Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАнжела Иволгина
1 Городской семинар «Нейропсихологический подход в системе диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Доклад по теме: «Дифференцированный подход к коррекции СДВГ у детей дошкольного и младшего школьного возраста Осипова Оксана Александровна, методист по дошкольной психологии МАУ ИМЦ города Томска
2 Данные нейропсихологов Е.А.Осиповой и Н.В.Панкратовой (1997) Трудности у детей с СДВГ: трудности с энергетическим блоком (91%) отставание в развитии функций программирования и контроля – 77% отставание в развитии зрительно- пространственных функций – 46%.
6 5+5=10 3+4=7 1+3=4 6-2=8
8 Трудности на письме (данные доктор психологических наук Т.В.Ахутиной, заведующей лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова.
9 Трудности произвольной регуляции 1. Импульсивность, снижение ориентировки в задании 2. Трудности переключения, стереотипизация 3. Неустойчивость усвоенных знаний и умений 4. Трудности планирования деятельности 5. Трудности контроля за собственным выполнением
22 Медикоментозное лечение СДВГ 1.Ноотропы: Пантогам Фенибут ( Н.Ю.Сувориновой) 2. Пептидные препараты: Цереброзилин Семакс ( Н.Ю.Сувориновой) 3. Церебровоскулярные средства с ноотропным действием (стимулируют когнитивные функции) Винпацетин С 2006 года – разрешён атомоксетин (воздействует на норадренергическую систему мозга, эффективно купируют проявления СДВГ)
28 25-7= это 5 и ещё = (и ещё) 2=22
29 Актуальность проблемы СДВГ Данные В.И.Покровского, академик РАМН (2006) 32%-40% - бросают школу 5%-10% - заканчивают Вузы 50%-70% - не имеют друзей, мало друзей 70%-80% - плохо справляются с работой 40%-50% - антисоциальные поступки 40% - беременность в подростковом возрасте
30 Актуальность проблемы СДВГ Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве СДВГ (по Н.Н.Заваденко). У 6 – 8% детей симптомы расстройства приводят к ЗПР, а в подростковом возрасте способствуют возникновению психопатологических расстройств и асоциальных состояний.
31 Данные нейропсихологов Е.А.Осиповой и Н.В.Панкратовой (1997) Трудности у детей с СДВГ: трудности с энергетическим блоком (91%) отставание в развитии функций программирования и контроля – 77% отставание в развитии зрительно- пространственных функций – 46%.
32 Распространённость СДВГ Среди мальчиков 7-12 лет признаки СДВГ диагностируются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1, а среди летних – 1:2 с преобладанием у девушек. У девочек более выражены социальная дезадаптация, учебные трудности, личностные расстройства.
33 Распространённость СДВГ Высокая частота распространённости синдрома у мальчиков обусловлена более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов.
34 Распространённость СДВГ У девочек полушария головного мозга менее специализированы из-за большего количества межполушарных связей, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных механизмов по сравнению с мальчиками при поражении ЦНС.
35 Причины СДВГ 1. Пренатальная патология Токсикозы Обострение хронических заболеваний у матери Инфекционные заболевания Травмы в области живота Иммунологическая несовместимость по резус- фактору Попытки прервать беременность (медикаментозное, механическое) Принятие алкоголя и курение
36 2. Осложнения при родах Стимуляция родовой деятельности Неправильное положение плода Асфиксия Внутренние кровоизлияния (гематомы) Преждевременные, скоротечные или затяжные роды
37 3. Психосоциальные причины Неадекватный стиль воспитания в семье: – либеральный стиль воспитания: вседозволенность, контроль за поведением ребёнка отсутствует. – категоричное подавление активности ребёнка, гиперконтроль его действий. – эпизодичность и отсутствие единства в воспитательных воздействиях на ребёнка между родителями. Психотравмы Нежеланный ребёнок
38 Синдром дефицита внимания и гиперактивности недостаточная зрелость передних (лобных) отделов левого полушария коры головного мозга (регуляторные системы мозга) 70% - генетические факторы
39 Гиперактивность избыточная бесцельная двигательная активность (бегает, крутится, пытается куда-то залезть). Исследования польских учёных показывают, что двигательная активность детей с СДВГ на 25 – 30 % выше нормы. Они двигаются даже во сне. беспокойство, суетливость многочисленные посторонние движения, которых ребёнок часто не замечает невозможность играть тихо и спокойно чрезмерная болтливость (из-за недостатка развития внутренней речи) неспособность усидеть на одном месте, часто встаёт со своего места во время занятий продолжительность сна всегда меньше нормы в двигательной сфере у них обычно обнаруживается нарушения двигательной координации, что проявляется в трудности при выполнении заданий на удержания равновесия и ходьбу по линии, неловкость, беспорядочность движений, вызванные несформированностью межполушарного взаимодействия и высоким уровнем адреналина в крови несформированность мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, использовать ножницы и иголку частое совершение опасных действий (недоучет последствий), при этом не ищет приключений или острых ощущений (например, перебегает улицу, не оглядываясь по сторонам).
40 Нарушения внимания трудности удержания внимания на деталях, из-за небрежности, по невнимательности допускает ошибки снижение избирательности и выраженная отвлекаемость с частыми переключениями с одного занятия на другое непоследовательность в поведении, забывчивость, неумение слушать и сосредоточиться и др. складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь трудно придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, заданий (это не связано с пониманием материала) трудности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий забывчивость в повседневных ситуациях стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий
41 Причина нарушения внимания (отвлекаемости) неполная нагрузка; недостаточная сформированность волевых качеств; привычка быть невнимательным (привычная невнимательность связана с отсутствием серьёзных интересов, поверхностным отношением к предметам и явлениям); повышенная утомляемость; плохое самочувствие; наличие психотравмы; монотонная, неинтересная деятельность; неподходящий темп деятельности; наличие интенсивных посторонних раздражителей.
42 Причина нарушения внимания (рассеянности) общее ослабление нервной системы (неврастения); ухудшение состояния здоровья; физическое и умственное переутомление; наличие тяжёлых переживаний, травм; эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных); недостатки воспитания (например, в условиях гиперопеки ребёнок, получающий слишком много словесных указаний, большой объём информации, привыкает к постоянной смене впечатлений, и его внимание становится поверхностным, не формируется наблюдательность, устойчивость и концентрация внимания); нарушения режима труда и отдыха; нарушения дыхания (причиной нарушения правильного дыхания могут быть аденоиды, хронические тонзиллиты и т.д., ребёнок, который дышит ртом, дышит неглубоко, поверхностно, его мозг не обогащается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность, низкая работоспособность мешает концентрации его внимания на объектах и вызывает рассеянность); чрезмерная подвижность.
43 Импульсивность ребёнок часто действует, не подумав, отвечает на вопросы, не задумываясь перебивает других часто мешает другим, пристаёт к окружающим (вмешивается в беседы или игры) не умеет регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях часто повышает голос эмоционально лабильны (часто меняется настроение).
48 Принципы диагностики СДВГ симптомы расстройства должны появляться до 8 лет основополагающими являются нейропсихологическое и неврологическое обследование детей признаки СДВГ должны наблюдаться не менее 6-ти месяцев в 2-х сферах деятельности ребенка (в школе и дома) должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении и других каких-либо нервно- психических расстройств.
49 Важно помнить: Для детей дошкольного возраста характерно непроизвольное внимание, слаборазвитое распределение внимания, умение устанавливать причинно-следственные связи развито слабо, умение регулировать своё поведение начинает формироваться в 6-7 лет. Также необходимо учитывать, что высокую активность можно отнести к индивидуальным особенностям (тип темперамента). Признаки СДВГ могут проявляться в момент кризиса семейных отношений (развод, появление второго ребёнка, переезд и др.).
50 Методы обследования: 1. Неврологические методы: Интроскопия (нейровизуализация): УЗИ, МРТ, КТ – наличие и характер органических повреждений ЦНС 2. Функциональные методы: ЭЭГ, Эхо-ЭГ – степень зрелости нейрофизиологического аппарата, биоактивность, её уровень в соответствии с возрастными нормами, наличие дисфункций подкорковых образований 3. Нейропсихологические методы: (решающие для постановки СДВГ) Батарея тестов «Лурия – 90» Корректурная проба Субтесты Векслера Тест Струпа
51 Эффективные приёмы, техники осуществление гиперактивным ребёнком контроля за другими детьми (дежурный на занятии, ведущий в игре, помощник инструктора и т.д.). использование часов на занятиях и осуществление контроля гиперактивным ребёнком за временем (хранитель времени) Ритмирование правого полушария – занятие ритмикой, хореографией, лыжами, теннисом, верховой ездой. Активизация работы стволовых отделов головного мозга – плавание, ныряние, прыжки на батуте, дыхательная гимнастика.
52 Эффективные приёмы, техники Развитие межполушарного взаимодействия – восточные единоборства (особенно ушу-таолу), кинезиологические упражнения, вязание. Снятие импульсивности и гиперактивности - упражнения с песком, водой и глиной; контрастный душ, обливания.
53 Эффективные приёмы, техники Развитие устойчивости внимания: длительная сортировка и нанизывание бусинок, развитие к произвольному переключению внимания – чтение алфавита, перемежающегося со счётом. Построчное прослеживание взглядом листа и последовательное зачёркивание определённых букв. Прослеживание взглядом линии от начала до конца, когда она переплетается с другими линиями (лабиринты).
54 Эффективные приёмы, техники Коррекционно-развивающая техника «Скорая помощь». Цель: элиминация эмоционального напряжения, развитие межполушарных связей, развитие внимания, самоконтроля, улучшение работоспособности. Инструкция: Верхняя буква (цифра) каждой строки проговаривается вслух. Нижняя буква обозначает движение руками: Л – левая река поднимается в левую сторону; П – правая рука поднимается в правую сторону; В – обе руки поднимаются вверх. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, а затем от последней буквы к первой. А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Я Л П П В Л В Л П В Л Л П Л Л П В П Л П В Л В В П Л П
55 Особенности мозговой организации детей с СДВГ Незрелость лобных отделов коры головного мозга, развитие «уходит в правый лоб», что отражается в гиперактивности, импульсивности. Дело в том, что концентрацию внимания обеспечивают лобные отделы левого полушария, а правое полушарие ответственно за распределение внимания. Наблюдается дисфункция в протекании процессов: оно воспринимает не фигуру в центре внимания, а периферию, что в полной мере наблюдается у детей с СДВГ (дисфункция правого полушария). Несформированность межполушарного взаимодействия.
56 Эффективные приёмы, техники Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарного взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями), как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий) на развитие межполушарного взаимодействия.
57 Сензетивный период в коррекции СДВГ Так как до 7-летнего возраста отмечается пластичность мозговых систем из-за отсутствия жёстких мозговых связей, этот вид работы имеет аутокоррекционный потенциал. К 9-летнему возрасту по нейробиологическим законам мозг завершает своё интенсивное развитие. Его функциональные связи становятся всё более жёсткими и малоподвижными.
58 Эффективные приёмы и техники Глазодвигательные упражнения, которые позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма, активизируют процесс обучения.
59 Особенности ЦНС Дефицитарная работа ретикулярной формации и вестибулярного аппарата. Функциональные нарушения ретикулярной формации и стволовых отделов мозга приводят к изменениям болевой чувствительности (снижен болевой порог, т.е. они менее чувствительны к боли, чем их сверстники). Такие дети часто не чувствуют боли и, следовательно, не могут сочувствовать другим. Этим объясняется наличие агрессивных признаков в поведении, из-за чего им трудно поддерживать дружеские отношения с другими.
60 Эффективные приёмы и техники Гиперактивный ребёнок не способен долго переживать обиды, складывается впечатление, что с него всё «как с гуся вода». Поэтому важным считается включение в работу психогимнастических, подвижных игр и упражнений на развитие эмпатии, элиминации гнева и агрессивности, коммуникативных игр на развитие навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
61 Эффективные приёмы и техники Устойчивость внимания связана с развитием произвольности, способности к волевой регуляции. В связи с этим в коррекционной работе с детьми предлагаются игры и упражнения на развитие произвольной сферы.
62 К упражнениям для развития произвольности относят движения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть определённым образом осмыслены, «перекодированы» ребёнком, на основании чего он даёт команду произвести то или иное действие. Оптимальным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребёнка способности к построению собственной программы.
63 Условия для формирования произвольности: чёткая повторяющаяся структура занятий, неизменное расположение предметов соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента, неукоснительное следование им. поочерёдное приписывание каждому участнику группы роли лидера
64 Эффективные приёмы и техники Развитие всех свойств и видов внимания (устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем; слуховое, зрительное и тактильное). Основное условие расширения объёма внимания – наличие навыков и умений систематизации, объединения по смыслу, группировки воспринимаемого материала (игры на развитие мыслительных процессов).
65 Эффективные приёмы и техники Поскольку у детей с СДВГ наблюдается несформированность мелкой моторики и праксиса, необходимо включать различные задания, способствующие решению данной задачи: шнуровка, нанизывание бус, мозаика, обведение трафаретов, раскрашивание, штриховка и др.
66 Эффективные приёмы и техники Растяжки, которые нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому в самом начале занятий ребёнку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах.
67 Эффективные приёмы и техники Дыхательные упражнения. Умение произвольно контролировать дыхание способствует ритмированию организма, развивает самоконтроль и произвольность.
