Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемНиколай Сосновский
1 Запреты у семейских, проживающих в с.Потанино
2 Семейские- это своеобразная этноконфессиональная группа русского старообрядческого населения Сибири. Их предки выступили в 17 веке против церковной реформы Никона и были подвергнуты жестоким преследованиям и гонениям со стороны правительства и официальной православной церкви.
4 Семейские своими мудрыми заветами и запретами наставляли своих детей и внуков на праведный и нравственный путь, а также их правнуков «обдумывающих своё житьё». Нравственные традиции семейских зиждились на соблюдении ими Заповедей Божиих и множестве запретов, определяемых немейскими словом «грех». Этим регулировалась жизнь старообрядческой общины. В обыденной жизни за соблюдением традиций, обычаев строго следили уставщики, обладавшие гражданской и духовной властью и пользовавшиеся непререкаемым авторитетом в старообрядческих селениях. Запреты тесно связаны с нравственным и здоровым образом жизни
5 Цель данного исследования состоит в изучении нравственных традиций семейских, а именно запретов у семейских, жителей п.Потанино. Гипотезой исследования является предположение о том, что запреты тесно связаны с нравственностью и здоровым образом жизни. Сохраняются ли запреты в современном обществе. Основные задачи исследования:1. Провести анализ теоретического материала по данному вопросу. 2. Практическая методика исследования выбранного явления. На практике доказать или обосновать существование или отсутствие запретов в современном обществе на примере жителей с.Потанино. Объектом исследования являются нравственные традиции и обычаи семейских. Предметом исследования являются запреты. Методы исследования, используемые в работе : наблюдение, сравнение, анализ, обобщение, беседа.
6 Первым ученым исследователем семейских был А.М.Селищев, который уже в 1920 году издал в Иркутске книгу « Забайкальские старообрядцы. Семейские» В ней он дал всестороннюю картину жизни этой самобытной группы населения, но почти не рассматривал нравственные традиции. Первым в сибирской этнографии тему запретов начал разрабатывать известный исследователь семейских Ф.Ф.Болонев. Он автор 170 научных работ по истории, этнографии и народному творчеству.В 1974 году увидела свет книга «Календарные обычаи и обряды семейских Забайкалья второй половины Х1Х века
8 О крепости веры У семейских что ни мужикто толк, что ни баба то вера Семейские, будучи приверженцами старой веры, глубоко чтили и соблюдали Заповеди Божьи. Они следовали наставлениям своих великих учителей, таких, как протопоп Аввакум, епископ Павел Коломенский, боярыня Федосья Морозова и многие их верные ученики и последователи. В этих поучениях содержались запреты, регулирующие поведение в обществе и во взаимоотношениях людей.
9 Крепость веры
10 Мир стоит на людях, стойких в вере и своих убеждениях.Сколько ни мытарили по тюрьмам книжников, уставщиков, сколько ни преследовали их за религиозную деятельность, они продолжали служить Богу. Современный старообрядец терпим к людям иной веры и национальности; любознателен, тянется к образованию и обогащается знаниями и духовным богатством, накопленным человечеством. Реальность, к сожалению, дает пример иного образа жизни и поведения. Крепость веры рождает крепость духа!
12 Запрет носить нестарообрядческую одежду тоже потерял силу в наши дни. В моде было яркое, красочное, радующее душу семейское одеяние: сарафан, запань, старушка, кичка, атлас, ленты, янтари. Обычно в околотке жила своя мастерица и шила одежду на заказ. Теперь всем ейском одеянии увидишь женщин только на сцене и на народных гуляниях
14 До революции немейским запрещалось пользоваться услугами медицинской помощи. Среди семейских старшего поколения часто можно было встретить людей с лицами, испещрёнными оспой (рябые, рябушатые). Родители, боясь « антихристовой печати», оставшейся после прививки от оспы, запрещали прививать детей. Семейские применяли только средства народной медицины. Семейские до революции в основной массе были безграмотными. Отдельных способных ребятишек учили старославянской грамоте. В светские школы отдавали неохотно.
15 Запреты в семейной жизни Семейские строго регулировали семейную жизнь, отношения между полами и поколениями. Вступление в половые отношения до брака строжайше запрещалось, и этот запрет до недавнего времени действовал безотказно. Девушка, нарушившая такой запрет, подвергалась публичному уничижению. Измазанные дёгтем ворота свидетельствовали о её нравственном падении. Строго запрещались разводы. Разрывать супружеские узы, освященные именем Бога, считалось великим грехом.
18 Запреты пьянства и табакокурения Актуальными следует считать запреты пьянства. Как отмечал исследователь начала ХХ века Г.М.Осокин, «семейские дали краю крепкий, здоровый, сильный и красивый тип населения, потому что вели праведную жизнь, не злоупотребляли вином, табаком, распутством». А на зависимых людей и запреты не подействуют, их лечить надо! Всячески преследовалось в армейской среде курение табака. «Кто из православных христиан дерзнете курит табак, да будет проклят»
19 Посиделки
20 Экологические запреты Существовал целый ряд экологических запретов. Самозабвенно любя землю и усердно трудясь на ней, семейские свято берегли ее и сохраняли в чистоте: не плевали, не мусорили, а удобряли, обрабатывали, орошали. Поддерживали чистоту речек, ручьев, озер, родников, ключей, аршанов, колодцев, канав. Примечали: загрязненный родник исчезает. Берегли леса от неразумных, хищнических вырубок и пожаров. Добыча зверей также регулировалась. Семейские уделяли большое внимание чистоте жилища, усадьбы, чистоте тела. Будучи богомольными, семейские строго соблюдали посты. С постами связано много запретов. Запрещалось есть скоромное. В отдельные дни не ели даже рыбу.
23 Не менее важна и экология души. Семейские проявляли честность, порядочность, обязательность в отношениях между людьми. Запрещалось давать невыполнимые обещания. Если дал словоразбейся, но выполни. Нечестность, лживость создавали плохую репутацию не только конкретному человеку, но и худую славу всей родове. А честь ее была превыше всего!
25 Заключение Итак, в наше время остается все меньше людей, которые соблюдают заповеди и живут, как принято говорить, « по старинке».В основном все запреты исчезли или забылись. Сами по себе прямые запреты не могут быть действенными, если они не вызываются потребностями общества. Поскольку патриархальный быт семейских ушел в прошлое, реалии советского образа жизни отвергаются, а новый, « рыночный» быт еще только начинает формироваться, существовавшие запреты не работают в современном обществе. Знание своих родовых корней позволит молодежи верно идти по жизни. Золотые крупицы народной этики семейских еще пригодятся!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.