Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВиктор Григоров
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. П. ОГАРЁВА» Факультет экономический Кафедра финансов и кредита НАЛОГОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И СТИМУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Королева Л.П. 1 Доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО « Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева » 1 (Саранск, Россия) Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить её пить. Английская пословица.
2 Угроза бедности Российское общество стоит перед угрозой формирования устойчивого и многочисленного слоя бедных с низкими денежными доходами, не обеспечивающими достойного уровня жизни, обреченного на плохие жилищно-коммунальные условия, отлученного от качественного медицинского обслуживания и высшего образования. Авторский коллектив во главе с академиком Сенчаговым В.К.
3 Для верного принятия финансовых решений необходимы три составляющие: доступ к финансовым ресурсам и услугам, финансовое образование, защита потребителей финансовых услуг. Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа
4 Зависимость налоговых поступлений от уровня грамотности населения Бедные государства с очень низким уровнем грамотности и относительно большим государственным сектором повышение грамотности приводит к неэквивалентному (меньшему) приросту налоговых поступлений, низкий потенциал для получения дополнительных налоговых ресурсов. Государства со средним уровнем ВВП и государственным сектором эффект от повышения грамотности, как правило¸ обратный: налоговые поступления сокращаются, а масштабы уклонения растут. Богатые государства, с сильной экономикой и небольшим государственным сектором прирост налоговых доходов может быть легко получен вследствие повышения уровня грамотности населения. Mihai Mutascu and Dan Danuletiu (2013). The Literacy Impact on Tax Revenues. Economics Discussion Papers, No , Kiel Institute for the World Economy.
5 Низкую налоговую мораль в России демонстрируют группы с высоким и ниже среднего уровнем дохода, молодого возраста (до 45 лет), студенты, самозанятые, а также занятые в частном (не государственном) секторе, чаще мужчины, нежели женщины, с низким уровнем доверия к правительству и системе правосудия, не испытывающие чувства национальной гордости. Bee K.Yew, Valentin B. Milanov & Robert W. McGee. An Analysis of Individual Tax Morale for Russia: Before and After Flat Tax Reform. International Business Research; Vol. 8. No. 1; 2015 URL:
6 Налогоплательщики готовы соблюдать налоговое законодательство, если 1) воспринимают демократию как лучшую систему управления для своей страны, в которой уклонение от уплаты налогов не оправдано; 2) выражают доверие к действиям национальной власти; 3) идентифицируют перераспределение доходов через бюджет от богатых к бедным как важную характеристику демократии; 4) осознают цели и поддерживают направления расходования бюджетных средств, собранных в виде налогов OECD Tax and Development. (2013, March). What Drives Tax Morale? Retrieved from pdf
7 Демократия способствует увеличению налоговых поступлений, но не приводит к сокращению неравенства, если находится под влиянием одного из социальных слоев общества, например, олигархии. Более того неравенство имеет тенденцию к увеличению после демократизации, когда экономика уже претерпела значительные структурные преобразования, которые привели к имущественной дифференциации и маленькому разрыву между средним классом и бедными слоями населения. Acemoglu, D., Naidu, S., Restrepo, P. & Robinson, J. (2013). Democracy, redistribution and inequality. NBER WP URL:
8 Причина налогового нигилизма в России В России в общественном сознании в целом, и в общественной психологии в особенности, сложилась традиция оценивать многие политические и правовые институты с позиций осуществления ими именно требования справедливости. Если норма не считается справедливой, то она нарушается. Левченкова Т.А. Правовой нигилизм и налогово-правовая культура // Научный вестник МГИИТ (21). С
