Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАртём Нетудыхата
1 1 МГУТУ им. К.Г. Разумовского ВЭБИНАР ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ШИШОВ Сергей Евгеньевич, августа, 2015 г. МОСКВА
2 2 Происходящие изменения в сфере общего образования осмысливаются как многогранный кризис, включающий 1)разрыв между потребностями современного социума, рынка труда и получаемыми в школе знаниями, навыками, компетенциями, 2)изменение функций труда учителя, 3)необходимость переосмысления парадигмы образования и ряд других. МГУТУ им. К.Г.Разумовского
3 3 Образование человека можно рассматривать, как оформление 1)индивидуального культурно- ценностного ядра, формирование базовых 2)интеллектуальных и 3)психологических функций (мышления, понимания, рефлексии, коммуникации, самоидентификации…) МГУТУ им. К.Г.Разумовского
4 4 Современные стратегии развития содержания образования определяются двумя уже очевидными процессами цивилизационных изменений: - глобализацией - переходом к постиндустриальному, информационному обществу. МГУТУ им. К.Г.Разумовского
5 5 Ведутся поиски способов преодоления разрыва между логикой освоения и логикой систем знаний в нескольких направлениях: - реорганизация знаний, построение их в виде компактных модулей; - смена содержания образования: от освоения системы знаний к освоению структуры деятельности; -переход к иной модели пространства образования: «субъект образования – образовательные ресурсы» (ресурсы разных типов, включая знаниевые); - ситуативно устроенное образование – изучение кейсов, тренинги, обучающие игры. МГУТУ им. К.Г.Разумовского
6 6 Большую роль в ПК учителей почти всех европейских стран играют соответствующие центры и профессиональные объединения педагогов (союзы, общества, ассоциации и т. д.). Велико и участие в этом процессе различных центров педагогической поддержки, корпораций, фирм, международных организаций, частных учреждений. МГУТУ им. К.Г.Разумовского
7 7 Учреждения повышения квалификации учителей в Европе Центры ПК: Австрия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Голландия, Греция, Испания, Польша, Румыния, Словакия, Финляндия, Чехия Вузы: Великобритания, Венгрия, Голландия, Греция, Дания, Испания, Италия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словения, Словакия, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция Объединения учителей: Австрия, Великобритания, Венгрия, Германия, Голландия, Греция, Испания, Италия, Польша, Португалия, Румыния, Словения, Финляндия, Чехия, Швеция Школы: Австрия, Великобритания, Венгрия, Германия, Голландия, Греция, Португалия, Словения, Финляндия, Чехия, Швеция Учреждения образования взрослых: Австрия, Великобритания, Венгрия, Германия, Голландия, Финляндия, Чехия МГУТУ им. К.Г.Разумовского
8 8 Имеется ряд отличий: Выбор времени для курсовой подготовки педагогов: в рабочее время с подменой учителя (Германия, Голландия, Дания и др.), в рабочее время без замены (часть Бельгии, Великобрита-ния, Мальта, Финляндия и Швеция), в нерабочее время – на каникулах, в целевом отпуске (Ислан-дия, Испания, Люксембург и др.). МГУТУ им. К.Г.Разумовского
9 9 Обязательный минимум объема курсовой подготовки. Например, в Австрии учителя должны посвящать продолженному образованию не менее 15 часов в году, а в Голландии – 166 часов. Объективное наличие времени у учителей для ПК. Есть страны (Финляндия, Швеция, Германия, Китай и др.), где учителя располагают достаточно большим количеством времени для своего профессионального развития. А, скажем, в США и Японии учителя имеют большую учеб-ную нагрузку или другие обязанности, поэтому им сложнее найти время на свое дальнейшее обучение. МГУТУ им. К.Г.Разумовского
10 10 Периодичность подготовки. Как известно, российские учителя должны повышать квалификацию не реже, чем раз в 5 лет. При этом сингапурские власти обязали учителей проходить 100-часовые курсы ПК ежегодно. