Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЖеня Любимов
1 Презентация на тему: Ритмодекламация с дошкольниками
2 Целью исследования является практическая разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка способов и методов формирования ритмодекламации дошкольников на занятиях музыкальной деятельностью. Задачи: - ритмодекламация как эффективное средство развития дошкольников; - обобщение практичности опыта по исполнению ритмодекламации с дошкольниками. Объект - творческая деятельность дошкольников в процессе ритмодекламации. Предметом исследования являются различные педагогические способы, методические приемы активизации и реализации ритмодекламации для дошкольников средствами музыкальной деятельности. Структурно работа составлена из двух глав (теоретического обзора литературы и экспериментальной части), заключения и списка использованной литературы.
3 1. 1. Ритмодекламация как вид музыкальной деятельности в работе дошкольников. Ритмодекламация представляет собой синтез поэзии и музыки – широко применялась композиторами ещё в XX веке. Её называли «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». Название же «ритмодекламация» подчёркивает именно ритмизацию текста при выразительном речевом интонировании. В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей. На первом плане в ритмодекламации выступает соединение одного из важнейших параметров музыкального языка ритма и выразительного речевого интонирования. При этом поэтический текст очень тонко взаимодействует с музыкой, отражая малейшие изменения в настроении, характере музыкальной ткани, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания. Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма.
4 Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т. к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может измениться по- разному. У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыкальный неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно – поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов, шумовых инструментов, звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями. Ритмодекламация - синтез поэзии и музыки - широко применялась в композиторской практике ХХ: века. Ее называли и «музыкальной речью», и «речевым интонированием в ритме, предложенным композитором». Отдавая предпочтение термину «ритмодекламация», мы исходим из того, что он лучше описывает именно ритмизацию текста при выразительном интонировании и не относится к свободному чтению под музыку и чтению «нараспев». Кроме того, подчеркивается принадлежность к определенному методическому направлению, связанному с формированием чувства ритма.
5 2. 1. Анализ программ (назв. Анатации) Обучение музыкально-ритмическим движениям семилетних детей направлено на закрепление полученных знаний и является известным итогом работы, проведенной в предыдущих возрастных группах. Следует отметить одну особенность. Если при обучении пению устанавливаются преемственные связи между детским садом и школой, то в освоении ритмики дело обстоит по-иному. Ритмика в ДОУ занимает незначительное место, проводится недостаточно систематически Поэтому трудно говорить о преемственных дошкольных и школьных линиях в обучении. Однако следует оценить вклад ритмики в развитие эстетических, умственных способностей, нравственно-волевых качеств, которые необходимы для занятий. Занятия ритмикой прекрасно развивают творческое воображение детей. Они перевоплощаются в образы различных персонажей, вступают в контакты, действуют под музыку; выполнение творческих заданий в реальной обстановке активизирует их замысел, стимулирует на поиски выразительных движений. Важна и своевременная реакция на определенные сигналы, главным образом музыкальные. Упражнения для освоения тех или иных элементов танца, гимнастических движений, перестроений приучают детей к систематическим трудовым усилиям. В процессе занятий ритмикой развивается музыкально-слуховое восприятие: дети должны постоянно вслушиваться в музыку, чтобы правильно выразить свои музыкальные впечатления, пользуясь образными, изящными движениями.
6 2. 2. Комплекс музыкально ритмических упражнений (Ритмодекламация) Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника). Комплекс музыкально ритмических упражнений. Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками). Цель познакомить детей с музыкально ритмическими упражнениями с комплексом приёмов и упражнений, способствующих созданию устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья и развитию музыкальных и музыкально – ритмических способностей. Задачи: - познакомить участников с речевой игрой; - раскрыть содержание по средствам выполнения комплекса приёмов, упражнений и заданий; - показать практическую значимость использования данного комплекса которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки. Сел сверчок на шесток, Таракан – в уголок. Сели- посидели. Песенку запели. Услыхали ложки- вытянули ножки. Услыхали калачи- Да попрыгали с печи, Да давай подпевать, Подпевать да танцевать! Как без дудки, без дуды, Ходят ноги не туда. А как дудочку почуют, Сами ноженьки танцуют. Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять. Бух, бух, бух.