68 Характерная черта умственной деятельности - цикличность Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот период ребёнок отвлекается и не реагирует на педагога. Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание, т.е. могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании».
69 Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Педагог требует, чтобы дети «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга.
70 Эффективные приёмы и техники Реципрокные (разнонаправленных, перекрёстных) двигательные упражнения: повреждённая ткань в вестибулярном аппарате может заменяться новой по мере того, как развиваются и миелинизируются новые нервные сети. В настоящее время установлено, что двигательная стимуляция мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата детей с СДВГ приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и саморегуляции.
71 Эффективные приёмы и техники Реализация избыточной двигательной активности, что поможет в свою очередь «выплеснуть» накопившуюся энергию. С этой целью предлагается интенсивный бег, подвижные игры, обязательны прогулки на свежем воздухе.
72 Эффективные приёмы и техники Игры с правилами. Гиперактивные дети не могут длительно подчиняться групповым правилам, быстро утомляются, не умеют выслушивать и выполнять инструкции. С этой целью предлагаются игры с правилами, задания, где необходимо строго следовать инструкции.
73 Эффективные приёмы и техники Релаксация. Релаксационные упражнения способствуют состоянию расслабленности, которое возникает после снятия напряжения. Целенаправленное обучение детей навыкам релаксации поможет им научиться контролировать своё поведение и действия, умения сосредотачиваться на своём теле, на ощущениях, вызванных расслаблением. Этому помогают медитативные сказки. Важно внушить детям, что расслабление и отдых – это не наказание, а удовольствие.
74 Эффективные приёмы и техники Включение в программу коррекции упражнений на координацию движений и равновесие. Дети с СДВГ испытывают большие трудности в выполнении заданий на удержание равновесия, ходьбу по линии. Это проявляется в пошатывании, падениях, использовании рук для установления равновесия. Связано это также с дисфункцией префронтальной области лобных отделов головного мозга.
75 ЧТЕНИЕ: Следить пальцем. Предложите ребенку читать, ведя указкой или пальцем. Это может помочь избежать потери места, пропуска и повторения строк и слов. Делать пометки. Пускай ваш ребенок помечает значками важные абзацы, таким образом потом он сможет найти их. Обозначайте каждую тему особым значком: например, "смайликом" -- информацию о персонаже, домиком -- описание обстановки, звездочкой -- важные идеи. Задать темп чтения вслух. Предложите вашему ребенку делать короткий вдох на каждой запятой и обычный вдох в конце каждого предложения. Это улучшит темп его чтения и понимание прочитанного. Найти шесть вопросов. Во время чтения сосредоточьтесь на вопросах "кто", "что", "когда", "где", "почему" и "как". Помогите вашему ребенку отслеживать их по схеме. Представить себе это. Помогите вашему ребенку мысленно представлять сюжет, смотря его, как кино. По мере его чтения кино должно меняться. Это поможет ему запоминать образы, факты и идеи.
76 ПИСЬМО Составить схему. Пускай ваш ребенок расскажет, что он собирается написать, затем постройте карту или схему. Пусть он напишет главную тему в кружке в центре листа, затем напишет подтемы в других кружках и соединит их ступеньками с главным кружком. Это позволит ему ясно сформулировать мысли и соответственно связать их, независимо от порядка, в котором они появились. Использовать организатор рассказа. Это годится и для чтения, и для письма. Ваш ребенок должен составить список, который включает образы, обстановку (время и место), проблему, цель, действие и решение. Под каждым заголовком вписать подробности. Нарисовать это. Пользуйтесь схемами или рисунками, чтобы составить план и рассказать историю.
77 МАТЕМАТИКА Использовать игры. Вот пример умножения на 9. Положите руки ровно на стол ладонями вниз и напишите на каждом пальце слева направо числа от 1 до 10. Умножая 5 на 9, загните внутрь палец номер 5. Числа перед ним будут десятками, а после него - единицами. Четыре пальца слева, пять справа – получается x 9 = 45. Использовать подручные средства. Делайте вычисления на практике – с помощью кубиков, костяшек домино, даже игральных карт. Нарисовать рисунок. Например, если задача состоит в том, чтобы разделить 48 печений среди 12 учеников, нарисуйте для каждого ученика тарелку и разделите печенье по тарелкам. Видение задачи помогает детям, которые изо всех сил пытаются учить математику традиционными способами. Видеть знак. Пускай ваш ребенок выделит в каждой задаче знак действия (+, -, x, :) перед тем, как приступит к вычислениям. Это закрепляет модель требуемого вычисления.
