Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВячеслав Быков
1 Троицкая традиционная глиняная игрушка Буханова Галина Ивановна Воспитатель МБДОУ д\сад 1 «Родничок»
2 История возникновения глиняной игрушки Наш Троицкий район богат природными ресурсами, способствующими развитию гончарного ремесла. В начале прошлого столетия (1905 г.) была основана Соснинская заимка, позже переименована в с. Троицкое, и уже тогда в связи с большим спросом на бытовую глиняную утварь был создан цех по изготовлению глиняной посуды. Наряду с производством мисок и кувшинов изготавливались и глиняные игрушки специальными мастерами. В селе Троицкое выявлены три мастера-игрушечника: -Боронин Иван Макарович (родители-переселенцы с Воронежской губернии);
3 - Малышенко Степан Степанович (1913 года рождения, отец переселенец из Пензенской губернии); - -Соловьев Семен Васильевич (1911 года рождения, отец из Костромы). Каждая глиняная игрушка лепится из нескольких деталей, которые соединяются, а затем заглаживаются пальцами, смоченными в воде. Готовая игрушка была размером 5-8 см. Если во время сушки на игрушке появляются трещины, их заглаживают. Наряду с игрушкой в Троицком районе лепили и глиняные свистульки- «пискульки». Свистулька была участником всех народных гуляний: гуляний с торгами, ярмарок.
4 Лепка свистульки отличается тем, что основная часть туловища лепится из двух частей шарика и «стаканчика». Со стороны «стаканчика» делают прокол, а сверху в «стаканчик» прокол с рассекателем. Далее лепка свистульки не отличается от лепки игрушки. Характерными фигурами Троицких свистулек были: петух, кукушка, баран, конь.
5 Приготовление глины Глину лучше заготавливать летом. Богатые пласты глины часто встречаются вблизи рек и ручьев. Прежде чем выбирать глину, ее нужно проверить. Для этого горсть глины необходимо помять, скатать колбаску и согнуть ее. Если на сгибе нет трещин, значит глина жирная, пластичная. Сухую глину разбивают молотком и заливают водой так, чтобы верхний слой был сухой. Когда глина впитает воду (через день или два), ее перемешивают палкой, затем еще доливают воды и перемешивают руками до получения глинистой массы, похожей на тесто, отстающей от рук. Глину заворачивают во влажную тряпицу и оставляют в прохладном месте на 12 часов.
6 Технология изготовления игрушки Лепка и соединение частей (все игрушки состоят из нескольких частей). Заглаживание. Сушка. Шлифовка (если появляются трещины, их заглаживают водой). Обжиг (производился в русских печах, в костре, яме. Березовые дрова с игрушками перекладывали как слоеный пирог. Верхний слой всегда дрова. В современных условиях используется муфельная печь ( градусов). Когда игрушка станет красной как уголь, печь отключить).
7 Побелка (производилось по горячей игрушке, чтобы рука терпела. Использовали известь, разведенную в молоке. Игрушка покрывалась 2-3 раза до чисто белого тона. В белильный раствор периодически подливали молоко, либо чаще мыли кисть. В современных условиях побелка игрушек детьми осуществляется белой гуашью или белилами, взрослые могут использовать клей ПВА). Роспись (расписывали игрушки кистями, сделанными из куринных перьев. В качестве красок использовали разведенные на яичном белке шерстяные красители или красили травами. Цвет использовали любой, но наиболее часто применялись красный, желтый, черный, синий зеленый, оранжевый. Дети в работе используют акварель, гуашь. Дети самостоятельно выбирают цвета из предложенных им красок. Расписывают игрушки
8 используя по необходимости тонкие кисточки или их обратный конец. Хвост, гриву и копыта «коня» раскрашивают черной краской. Хвост у петуха раскрашивают полосками разного цвета, подставка зеленая, лапки оранжевые или красные, рисуются «дуги-крылышки»). Сушка (высохшие игрушки можно покрыть лаком).
9 Технические приемы лепки Деление кома глины на части; Скатывание; Раскатывание; Оттягивание; Сплющивание; Вытягивание; Прищипывание; Вдавливание; Отработка формы пальцами; Присоединение, промазывание частей; Сглаживание поверхности формы.
10 Задачи на занятиях по лепке глиняной игрушки Формировать целенаправленного и устойчивого интереса к пластической деятельности, к ее результату и качеству самой работы. Формировать наблюдательность ( это способность сосредоточить внимание на предмете, заметить его форму, величину, некоторые характерные признаки). Совершенствовать и закреплять приемы лепки. Формировать навыки учебной деятельности (умение слушать и слышать поставленную воспитателем задачу, удерживать ее в памяти, следить за показом способов выполнения действий) Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа
11 Поэтапное изготовление игрушки
17 Список литературы и источников 1. Встреча с мастером –игрушечником Соловьевым С. В. 2. Встреча с мастером – игрушечником Малышенко С. С. 3. Материалы исследования Троицкого Народного дома г. 4. Материалы районного архива. 5. Программа – руководство по воспитанию детей на традициях культуры русскоязычного населения Алтайского края « От родного порога». Барнаул 2002 г.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.