7 Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу. Цель познакомить детей с музыкально ритмическими упражнениями с комплексом приёмов и упражнений, способствующих созданию устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья и развитию музыкальных и музыкально – ритмических способностей. Задачи: - познакомить участников с выстукиванием ритма ударами; - раскрыть содержание по средствам выполнения комплекса приёмов, упражнений и заданий; - показать значимость выстукивания ритма ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу. Ай, туки, туки, туки, Застучали молотки. Застучали молотки, Заиграли в локотки: Тук- ток, тук- ток, Скоро Ванечке годок.
8 Постоянно чередуем хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера, приговаривая Цель познакомить детей с музыкально ритмическими упражнениями с комплексом приёмов и упражнений, способствующих созданию устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья и развитию музыкальных и музыкально – ритмических способностей. Задачи: - познакомить участников с хлопками в ладоши и удары ладоней о ладони партнера; - раскрыть содержание по средствам выполнения комплекса приёмов, упражнений и заданий; О, чик, чик, чик, Очуречечик, Ложки, плошки, поварешки,
9 Заключение В заключении можно отметить, что исследование психолого- педагогической литературы, наблюдение за творческой деятельностью учащихся и экспериментальная проверка разработанной методики занятий музыкальной деятельностью позволили получить следующие результаты и сформулировать основные выводы: - формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкальной деятельности происходит на основе индивидуальных природных задатков и с учетом возрастных особенностей. - осуществляется выбор оптимальных методов, приемов и форм обучения, происходит постепенный переход от простого к сложному, от изученного к новому, от репродуктивной деятельности к творческой, а творческая деятельность детей стимулируется самостоятельным поиском новых знаний, освоением новых форм деятельности. Подводя итоги можно заключить, что занятия музыкальной деятельностью, к которым осуществляется нестандартный, «живой» подход имеют огромное положительное влияние на развитие творчества у детей младшего школьного возраста.
10 ПРИЛОЖЕНИЯ К парциальным (специализированным) программам относятся программы, имеющие определенную приоритетность направления: социальную, познавательную, эстетическую и тд. Предназначены они для реализации отдельных задач. Это парциальные программы, благодаря которым осуществляется музыкальное воспитание в ДОУ. - "Росинка" (Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова) - "Гармония" (Тарасова К.В, Нестеренко Т.В. и др); - "Синтез" (Тарасова К.В., М.Л. Петрова и др); - "Камертон" (Э.П.Костина); - "Малыш" (В.А. Петрова); - "Ладушки" (И.М. Каплунова и И.А. Новоскольцева); - "Музыкальные шедевры" (О.П. Радынова); - "Оркестр в детском саду" (Л. Меркуловой); - "Ритмическая мозаика" (А.И. Буренина); - "Путешествие в прекрасное" (О.А. Куревина); и другие. ПРИЛОЖЕНИЯ К парциальным (специализированным) программам относятся программы, имеющие определенную приоритетность направления: социальную, познавательную, эстетическую и тд. Предназначены они для реализации отдельных задач. Это парциальные программы, благодаря которым осуществляется музыкальное воспитание в ДОУ. - "Росинка" (Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова) - "Гармония" (Тарасова К.В, Нестеренко Т.В. и др); - "Синтез" (Тарасова К.В., М.Л. Петрова и др); - "Камертон" (Э.П.Костина); - "Малыш" (В.А. Петрова); - "Ладушки" (И.М. Каплунова и И.А. Новоскольцева); - "Музыкальные шедевры" (О.П. Радынова); - "Оркестр в детском саду" (Л. Меркуловой); - "Ритмическая мозаика" (А.И. Буренина); - "Путешествие в прекрасное" (О.А. Куревина); и другие.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.