Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемСвятослав Протасов
1 Программа : «Школа общения» Разработала : Подлесных Т.В
2 По своей природе общение – это ежедневный труд. В.А. Сухомлинский Умение общаться – большое искусство и жизненно важная необходимость для всех людей, в том числе и для детей. Общение дает знания, радость от контактов. Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека: 1. Социальные функции общения: - организация совместной деятельности; - управление поведением и деятельностью; - контроль; 2. Психологические функции общения: - функция обеспечения психологического комфорта личности; - удовлетворение потребности в общении; - функция самоутверждения.
3 Способность к общению включает в себя: 1. Желание вступать в контакт с окружающими (Я хочу!) 2. Умение организовать свое общение( Я умею!), включающее умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, эмоционально переживать 3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (Я знаю!)
4 Актуальность «Ребенок в момент рождения лишь кандидат человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми». А. Пьерон. Подростковый возраст это период, когда потребность в общении со сверстниками становится ведущей благодаря той роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка. Взаимодействуя со сверстниками, подросток получает возможность расширить представление о себе, сравнивая себя с другими и осознавая своё сходство и отличие уникальность и неповторимость. В группе сверстников удовлетворяется потребность в самоутверждении, осваиваются групповые нормы и ценности.. Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями: «Я хороший, если у меня есть друзья, если меня уважают ». Эти отношения характеризуются, прежде всего, избирательностью. Дети дифференцированно относятся к своим ровесникам. К одним они испытывают большую симпатию, к другим – меньшую, к третьим – безразличны, а четвертые вообще вызывают отрицательное отношение. Но как бы то ни было, с каждым воспитанником происходит взаимодействие, общение. И именно умение общаться дает ребенку возможность выстраивать желаемые взаимоотношения и избегать конфликтных ситуаций.
5 У детей поступающих в социальное учреждение низкий уровень нервно-психического развития. Это связано с воспитанием в семье детей, которым не хватает должного родительского внимания и тепла, биологическими факторами – это задержка отрицательно влияет на налаживание контактов со сверстниками. Вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушения межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, происходит закрепление отрицательного опыта общения, что приводит к импульсивности детей, нарушению самоконтроля, эмоциональной неустойчивости, гиперактивности, преобладании процессов возбуждения, быстрой нервной истощаемостью, снижению концентрации внимания, повышению неуверенности в себе, формированию личностной тревожности, агрессивности. Негативная, агрессивная позиция по отношению к другим людям является следствием дефицита теплоты принятия в общении и нередко распространяется даже на братьев и сестер. Агрессивность проявляется в том, что любые действия окружающих могут восприниматься подростком как повод для конфликта. Отсутствие стабильности, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение окружающих снижает у детей активное отношение к жизни: не формируются собственные ценности, зато развивается устойчивая зависимость от мнения других людей, внушаемость и подверженность влиянию группы, часто негативному. У детей низкая самооценка, не привито чувство ответственности за свои поступки- в сознании преобладает «коллективное» мышление: не «я», а «мы», весь мир они делят на «своих» и «чужих». Трудности в общении со сверстниками обусловлены низким уровнем коммуникативных навыков, неадекватностью эмоциональных реакций, ситуативностью поведения, неспособностью к конструктивному решению проблемы. Неправильно формирующийся опыт общения может привести к отрицательным последствиям. Занятия по программе «Школа общения» направлены на развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми, способствуют гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
6 Теоретическая база Теоретическую базу составили труды известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов: Л.С.Выготского, Б.М. Теплова, Т.Рибо, Л.В.Артемой, Л.Г.Стрелковой, Л.А.Венгера, Д.Б.Эльконина, Вопросами изучения межличностных отношений занимались А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. Наиболее полно изучено общение, как один из компонентов межличностного взаимоотношения в работах М.И. Лисиной, Л.М. Шипицыной. Основная цель опыта заключается в формировании умений и навыков межличностного общения ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми.
