Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемСвятослав Опочинин
1 Икона Андрея Рублева "Троица" как символ единения земель русских во времена монгольского ига. Ирина Погорелко Ученица 5 «Б» класса школы 1847
2 Родился Андрей Рублев по одним источникам в Московском княжестве, по другим сведениям в Великом Новгороде, вероятно в конце 1370-х гг, из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи. Андрей Рублев стал монахом в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском с именем Андрей. Не исключена возможность, что Андрей Рублев мог прийти в Троицкий монастырь еще при жизни самого Сергия (умершего в 1391 или 1392 годах) и быть в послушании у Никона. Этот собор был заложен в 1422 году тоже «в похвалу» Сергию как храм-усыпальница, где должны были стоять его мощи, и, вернее всего, именно для этого собора Никон и заказал Рублеву знаменитую «Троицу».
3 В основе сюжета «Троицы» лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму божества в виде трех прекрасных юношей-ангелов. Авраам с женою Сарой угощали пришельцев под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах. Андрей Рублев изобразил беседу трех ангелов. Она означает ниспослание богом-отцом своего сына на выполнение им земной миссии страдания и смерти для спасения человечества и согласие последнего с волей отца. Третий ангел - дух - «утешитель» в страданиях, его вдохновением свершается жертва любви. «Троица» символична и выражает догмат о единстве божества в трех лицах как идею единства, объединяющего собою множественность, положенная в основу замысла «Троицы» и жизненно необходимая в борьбе за единство Русской земли, так как… Свой шедевр икону «Живоначальная Троица» Рублёв создал в конце XIV начале XV веков (по другим исследованиям, около 1412), помещенную по традиции в нижнем (местном) ряду с правой стороны от Царских врат. В 1929 году «Троица» как бесценный шедевр древнерусской живописи была перенесена в Третьяковскую галерею.
4 «…злочестивый ордынский поганый Мамай, собрав рати много и всю землю Половецкую и Татарскую, и рати наняв фразы и черкесы и ясы и с всеми поиде на великого князя Дмитрия Ивановича и на всю землю Русскую» Объединенная мощная русская рать выступила из Коломны навстречу врагу. Значение надвигающихся событий осознавалось повсюду. Русские, выступая на защиту Родины, ощущали свою правоту и достоинство, что видно из слов, которые летописец вложил в уста Дмитрия Донского перед началом битвы: «Господи, ты не повела в чужие пределы преступати, я же, господи, не преступил. Сей же (Мамай) приходяше как змия ко гнезду».
5 «…брань крепка зело и сеча зла…»
6 Древнерусские художники издавна воплощали в образах ангелов свои представления об идеальной духовной и физической красоте. В «Троице» ангелы - «мысленные творения». У Рублева они делаются символами человечности. Изображая человека, он мыслит его как «земного ангела», а изображая ангела, видит в нем «небесного человека». Был ли Андрей Рублев участником Куликовской битвы или нет - мы не знаем, но остаться в стороне от столь значительных исторических событий своего времени как русский человек и как художник, связанный с Москвой он не мог. Андрею Рублеву удалось наполнить традиционные образы новым содержанием, соотнеся его с главнейшими идеями времени: объединением русских земель в единое государство и всеобщим миром и согласием. «Троица» Рублева могла прозвучать как голос самой Руси, призывающей к миру и единству. То, что идея троицы иногда понималась на Руси в эпоху Рублева как идея мира и любви, видно из того, что враждующие князья тверские и кашинские после тщетных и многократных попыток к примирению наконец мирились в троицын день.
7 евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, то есть Христа Бог-Отец, правой рукой благословляет чашу Святой Дух утешает обреченного на жертву мамврийский дуб древо жизни, указывает на живоначальность Троицы идея «Троицы» самопожертвование как высочайшее состояние духа, созидающего гармонию мира и жизни. Трапеза- символ пищи духовной гора - древнейший символ всего возвышенного «дом», «палаты» - сфера радостного вдохновенного познания жезл каждого ангела указует на эмблему
8 Тема лирической задумчивости проходит через все творчество Андрея Рублева, но в «Троице» она достигает предельной глубины и философского осмысления. Несомненно, цвет в «Троице» символичен. Несравненной силы и чистоты сине-голубой цвет, подобного которому не было ни до, ни после Рублева и который слывет под название «рублевского голубца», играет в колорите «Троицы» исключительную роль, потому что для Рублева он обозначал полноту нравственного совершенства и связывался с идеей троичности и представлением о рае. Характерное для «Троицы» настроение «умиления» определялось византийскими авторами как «печаль, возбуждаемая сострадательной милостью», рождающейся от великой жалости. В этом чувстве отразилось широкое приятие мира гениальным сердцем художника, в нем причина его оптимизма и гармоничности. Характерное для «Троицы» настроение «умиления» определялось византийскими авторами как «печаль, возбуждаемая сострадательной милостью», рождающейся от великой жалости. В этом чувстве отразилось широкое приятие мира гениальным сердцем художника, в нем причина его оптимизма и гармоничности. Тема лирической задумчивости проходит через все творчество Андрея Рублева, но в «Троице» она достигает предельной глубины и философского осмысления. Несомненно, цвет в «Троице» символичен. Несравненной силы и чистоты сине-голубой цвет, подобного которому не было ни до, ни после Рублева и который слывет под название «рублевского голубца», играет в колорите «Троицы» исключительную роль, потому что для Рублева он обозначал полноту нравственного совершенства и связывался с идеей троичности и представлением о рае. Характерное для «Троицы» настроение «умиления» определялось византийскими авторами как «печаль, возбуждаемая сострадательной милостью», рождающейся от великой жалости. В этом чувстве отразилось широкое приятие мира гениальным сердцем художника, в нем причина его оптимизма и гармоничности. Характерное для «Троицы» настроение «умиления» определялось византийскими авторами как «печаль, возбуждаемая сострадательной милостью», рождающейся от великой жалости. В этом чувстве отразилось широкое приятие мира гениальным сердцем художника, в нем причина его оптимизма и гармоничности.
9 В это время в предельном напряжении народных сил в борьбе за свою независимость возросло национальное самосознание русских. Были забыты и «неправда», и «братоненавидение», и «сребролюбие», и «неправедный суд», и «насилия», которые летописец считал злом, мешавшим объединению Руси. Победа на Куликовом поле «сцементировала тогда еще плохо сколоченное Российское государство, которому предстояло великое будущее», но события этой битвы, несмотря на радость надежд, которые они принесли, были в то же время для русских людей «невеселой годиной» и «горьким и престрашным часом».
10 Рублеву удалось отразить в «Троице» ту целомудренность, нежность и тонкость чувств, которые так присущи художественной мысли русского человека. Его образы - это национальная мечта об идеальном. «Троица» Рублева - это вдохновенное слово о любви, сказанное русским человеком.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.