Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЛилия Мочутковская
2 « Жених » произведение А. С. Пушкина, созданное 30 июля 1825 года. Опубликовано в « Московском вестнике », 1827 г. Сказка написана балладной строфой. По мнениям литературоведов, источником для создания « Жениха » послужила сказка братьев Грим « Жених - разбойник ». Однако А. С. Пушкин переделал сказку на русский лад, придал ей характерный русский народный стиль, изменил некоторые детали. Жених (1825) « Жених и царевна »
3 Сказка начинается, по классической русской традиции, словами : Жил - был поп, Толоконный лоб. Далее рассказывается о том, как он прогуливался по базару, где встретился с мужичком по имени Балда и нанял его к себе работником, причём за комичную плату (« в год за три щелка тебе по лбу » такое условие выдвинул мужичок ). После этого зажил Балда « в поповом доме » и стал трудиться на совесть. Через некоторое время попа стали одолевать сомнения в выгодности сделки и он по совету попадьи даёт Балде заранее невыполнимое поручение, чтобы избежать даже этих щелчков : Как наешься ты своей полбы, Собери - ка с чертей оброк мне полный. Невозмутимый Балда отправляется за оброком. У берега моря он находит чертей и хитростью получает с них злополучный оброк, а по возвращении, требует от попа полную плату за труды. Поп вынужденно подставляет свой лоб и получает сполна так, что после третьего щелчка у него вышибает ум. Заканчивается сказка моралью : А Балда приговаривал с укоризной : « Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной ». Сказка о попе и работнике его Балде (1830) « Балда и Поп »
4 Недописанная « Сказка о медведихе » Пушкина, по всей вероятности, первоначально тоже должна была быть закончена расправой медведя над мужиком, отомстившего тем самым за гибель своей медведихи и медвежат. Сказка доносит отголоски древних поверий. Медведь не оставил обиды не отомщенной. Он мстит по всем правилам родового закона : око за око, зуб за зуб. Сказка учит почитать зверя и не нарушать древнего обычая. Но такая чисто тотемистическая мораль вряд ли могла удовлетворить самого Пушкина, видимо, поэтому сказка осталась незавершенной. Но вызывает некоторое недоумение сам интерес поэта к этому сюжету, потому что « Сказка о медведихе » в целом нетипична для его творчества ( это единственное недописанное произведение, которое посвящено миру животных ). Сказка о медведихе « Мужик и Медведиха »
5 Написано в 1831 г., напечатано в 1832 г. Первоначально, еще в 1828 г., Пушкин думал писать эту сказку, чередуя стихи с прозаическим текстом, но этот вариант он не стал продолжать и перешел целиком на стихи. « Сказка о царе Салтане » представляет собой обработку народной сказки, записанной Пушкиным конспективно в двух разных вариантах. Он не следовал точно ни одному из них, освобождая сказку от сюжетной путаницы, от грубых нехудожественных деталей, вносимых рассказчиками. Многое Пушкин добавлял от себя, сохраняя везде истинно народный характер ее содержания. Написана сказка попарно рифмованным четырехстопным хореем. Этим размером в те времена обычно писались « подражания » народной поэзии. Длинное заглавие сказки имитирует обычные в лубочных ( народных ) книжках заглавия сказок и богатырских повестей. В « Сказке о царе Салтане » Пушкина соединены две темы. Первая традиционная в народных сказках судьба оклеветанной жены и благополучное разрешение этой судьбы. Вторая, введенная в сказку самим Пушкиным, народный образ идеального, счастливого морского государства. На острове, где княжит Гвидон, « все богаты, изоб нет, везде палаты », чудесная белочка своими золотыми скорлупками и изумрудными ядрами создает богатство острова, надежная волшебная охрана, тридцать три богатыря, выходящие из моря, охраняют его от внешних врагов. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831) « Царица и князь Гвидон »
6 Сказка о рыбаке и рыбке (1833) Старик с женой живут у моря. Старик добывает пропитание рыбной ловлей, и однажды в его сети попадается необычная золотая рыбка, способная говорить человеческим языком. Рыбка молит отпустить её в море, и старик отпускает её, не прося награды. Возвратившись домой, он рассказывает о произошедшем жене. Она обругивает его и заставляет вернуться к морю, позвать рыбку и потребовать награду, хотя бы новое корыто. Старик зовёт рыбку у моря, она появляется и обещает исполнить его желание, говоря : « Не печалься, ступай себе с Богом ». Возвратившись домой, он видит у жены новое корыто. Однако « аппетиты » старухи всё возрастают она заставляет мужа возвращаться к рыбке снова и снова, требуя ( для себя ) всё новых и новых наград. Море, к которому подходит старик, каждый раз изменяется от спокойного ко всё более взволнованному, а под конец штормящему. В определённый момент старуха демонстрирует презрение к супругу, который является источником её успехов, и требует, чтобы рыбка сделала её « владычицей морскою », причём сама рыбка должна была бы служить у неё « на посылках ». Рыбка не отвечает на просьбу старика, а когда он возвращается домой, то видит старуху, лишённую всего дарованного, сидящую у старого разбитого корыта. В русскую культуру вошла поговорка « остаться у разбитого корыта » т. е. остаться ни с чем. « Старик и золотая рыбка »
7 Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833) Главные герои сказки : царь, царица - мачеха, царевна, королевич Елисей, Чернавка, семь братьев - богатырей. Однажды волшебное зеркало, принадлежащее царице, сказало ей, что не она, а падчерица - царевна прекрасней всех на свете. Царица от злости велела Чернавке отвести царевну в густой лес на съедение волкам, что та и сделала, но пожалела и не привязала девушку к дереву, как велела царица. В лесу царевна набрела на дом семи богатырей и осталась у них. Братья полюбили девушку и предложили выбрать одного из них себе в мужья, но она сказала, что у неё есть жених королевич Елисей. Царица в это время спросила у зеркала, кто прекрасней всех на свете, и разозлилась не на шутку, получив ответ, что это царевна. Переодевшись нищенкой, царица пошла в лес, нашла дом семи богатырей и угостила царевну яблоком, пропитанным ядом. Девушка откусила кусочек и упала замертво. Богатыри положили её в хрустальный гроб и отнесли в горную пещеру. Королевич Елисей искал невесту. И ветер сказал, где она. Елисей нашёл царевну, разбил гроб, и девушка ожила. Счастливые они вернулись домой. А царица разбила зеркало и от злости и зависти умерла. « Мертвая царевна »
8 Эта последняя пушкинская сказка была написана в 1834 г. ( напечатана в 1835 г. ) и представляет собой единственный случай у Пушкина, когда в основу сюжета русской народной сказки положен чисто литературный источник : шутливая новелла американского писателя В. Ирвинга " Легенда об арабском звездочете ". Пушкин с удивительным мастерством заменил сложный, запутанный, обремененный посторонними деталями ход повествования Ирвинга простой, четкой, художественно выразительной композицией, а условно литературные фантастические образы - образами русской народной поэзии. Он создал на этой основе свою сказку, близкую и в идейном и образном отношении к подлинно - народному творчеству. Шутливая форма рассказа, иронический тон в описании царя Дадона и его действий, крайняя лаконичность повествования, отсутствие авторских разъяснении - все это часто приводило критиков к неправильному пониманию простого смысла сказки о золотом петушке : в ней искали политической темы, намеков на личные отношения Пушкина к Николаю I и т. д. На самом деле Пушкин написал шутливую сказку на тему об опасности, гибельности женских чар. Сказка о золотом петушке (1834) « Царь Дадон и шамаханская царица »
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.