7 К данным диагностическим методикам относятся: Методика «Социометрия» Я. Морено, направленная на изучение индекса групповой сплоченности, который характеризует систему групповых отношений в целом; социально- психологической структуры эмоциональных связей в группе; выявление статусных позиций членов группы по правилам симпатии – антипатии (принимаемые, пренебрегаемые). Методика «Тест для диагностики коммуникативных и организаторских способностей» (КОС) Б. А. Федоришина, позволяющая выявить коммуникативные склонности. Методика «Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко», позволяющая оценить значимость конкретного параметра в структуре эмпатии. Тест «Оценка самоконтроля в общении (по М. Снайдеру)», направленная на определение уровня контроля при общении с другими людьми. Тест «Конфликтный ли вы человек». Тест К. Томаса – на поведение в конфликтных ситуациях Тест «Не стоит перебивать, не дослушав». Тест В.В. Бойко на «помехи» в установлении эмоциональных контактов. Тест «На сколько вы терпимы». Тест в модификации Л.П. Пономаренко «Какова ваша самооценка». Тест Л.Ф. Анн «Какой я в общении?» Тест коммуникативных умений Л. Михельсона Методика экспертной оценки невербальной коммуникации (А.М. Кузнецова)
8 Цель программы Создание условий для развития личности ребенка в процессе общения Задачи программы. -Воспитывать потребности в общении; -Развитие самоконтроля поведения, эмоциональной устойчивости в ходе общения; -Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей; -Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения; -Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях; Данная программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей. Программа рассчитана на три года. Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе психолога, учителя, воспитателя
9 Принципы реализации программы Коррекционно-развивающая работа основывается на следующих положениях: Принцип индивидуального подхода- изучение психофизических особенностей, умелый подход к каждому ребенку с учетом его восприятия и эмоционально- волевой сферы; Принцип доступности- предполагаемый материал должен быть доступен пониманию, это способствует сознательному отношению ребенка к процессу работы; Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять; Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно- развивающей работы; Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям. Принцип равенства и сотрудничества-все члены коллектива занимают равные положения; Принцип добровольности- добровольное и самостоятельное решение ребенка в выборе видов деятельности; Принцип компетентности – педагог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности; Принцип гуманизма- признание ребенка субъектом воспитания; опора на позитивное в ребенке; понимание, сострадание и помощь ребенку; ребенок живет, а не готовится к жизни (ребёнок – личность); Принцип создания ситуации успеха для каждого ребенка; Принцип ответственности – педагог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред; Принцип активности- используются наиболее адекватные приемы, обеспечивающие коммуникативную активность детей в различных видах деятельности.
10 Основными методами работы является групповая и индивидуальная работа с подростками Индивидуальная работа проводится в виде индивидуальных консультаций с целью решения возникающих проблем, касающихся как сложных жизненных ситуаций, поведенческих и психологических проблем и возникающим в связи с этим затруднений, так и участия в работе группы. При этом используются метод беседы, обсуждение проблемной ситуации, позволяющей по- новому взглянуть на проблему, кажущейся неразрешимой. Беседы( информирование подача материала в свободной форме, с обсуждением конкретных примеров и жизненных ситуаций, получение обратной связи); Дискуссии( обмен мнениями, обсуждение, спор. При этом каждый участник получает возможность высказать свое мнение по какой- либо теме, опираясь на свои знания и опыт, ценностные установки. Это позволяет научить подростков думать, высказывать свое мнение, понимать и принимать точку зрения другого человека); Сюжетно- ролевые игры ( небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций, где участники имеют возможность «проиграть» различные модели поведения с целью разрешения возникающих проблемных ситуаций, выработать новые стратегии поведения, пережить свои внутренние опасения и проблемы, наработать варианты поведения в ситуациях, возможных в будущем.Это позволяет также показать участникам существующие стереотипы поведения в тех или иных ситуациях и их эффективность); Психогимнастика( метод, при котором участники проявляют себя и обращаются без слов. Предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью мимики и движений); Коллективные,групповые задания(представляют собой поиск выхода из предлагаемой ситуации, которая может явиться описанием события, факта и как правило, содержит конфликт. Позволяет подросткам самостоятельно найти выход из сложной ситуации, а также увидеть и проследить его результативность и эффективность); Игры деловые, познавательные, игры-тренинги (представляют собой инструмент для изменения «Я», управления групповым процессом.) просмотр и обсуждение видеофильмов Презентации с обсуждением
11 Структура программы Программа состоит из трёх разделов: 1. «Я и эмоции» Содержание этого раздела поможет понять эмоциональный мир подростка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях; что его беспокоит и что радует. Снять состояние эмоционального дискомфорта; сформировать у него знания об эмоциональном мире человека и способах управления ими. Задачи 1-го раздела: закреплять полученные знания об эмоциях; расширять представления подростков об этих эмоциях, предлагая их сравнивать; продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально- приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими). Эмоции играют важную роль в нашей жизни. Они несут информацию о том, что происходит вовне и внутри человека, являются сигналами о наших потребностях и желаниях. Эмоции придают дополнительную окраску самому человеку, его личности и обогащают жизнь. Игнорирование или длительное подавление эмоций может привести к различным заболеваниям. Высвобождение же эмоций дает ощущение психологической свободы и раскрывает больше возможностей для развития и становления личности.
