Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемПавел Поздеев
1 Психологическая готовность к школьному обучению. Липецк,
2 Каковы составляющие готовности к обучению Каковы составляющие готовности к обучению в школе?
3 Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Физическая готовность Специальная готовность Психологическая готовность включает в себя несколько компонентов Физическая готовность Специальная готовность Психологическая готовность
4 Готовность к обучению в школе Физическая готовность к обучению в школе характеризует функциональные возможности дошкольника и состояние его здоровья, которые зависят от многих обстоятельств, в том числе от перинатального периода развития, генотипа ребенка и темпа его физиологического созревания. Физическая готовность к обучению в школе характеризует функциональные возможности дошкольника и состояние его здоровья, которые зависят от многих обстоятельств, в том числе от перинатального периода развития, генотипа ребенка и темпа его физиологического созревания. Опираясь на все эти показатели, специалисты выделяют четыре основные группы здоровья. Опираясь на все эти показатели, специалисты выделяют четыре основные группы здоровья. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
5 Специальная готовность включает в себя умения и навыки старшего дошкольника, сформированные в организованном обучении либо в ДОУ, либо в школах раннего развития, которые необходимы для освоения чтения и письма, а также счета. Специальная готовность включает в себя умения и навыки старшего дошкольника, сформированные в организованном обучении либо в ДОУ, либо в школах раннего развития, которые необходимы для освоения чтения и письма, а также счета. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
6 Психологическая готовность это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, социально- личностную и эмоционально- волевую ее формы.
7 Психологическая готовность Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
8 Интеллектуальная готовность Наличие широкого кругозора и запаса знаний. Сформированность начальных умений учебной деятельности. Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу). Логическое запоминание. Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации. Умение выделять учебную задачу и переводить её в самостоятельную цель деятельности. Развитие фонематического слуха.
9 Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
10 Социально-личностная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей.
11 Личностная Принятие новой социальной позиции. Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе. Развитие познавательных критериев, любознательности. Развитие желания ходить в школу (учебная мотивация). Произвольное управление своим поведением. Объективность самооценки. Потеря «детскости», непосредственности. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность. Различает условную и реальную ситуации. Различает условную и реальную ситуации. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. Ребенок проявляет любознательность. Ребенок проявляет любознательность. Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
12 Социальная Гибкое владение способами установления взаимоотношений. Развитие потребности в общении. Умение подчиняться правилам и нормам. Умение действовать совместно, согласовывать свои действия. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
13 Эмоционально-волевая готовность. Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности). Эмоциональная устойчивость. Умение преодолевать трудности. Сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Умение ограничивать эмоциональные порывы. Умение систематически выполнять задания. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. Может контролировать свои движения и управлять ими. Может контролировать свои движения и управлять ими.
14 Конкретные данные исследований (проведенных в Психологическом институте Российской академии образования, Московском городском психолого-педагогическом университете, факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Институте психологии РАН и др) свидетельствуют о качественных психических, психофизиологических, личностных изменениях современного ребенка. свидетельствуют о качественных психических, психофизиологических, личностных изменениях современного ребенка. Во-первых, в минимально короткий период, начиная с 2005 года, резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста. Во-первых, в минимально короткий период, начиная с 2005 года, резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста. Развитие дивергентного мышления (креативности) снизилось с «хорошего» до «слабого». Развитие дивергентного мышления (креативности) снизилось с «хорошего» до «слабого».
15 Когнитивное развитие детей, поступающих в 1 класс ( гг.) Показатели когнитивного развития Кол-во детей с несформированной функцией, % Организация деятельности 60 Общий запас сведений и знаний, способность к анализу, синтезу, классификации Внимание Память Речьдо 60 Моторное развитие, в т.ч. мелкой моторики Зрительное восприятие, зрительная память Зрительно-пространственное восприятие Зрительно-моторные интеграции 30-35
16 Во-вторых, снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт. Во-вторых, снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт. В-третьих, отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно - потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности. В-третьих, отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно - потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности. В-четвертых, обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. Если в 70-х годах ХХ века это было признано возрастной нормой, то сегодня с данными действиями справляется не более 10% детей. В-четвертых, обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. Если в 70-х годах ХХ века это было признано возрастной нормой, то сегодня с данными действиями справляется не более 10% детей.
17 Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения. Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения.
18 В-пятых, обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур ребенка, ответственных за формирование общей произвольности. В-пятых, обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур ребенка, ответственных за формирование общей произвольности. Дефицит произвольности как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника является одним из наиболее тревожных факторов, достоверно установленных учеными Российской академии образования. Дефицит произвольности как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника является одним из наиболее тревожных факторов, достоверно установленных учеными Российской академии образования.
19 В-шестых, отмечается недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. В-шестых, отмечается недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер.
