Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЛариса Чуфаровская
1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Зоркальцевская средняя общеобразовательная школа» Томского района Мониторинг уровня сформированности УУД через использование учебных задач на уроках биологии Червонец Ольга Леонидовна Учитель биологии
2 Человек, схвативший хотя бы однажды кошку за хвост, знает о котах значительно больше, чем тот, кто лишь читал о них, но никогда не видел. Марк Твен Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание.
3 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года был принят Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – стандарт второго поколения. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
4 Введение ФГОС изменяет требования к ведущей форме организации образовательного процесса – уроку. Традиционный урок Деятельностное обучение Урок изучения нового материала Урок совершенствования знаний, умений и навыков Урок обобщения и систематизации Комбинированные уроки Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков Урок постановки учебной задачи Урок решения учебной задачи Урок моделирования и преобразования модели Урок решения частных задач с применением открытого способа Урок контроля и оценки Третий этап ( гг.) - моделирование современных типов и видов системно-деятельностных уроков.
5 Учебные задачи Я определила круг задач, которые мне нужно будет решить: 1. Подробнее изучить сущность системно-деятельностного подхода в образовании. 2. Научиться узнавать учебные задачи. 3. Научиться использовать учебные задачи в работе с детьми. 4. Научиться разрабатывать учебные задачи. 5. Собирать дидактическую копилку материалов. 6. Найти, подобрать материалы для дальнейшей методической работы с педагогами по данной тематике. 7. Найти единомышленников среди коллег в школе. 8. Поделиться своим опытом и ознакомиться с опытом коллег.
6 Учебная задача – это определенное учебное задание, которое имеет четкую цель. Согласно А. Н. Леонтьеву задача – это цель, заданная в определенных условиях. По Д. Б. Эльконину, учебная задача отличается от всех других тем, что ее цель и результат заключаются не в изменении предметов, над которыми производится действие, а в изменении субъекта, производящего действие. Структура задачи обязательно включает в себя предмет задачи в исходном состоянии и модель требуемого состояния предмета задачи. Задача представляется как сложная система информации о каком-то явлении или объекте, часть сведений в которой определена, а другую часть необходимо найти. Процесс определения неизвестной части информации и требует поиска новых знаний или согласования уже имеющихся.
7 Предлагаю вашему вниманию УУД, с которыми я работаю. Регулятивные УУД. Принятие решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Регулятивные УУД. Основы прогнозирования как предвидение будущих событий образовательного процесса. Коммуникативные УУД. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели и функции участников, способов взаимодействия, планирование общего способа работы. Познавательные УУД. Осуществление логической операции установления родовидовых отношений, ограничение понятий. Познавательные УУД. Объяснение явления, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследований. Формирование УУД средствами учебного предмета «Биология»
8 Учебные задачи для определения уровня развития УУД (составлены на основе методических рекомендаций Асмолова А.Г.). Задача 1 Учебные задачи для определения уровня развития универсальных учебных действий
9 Шкала оценки (по Блуму) Для того чтобы продиагностировать познавательные и регулятивные УУД, я использую шкалу Блума. В 5 классе, данное умение может быть продиагностировано только на уровне различения, понимания, применения и анализа, следовательно, из предложенной шкалы ставятся баллы по этим 4-5 уровням. Метод наблюдения, я так же использую для отслеживания коммуникативных УУД (умения адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; строить диалогическое высказывание). Инструментом наблюдения является индивидуальный лист достижений учащегося. Приложение 1 Индивидуальный лист достижений для отслеживания регулятивных универсальных учебных действий по биологии
10 Регулятивные УУД. Принятие решения в проблемной ситуации на основе переговоров 1.1. Анализ проблемной ситуации Выдвижение различных способов решения проблемной ситуации Организация переговоров по выбору оптимального решения проблемной ситуации Принятие решения на основе переговоров. Анализ результатов наблюдения уровень различения (1 - 2,5 балла), уровень понимания (2,6 - 4,5 балла), уровень применения (4,6 - 6,5 баллов), уровень анализа (6,6 - 7 баллов).
