горихвостов
1 Психолого – педагогические аспекты деятельности учителя в период внедрения ФГОС ООО Е. А. Харитонова, начальник отдела социально-психологического сопровождения образовательных практик МКУ городского округа город Воронеж «Центр развития образования и молодежных проектов»
2 Целью образования сегодня становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, развитие и поддержка у каждого участника образовательного процесса субъектной позиции в отношении дела, людей и самого себя.
3 Психологический механизм формирования компетентности учащегося существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико- преобразовательный характер.
4 Введение ФГОС общего образования требует от учителя иного уровня квалификации. Современный учитель должен быть готов к работе с различными категориями детей (с детьми с особыми образовательными потребностями, с одаренными детьми).
5 Педагог как участник образовательного процесса является носителем ценностных отношений, являющихся содержанием воспитания. Ситуация изменения образовательных стандартов и критериев оценивания результатов освоения школьниками основных образовательных программ меняет также и требования к компетентности педагога, его профессиональным умениям, повышает степень самостоятельности и ответственности педагога и уровень педагогического творчества.
6 Основные позиции, на которые необходимо учителю обратить внимание: 1)изменение педагогического сознания и обновление системы ценностных ориентаций учителя, 2) повышение уровня педагогического мышления вообще и обеспечение его творческого компонента, в частности, 3) расширение и обновление педагогических и психологических знаний,
7 Основные позиции, на которые необходимо учителю обратить внимание: 4) овладение новыми педагогическими и предметными технологиями и методами, 5) осмысление анализа и оценки имеющегося опыта с целью выявления наиболее ценного и эффективного в контексте новых требований и усовершенствования профессиональной компетентности.
8 В сознании большого количества учителей продолжает преобладать: ориентация на системные, широкие и глубокие знания над ориентацией на развитие опыта деятельности, творчества и эмоционально- ценностного отношения к миру; технология «передачи и формирования знаний» над технологией организации активной учебно- познавательной деятельности; предметно ориентированные подходы над личностно ориентированными; предметный подход над метапредметным и межпредметным; репродуктивные способы обучения над продуктивными (проблемным, исследовательским и творческим);
9 В сознании большого количества учителей продолжает преобладать: субъект - объектное взаимодействие над субъект - субъектным; монологический характер коммуникации над диалогическим; ориентация на вовлечение учащихся за счет мотивирования и стимулирования отметками над необходимостью развития познавательных интересов и потребностей»; ориентация на внешние, формальные эффекты и приемы заинтересовывания над поиском личностного наполнения предметного содержания, субъективных смыслов, связи изучаемого материала с конкретными жизненными ситуациями и потребностями учащихся; внешние контроль и оценивание над организацией процесса рефлексии учебной деятельности.
10 Данное положение вещей объясняется несколькими факторами: масштабностью самой инновации, требующей одновременной перестройки сразу по многим пунктам и показателям; параллельным внедрению нового образовательного стандарта существованием и изменениями процедуры ЕГЭ; консервативностью мышления учителя, обусловленной спецификой его деятельности и «формирующей» образовательной парадигмой; привычным исполнительским характером деятельности учителя, более привыкшего реализовывать уже готовые, апробированные и доказавшие свою эффективность методики;
11 Данное положение вещей объясняется несколькими факторами: существующим нынче плюрализмом в научном поиске, отсутствием единого и общего для всех, а потому обязательного и не требующего собственных рефлексий подхода, что требует достаточных временных затрат и умственных усилий от педагога; высокой загруженностью учителя, лишающей его возможности полноценно отдыхать, регулярно читать педагогическую литературу, вести исследовательскую деятельность в условиях информационного бума, когда это действительно необходимо и важно; индивидуальными особенностями мышления и ценностных ориентаций педагогов.
12 Современный учитель должен активно включать в свою работу исследовательские, проектные, рефлексивные, игровые, интерактивные технологии обучения, что свидетельствует о его отходе от традиционной фронтальной организации обучения и традиционного урока комбинированного типа.
13 Как выстраиваются приоритеты современного образования по ФГОС: 1) выпускник должен ориентироваться и быть компетентным и достаточно успешным и ответственным за свои действия; 2) в жизни, межличностных отношениях, культуре и социуме (личностные результаты);
14 Как выстраиваются приоритеты современного образования по ФГОС: 3) в учебно-познавательной деятельности, выступая как субъект познания и преобразования своего внутреннего мира и уровня развития (метапредметные результаты); 4) в основных предметных областях, адаптированных к познавательным потребностям и возможностям школьника, отражающих современный уровень развития научного знания о мире.
15 Необходима системная перестройка и профессионального сознания учителей, и коллективного сознания сообщества педагогов, важно совершенствование многих теоретических и практических умений в структуре деятельности учителя.
16 Значимые показатели развития учащихся: Мотивационная сфера: внутренняя и внешняя мотивация учения, соотношение мотивов «достижения успеха» и «избегания неудачи», структура школьной мотивации. Когнитивная сфера: восприятие (аудиалы, визуалы, кинестетики); внимание, воображение, память, интеллект и умственное развитие. Эмоционально-волевая сфера: тревожность, агрессия, склонность к суицидальному поведению, волевые качества, эмоциональные особенности, эмоциональное отношение к учению; общение (конфликтность). Личностная сфера: темперамент, интересы и способности («художник-мыслитель»), самооценка, сила эго, тип и акцентуация характера; интересы и предпочтения.
17 От мысли и замысла к действию и результатам!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.