20 В-седьмых, тревогу вызывают факты и факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану начиная с младенческого возраста. Так, по данным Института социологии РАН, более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором, у каждого десятого ребенка- дошкольника ВСЁ свободное время проходит у телевизора. В-седьмых, тревогу вызывают факты и факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану начиная с младенческого возраста. Так, по данным Института социологии РАН, более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором, у каждого десятого ребенка- дошкольника ВСЁ свободное время проходит у телевизора.
21 В результате возникает особая потребность в экранной стимуляции, В результате возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая дает сбои в восприятии, блокируя собственную деятельность ребенка, которая дает сбои в восприятии, блокируя собственную деятельность ребенка, приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, отсутствию интересов, гиперактивности, гиперактивности, повышенной рассеянности. повышенной рассеянности.
22 Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать звуковую информацию и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом. им трудно воспринимать звуковую информацию и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Им неинтересно общаться друг с другом. Им неинтересно общаться друг с другом. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.
23 На первый план перед педагогами и психологами выходит проблема поиска путей, возможностей использования Интернета и телевидения, формирования культуры отношения к ним.
24 В-восьмых, неблагоприятной тенденцией выступает обеднение и ограничение общения детей со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности.
25 В-девятых, все больше становится детей с эмоциональными проблемами, В-девятых, все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.
26 В-десятых, несмотря на продолжающееся созревание коры головного мозга, у детей происходят регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности. Ухудшаются возможности избирательного внимания, уменьшается объем памяти.
27 В-одиннадцатых, наблюдения в динамике за физическим развитием детей выявили тенденцию к прогрессивному снижению темпов их продольного роста, нарастанию астенизации телосложения, отставанию в приросте мышечной силы.
28 В-двенадцатых, в популяции современных растущих людей большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе. При этом наблюдается распространенность основных форм психических заболеваний детей, которая каждые десять лет возрастает на 1015%. Именно нервно-психические заболевания являются причиной 70% инвалидности с детства. Приблизительно у 20% детей наблюдаются минимальные мозговые дисфункции.
29 Резко возрастает, а в некоторых регионах даже начинает количественно преобладать такая категория детей, которую по нейропсихологическим показателям следует считать «пограничной между нормой и патологией». Резко возрастает, а в некоторых регионах даже начинает количественно преобладать такая категория детей, которую по нейропсихологическим показателям следует считать «пограничной между нормой и патологией».
30 В-тринадцатых, имеется значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья, общее психическое недоразвитие (олигофрения) отмечается у 22,5%, задержанное психическое развития у 19,8% дисгармоническое развитие (психопатии) у 26,5%.
31 В-четырнадцатых, все увеличивается категория одаренных детей, среди них: В-четырнадцатых, все увеличивается категория одаренных детей, среди них: дети с особо развитым мышлением, дети с особо развитым мышлением, дети, способные влиять на других людей лидеры, дети, способные влиять на других людей лидеры, дети «золотые руки», дети «золотые руки», дети, представляющие мир в образах, художественно одаренные дети, дети, представляющие мир в образах, художественно одаренные дети, дети, обладающие двигательным талантом. дети, обладающие двигательным талантом.
32 По имеющимся данным, от пятидесяти до пятидесяти пяти процентов детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в больших городах России имеют сегодня IQ 115 баллов и выше, что вызывает опасность «перекоса», переноса акцента на интеллектуальное развитие ребенка в ущерб социальному, в том числе личностному, развитию. По имеющимся данным, от пятидесяти до пятидесяти пяти процентов детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в больших городах России имеют сегодня IQ 115 баллов и выше, что вызывает опасность «перекоса», переноса акцента на интеллектуальное развитие ребенка в ущерб социальному, в том числе личностному, развитию.
33 Произошел сдвиг возрастных границ детства, связанный с процессом ретардации нынешние дети позднее проходят через два ростовых скачка, или два кризисных периода развития. первый скачок, называемый предростовым с пу ртом, приходится не на старший дошкольный возраст шесть шесть с половиной лет, как тридцать лет назад, а на семь восемь лет, то есть на младший школьный возраст. Отсюда следует, что в первом и, возможно, даже во втором классах школы учебный материал необходимо подавать ученикам в игровой форме.
34 Учет особенностей детей 6-7 лет Особенности Способы их учета Нереализованная потребность в игровой деятельности. Использование игровых методов обучения. Игровые перемены. Страх неудачи.Эмоциональная поддержка. Посильность задания. Качественная оценка работы. Ситуация успеха. Неустойчивое внимание.Управление вниманием с использованием внешних стимуляторов речи, звуковых эффектов. Самоутверждение в общении со сверстниками. Групповые и парные работы. тт
35 Особенности Способы их учета Эмоциональная возбудимость.Постоянные и заранее обсужденные дисциплинарные требования. Использование музыки, рисования, пластического движения. Несформированность костно- мышечной системы. Контроль за посадкой. Пальчиковая гимнастика. Физическая утомляемость.Чередование умственной и физической активности.
36 Результаты исследования 2014 г.
40 Сравнительный анализ результатов задания «Рисунок человека».
48 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.