78 Рекомендации по организации процесса обучения и воспитания детей с СДВГ Кабинет должен быть изолирован от посторонних шумов, закрываться на ключ во время занятий. Дети должны располагаться в комнате так, чтобы не мешать друг другу. Работу строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности. Необходимо помнить, что в основе гиперактивности лежат органические нарушения, и ребёнок не виноват в этом. Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Поэтому проблему СДВГ невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок самостоятельно справиться со своей проблемой не может.
79 Сочетать интеллектуальные и физические нагрузки (йога, бассейн, верховая езда. Групповые виды спорта не рекомендуются). физические упражнения, носящие аэробный характер в виде длительного, равномерного тренинга легкой и средней интенсивности: бег "трусцой", плавание, лыжи, езда на велосипеде Запрещены соревнования, показательные выступления
80 По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка с СДВГ и поощрять его хорошее поведение. С ребёнком необходимо договариваться, а не стараться сломить его. Необходимо создавать ситуации, в которых гиперактивный ребёнок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в группе по некоторым областям знаний.
81 Направлять энергию ребёнка в полезное русло (раздать что-нибудь на занятиях, принести, вымыть доску и т.д.), т.е. дать понять, что ребёнок может быть полезным и это оценивается педагогом.
82 Избегать монотонной деятельности, занятия должны быть увлекательными и интересными, с прослеживаемым результатом. Использовать элементы игры и соревнования.
83 Во время занятий ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за столом для гиперактивного ребёнка – в центре комнаты напротив доски, стола педагога, т.к. гиперактивный ребёнок всегда должен находиться перед глазами.
84 Давать задания в соответствии со способностями ребёнка, предоставлять ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к педагогу в случае затруднения. Учебные занятия строить по чётко распланированному, стереотипному распорядку. Устраивать минутки активного отдыха, т.к. дети способны удерживать своё внимание очень кратковременно. Научить гиперактивного ребёнка пользоваться специальным дневником или календарём.
85 Задания, предлагаемые на занятие, писать на доске. Учить проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения. На определённый отрезок времени давать только одно задание. Дозировать ребёнку выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. Во время дня предусмотреть возможность для двигательной «разрядки»: занятие физическим трудом, спортивные упражнения и др. В занятие обязательно включать физкультминутки.
86 Эффективно ввести знаковую систему оценивания действий ребёнка. Стараться замечать каждый успех малыша и обязательно давать ему понять, что вы видите его успехи. Поощрять позитивное взаимодействие с другими детьми. При всём внимании к гиперактивному ребёнку внешне относиться к нему так же, как и к остальным детям. Избегать завышенных или заниженных требований к ребёнку.
87 «Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребёнком. Отвлечь ребёнка от его капризов. Предложить выбор (другую возможность в данный момент деятельность). Задать неожиданный вопрос. Отреагировать неожиданным для ребёнка образом (пошутить, повторить действие ребёнка). Не запрещать действия ребёнка в категорической форме. Не приказывать, а просить (но не заискивать). Выслушать то, что хочет сказать ребёнок (в противном случае он не услышит вас). Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном). Сфотографировать ребёнка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья). Не настаивать на том, чтобы ребёнок, во что бы то ни стало, принёс извинения. Не читать нотаций (ребёнок всё равно их не слышит). Во время игр ограничивать ребёнка лишь одним партнёром (не гиперактивным). Избегать беспокойных, шумных приятелей.
88 Пошаговая модель поддержки ребёнка с СДВГ (И.П.Брязгунов) – Ежедневно родители ставят перед ребёнком конкретную цель, которую он должен реализовать. Формулировка цели должна быть чёткой и лаконичной. – Родителям необходимо заранее продумать поощрения, которыми будут стимулироваться усилия ребёнка по достижению поставленной цели. Они могут быть как моральными, так и материальными. – По истечении дня родители вместе с ребёнком должны проанализировать его поведение, оценить степень достижения цели. – Систематически родители должны фиксировать изменения в поведении и личности ребёнка, описывая их в конкретных проявлениях, и сообщают о его достижениях врачу, психологу. – В случае достижения ребёнком значительных изменений он должен обязательно получить обещанное родителями вознаграждение.
89 Список используемой литературы: – Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., – Осипова А.А.., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М.: ТЦ Сфера, – 104 с. – Светлова И.Е. Школа внимания. М.: Изд-во Эксмо, – 80 с. – Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, – 128 с. – Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. – М., – Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО «Речь», – 190 с. – Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», – 160 с. – Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. – Ростов- на-Дону: «Феникс», 2004.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.