11 Приложение 2 Индивидуальный лист достижений для отслеживания регулятивных универсальных учебных действий
12 Регулятивные УУД. Основы прогнозирования как предвидение будущих событий образовательного процесса 2.1. Владение навыками анализа реальных событий образовательного процесса Владение навыками целеполагания в образовательном процессе Владение навыками прогнозирования образовательного процесса. Анализ результатов наблюдения уровень различения (1 - 2,5 балла), уровень понимания (2,6 - 4,5 балла), уровень применения (4,6 - 6,5 баллов), уровень анализа (6,6 - 7 баллов).
13 Приложение 3 Индивидуальный лист достижений для отслеживания познавательных универсальных учебных действий
14 Познавательные УУД. Осуществление логической операции установления родовидовых отношений, ограничение понятий Формирование навыков анализа Формирование навыков сравнивания Формирование навыков обобщения факторов и явлений Формирование навыков родовидовых отношений Определение области действия понятий. Анализ результатов наблюдения уровень различения (1 - 2,5 балла), уровень понимания (2,6 - 4,5 балла), уровень применения (4,6 - 6,5 баллов), уровень анализа (6,6 - 7 баллов).
15 Приложение 4 Индивидуальный лист достижений для отслеживания познавательных универсальных учебных действий
16 Познавательные УУД. Объяснение явления, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследований 5.1. Формирование представлений о явлении связи отношений в рамках учебного исследования Формирование навыка объяснения представлений о явлении связи отношений в рамках учебного исследования по образцу Формирование навыка объяснения представлений о явлении связи отношений в рамках учебного исследования свободно. Анализ результатов наблюдения уровень различения (1 - 2,5 балла), уровень понимания (2,6 - 4,5 балла), уровень применения (4,6 - 6,5 баллов), уровень анализа (6,6 - 7 баллов).
17 Приложение 5 Карта наблюдений для отслеживания коммуникативных универсальных учебных действий на уроках биологии Приложение 6 Карта наблюдений для отслеживания коммуникативных универсальных учебных действий на уроках биологии Приложение 7 Анализ результатов наблюдения коммуникативных универсальных учебных действий на уроках биологии учащихся 5 класса МБОУ «Зоркальцевская СОШ» Томского района
18 (отсутствие \/) - не сформировано оценка «2» - 2 обучающихся (наличие 1 -2 \/) - сформировано плохо оценка «3»- 11 обучающихся (наличие 3 \/) - сформировано нормально оценка «4» - 5 обучающихся (наличие 4 \/) - сформировано отлично оценка «5» - 4 обучающихся Анализ результатов наблюдения коммуникативных универсальных учебных действий на уроках биологии учащихся 5 класса (октябрь - апрель) Организация работы по реализации плана учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
19 Приложение 8 Карта наблюдений для отслеживания регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии учащихся 5 класса МБОУ «Зоркальцевская СОШ» Томского района
20 Анализ результатов наблюдения После того как баллы подсчитаны, можно определить уровень развития у учащихся умения принять решения в проблемной ситуации на основе переговоров: (ниже 25%) - не сформировано ( 25% - 50%) - сформировано нормально (требуется помощью учителя) ( %) - сформировано хорошо или отлично 1.1. Анализ проблемной ситуации Выдвижение различных способов решения проблемной ситуации Организация переговоров по выбору оптимального решения проблемной ситуации Принятие решения на основе переговоров. Регулятивные УУД. Принятие решения в проблемной ситуации на основе переговоров
21 Позволю себе отметить, что учебные задачи изменяют традиционные подходы к уроку. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют применения накопленных знаний в практической деятельности, так как назначение учебных задач – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи. Приведу некоторые данные исследования: Т аблица 1 Результаты исследования В апреле месяце я провела повторное исследование метапредметных результатов обучения у своих учащихся. По таблице видна положительная динамика по всем проверяемым УУД, но наибольший прирост наблюдается по коммуникативным и познавательным УУД, как следствие целенаправленной работы. Т аблица 1 Результаты исследования
22 Результаты исследования Проверяемые умения(22 учащихся) Стартовая диагностика (% выполнения заданий)октябрь Итоговая диагностика (% выполнения заданий)апрель
23 Заключение Мы учим детей не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться - вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи. А это и есть УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ. Закончить мне хочется фразой: «Для успешной учебной деятельности, помимо «Знаю» необходимы такие компоненты, как «Умею», «Могу», «Хочу», «Верю в свои возможности». Именно этому мы пытаемся научить своих детей.
24 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.