12 2. «Я + Я» Содержание этого раздела поможет подростку осознать свои характерные особенности и предпочтения. Понять, что он, как и другие уникален и неповторим; преодолеть эмоциональные проблемы; развить уверенность в себе. Задачи 2-го раздела: способствовать психическому и личностному росту детей; продолжать формировать позитивное отношение к своему «Я»; помогать ребёнку осознавать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек уникален и неповторим; помогать детям отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию детей; гармонизировать притязания ребёнка на социальное пространство его личности (права и обязанности).
13 3. «Я и моё окружение» Межличностное общение в подростковом возрасте – чрезвычайно значимо и предельно избирательно. Потребность в общении у подростков ярко выражена. Однако зачастую дети не умеют правильно общаться, испытывают трудности в поиске эффективных коммуникативных средств. Связано это может быть с некоторыми противоречиями. Так, например, подростки хотят быт «как все», принять нормы и ценности той среды, в которой они взаимодействуют. С другой стороны, присутствует стремление выделиться, обратить на себя внимание, совершить что-то неординарное. Все это приводит к появлению затруднений в налаживании межличностных отношений и как следствие – ощущение одиночества, дискомфорта, напряженности, боязнь быть не понятным. В связи с этим важными задачами коррекционной работы являются: формирование навыков эффективных способов общения; развитие умения слушать и понимать собеседника; развитие рефлексивных способностей. Задачи 3-го раздела: учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства; дать подросткам представление о мужественности и женственности; о понимании своих возможностей при общении с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях; сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации
14 Ожидаемые результаты Знать: Об относительности в оценке чувств. Что такое «мужественность» и «женственность», понимать особенности общения с партнёрами противоположного пола; Уметь: Понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир; Устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения; Выражать свои чувства и понимать чувства других людей с помощью мимики, жестов, движений, пантомимики; Общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать своё мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки; Оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;
15 В начале года была проведены ряд диагностик с целью: Изучить сферу межличностных отношений разновозрастной группы воспитанников. Задачи: - Выявить статусное положение воспитанников в группе; - Определить отношение каждого ребенка к сверстникам, к старшим ребятам и к взрослым; - Выявить удовлетворенность детей взаимоотношениями в группе; «Взаимоотношения в группе» Диаграмма 1 По проведенной методике видно, что взаимоотношения между ребятами на 50% дружные, 12% враждуют между собой и 38% относятся друг к другу равнодушно
16 Диаграмма 2. 67% детей считает нашу группу дружной, но не всегда, 17% считают, что они дружные и сплоченные и 16% считают, что группа совсем не дружная.
17 Диаграмма 3 отношениями в группе не довольны 25% детей, довольны- 35%, не знают, как ответить- 40%.
18 Анкета «Мои отношения». Цель данной методики изучить отношения ребят в коллективе. Ребятам предлагаются листки с текстом следующего содержания: «Отметь, пожалуйста, условными обозначениями, как ты относишься к: ребятам нашей группы; взрослым, которые с вами работают. При диагностике выявляются преобладающие отношения к сверстникам, старшим воспитанникам и к взрослым. «Мои отношения со сверстниками» Диаграмма 4 Анализируя, можно сказать, что в основном отношения детей друг с другом хорошие - 46%, часто ссорятся 36% детей, равнодушные отношения у 18% детей.
19 Анкета «Мои отношения со взрослыми». Диаграмма 5 С взрослыми у детей хорошие отношения – 73%, некоторые (это 18%) часто ссорятся с педагогами из-за своей неуравновешенности, 9% считают, что отношения с взрослыми у них плохие.
20 Проанализировав полученные данные по тесту Л.Ф. Анн «Какой я в общении?», можно сделать вывод, что на высоком уровне общения находятся 25% воспитанников. Такие дети общительны, испытывают большое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми. На среднем уровне общения находятся 60% воспитанников. Они в меру общительны, но в общении испытывают некоторые затруднения. Друзей у них мало, со знакомыми не всегда могут найти общий язык. Иногда в разговоре бывают несдержанными, неуравновешенными. Низкий уровень общения выявлен у 15% воспитанников. Следовательно, у почти половины отмечается стеснительность и застенчивость, в кругу знакомых они в основном отмалчиваются, общению с людьми предпочитают одиночество.
21 В работе особенно обращалось внимание на взаимоотношения между его участниками, в их повседневной жизни, в совместной деятельности, в непосредственном общении между собой. Овладевая сложной наукой общения, дети избавляются от тех качеств, которые мешают взаимопониманию, - от скрытности и замкнутости, самолюбия и эгоизма, неумения подчинить себя требованиям коллектива. Коррекционная работа помогла повысить уровень сплоченности коллектива, улучшить взаимоотношения между воспитанниками. Но конечно за такой короткий период сплотить коллектив на 100 % невозможно. Поэтому с коллективом нужно работать в дальнейшем.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.