9 Налогообложение богатства (2014 г.) Страна НалогообложениеОбщий налог на чистое богатство Налог на особые объекты богатства наследования дарения владения передачи СНДНСНДНСНДНСНДНСНДН Бельгия+––+–+–+––– Болгария+–+++–+–––+ Чехия–+–++–+–––– Дания+–+++––+––+ Германия+–+++–+–––– Эстония–––++––+––+ Ирландия+–+–+––+––– Греция+–+–+–+–––– Испания+–+–+–+–+–– Франция+–+–+–+–+–– Хорватия+–+–+–+–––+ Италия+–+–+––+––+ Кипр––––+–+–––– Латвия–––++–+–––– Литва+––++–––––– Люксембург+–+++–+–––– Венгрия+–+–+–+–––– Мальта––––––+–––+ Нидерланды+–+–+–+––+– Австрия––––+–+–––– Польша+–+–+–+–––+ Португалия–+–++–+–––– Румыния––––+––+––– Словения+–+–+–––––+ Словакия––––+––+––– Финляндия+–+–+–+–––– Швеция––––+–+–––– Великобритания+–+–+–+––––
10 Налогообложение наследства и дарения наиболее распространен самостоятельный налог на наследование и дарение, хотя налогообложение подарков чаще чем налогообложение наследства встраивается в конструкции налогов на доходы; облагается справедливая рыночная чистая стоимость наследуемого или даруемого имущества; налогоплательщиком выступает наследник или бенефициар; большинство налогов на наследство (14 из 18) являются прогрессивными; налоги на дарение чаще взимаются по плоской шкале (8 из 16); наиболее преференциально налогообложение наследования и дарения среди близких родственников, которые имеют право применять более низкие цены, более высокие льготы или их комбинацию; переживший супруг или ребенок часто полностью освобождаются от уплаты налога на наследство или дарение; в большинство налогов включены специальные режимы налогообложения передачи в наследство или дарение бизнес активов.
11 Налогообложение наследства и дарения Рисунок – Динамика налогов на наследование и дарение в США, млн. долл.
12 Налогообложение владения недвижимости органы местного самоуправления имеют полномочия по установлению элементов данных налогов или, по крайней мере, право на большую часть поступающих от них доходов; налогоплательщиком является, как правило, владелец недвижимого имущества, как физическое, так и юридическое лицо; налоговой базой является кадастровая стоимость объекта, что определено центральным правительством; в большинстве стран центральные правительства ограничивают полномочия местных органов власти, устанавливая диапазон ставок или коэффициентов, в рамках которого разрешено варьировать ставки на местном уровне; налоговые ставки являются относительно низкими, начиная от 1% до 3% ; налоговые ставки различаются в зависимости от типа собственности; освобождения от налога многочисленны, но очень конкретны; крупномасштабные исключения, способные существенно сократить налоговую базу, не используются.
13 Налогообложение передачи недвижимости компетентным органом выступает, как правило, центральное правительство; налогоплательщиком является покупатель недвижимости; налоговая база определяется как справедливая рыночная стоимость – стоимость сделки; применяются плоские налоговые ставки в диапазоне от 1% до 8%; налоговые ставки редко дифференцированы в зависимости от типа собственности; освобождения от налога так же, как и по налогам на владение недвижимостью, многочисленны, но конкретны.
14 Налоги на чистую стоимость богатства налоговой базой признается чистое богатство; установлены необлагаемые пороги богатства ( / ); бизнес активы не включаются в налоговую базу; налоги являются прогрессивными с шагом от 0% до 2,5%. Рисунок – Динамика показателей поступления налогов на богатство в бюджет Франции*, млн. евро * составлено автором по данным
15 Налогообложение имущества в России Рисунок – Динамика показателей удельного веса налогов на имущество в ВВП и в налоговых доходах в России, %
16 В России не полностью задействован и потенциал стимулирующей функции налогов. I. Чем более высоко налоговое бремя на накопленные доходы и имущество, тем существеннее стимулы для сокращения престижного потребления и вложений высвободившихся средств в реальный сектор экономики. II несущественность налоговых вычетов и преференций для большинства граждан со средним уровнем доходов, испытывающих дефицит финансовых ресурсов даже для обеспечения нормального уровня потребления, усиливает ощущение несправедливости в налогообложении и демотивирует их в повышении налоговой грамотности.
17 Благодарю за внимание !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.