Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемГалина Преображенская
1 Психологические особенности общения учителя с учениками Составитель педагог - психолог : Преображенская Г. А.
2 Каждое слово и действие педагога, учителя является образом для подражания учениками. М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает « не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи и в поведении ».
3 Воспитанники А. С. Макаренко до сих пор помнят не только слова любимого педагога, но и интонации его голоса, тон, жесты, которыми сопровождались его высказывания ( См.: Воспоминания В. И. Зозули и Б. П. Ялынского, хранящиеся в лаборатории по изучению педагогического наследия А. С. Макаренко при Полтавском пединституте.) Вспомните и вы своих уважаемых наставников их голоса, особенности речи, манеру обращаться к ученикам, отвечать на вопросы. Все в них располагало к общению, вызывало доверие. И вам, конечно же, хочется быть похожими на своих наставников и в этом.
4 Педагогическая речь призвана обеспечить : а ) продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками ; б ) положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности ; в ) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения ; г ) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.
5 Удачно найденный тон разговора : доверительный, рассуждающий, немного торжественный ; побудительные прямые обращения к ученикам с пожеланиями, апелляция к их чувствам, сознанию ; настойчивое, но деликатное выражение, требований ; искреннее выражение и своей сопричастности к общему для учеников событию познанию учебного предмета ( а ведь для учителя объективно новизны основ его науки нет в многократной повторяемости уроков, но в его искренность веришь ); логичность речи, ее выразительность. Все это - позволяет решать учебные и воспитательские задачи урока - вызвать интерес к теме урока, настроить учеников на нужную эмоциональную волну.
6 С понятием « педагогическая речь » тесно связано « коммуникативное поведение учителя »: не просто процесс говорения, передачи информации, а такую организацию речи и соответствующего ей речевого поведения учителя, которые влияют на создание эмоционально - психологической атмосферы общения педагогов и учеников, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы. Для характеристики коммуникативного поведения учителя значимы такие моменты, как : тон речи, оправданность использования оценочных суждений манера обращаться к ученикам, отвечать им, характер мимики, движений, жестов
7 Но за последние десятилетия в общественном сознании прочно укрепились и другие стереотипы речи, коммуникативного поведения учителя : обязательно громкий голос, назидательный тон, безапелляционность оценок и замечаний, авторитарная манера предъявления требовании. Появились даже выражения « говорить учительским тоном », « железные нотки учительского голоса », как правило, сопровождаемые либо резко отрицательным отношением говорящего к этому явлению, либо иронией, над слабостями ученика. Не допустимы такие « образцы » педагога в системно - деятельностном подходе при реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.
8 Процесс восприятия понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое по подсчетам ученых приходится приблизительно 1\4 - 1\2 части учебного времени. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала, принятия учителя как значимого человека зависит от совершенства речи учителя. Ученики особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких - либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная интонация, громкая патетика в задушевной беседе воспринимается, как фальшь и вызывает недоверие к учителю.
9 Методические советы учителю. – Вопросы учителя – это мощный инструмент, как для развития, так и для подавления критического мышления. – Вопросы, которые ограничивают мышление учащихся и сводят его к простому воспроизведению, сдерживают мыслительный процесс и дают понять, что их мышление никому не нужно. – Вопросы, которые побуждают размышлять, думать, воображать, творить или тщательно анализировать, повышают уровень мышления и убеждают учащихся в том, что их суждения имеют ценность. Как формулировать вопрос ? 1. Чётко и сжато. 2. Одним вопросом спрашивать только одно. 3. Вопрос напрямую должен быть связан с темой. 4. Слова вопроса ученикам должны быть понятны. 5. Идите от конкретных предметов к общим. Так ученикам легче думать и отвечать на вопросы. 6. Избегайте вопросов, на которые класс не может ответить. 7. Предлагайте вопросы, требующие объяснить свой взгляд. 8. Когда ученики отвечают на предложенный вопрос, чаще спрашивайте : « Почему вы так думаете ?»
10 Способы подачи вопросов. – Паузы. Задав вопрос, учитель должен сделать паузу, дать возможность ученикам подумать. Время, данное для размышлений, поощряет обдуманные ответы. – Ученикам предлагается вначале ответы записать. Это помогает ученикам сосредоточить внимание ( и думая и наблюдая ) на вопросы и найти наиболее обдуманный и обоснованный ответ. – Отвечать предлагается не добровольцам. Часто добровольцы монополизируют дискуссию. Это не даёт возможность говорить стеснительным ученикам. – Переадресовка вопросов. Это действенный способ активизировать участие в обсуждении и сократить время. Учителю необходимо сформулировать вопрос так, чтобы на него был более чем один правильный ответ, и предлагать вопросы, вытекающие из предыдущих ответов учеников. Так все ученики вовлекаются в обсуждение изучаемой темы.
11 Как вести себя, когда ученики отвечают ошибочно ? – Следует усилить ту часть ответа, которая правильна, и спросить, может ли ученик использовать то же понятие в ошибочной части. – Перефразируйте вопрос и дайте ученику ещё одну возможность. – Намекните ученику, чтобы он имел возможность мыслить. – Объясняйте дальше : установите, какая часть ответа правильная, и попросите ученика её продолжить. – Попросите помощи у других учеников. – Если ученик отвечает ошибочно, учитель может предложить вопрос : « Почему ты так думаешь ?». Тогда ученик не будет чувствовать себя смущённым и часто сам сможет найти логическую ошибку, которая привела к ошибочному выводу.
12 Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Учитель, образ его мыслей вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. - Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег-
13 Спасибо за внимание ! Для создания данной презентации были использованы материала сайтов : : : uz.denemetr.com/docs/
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.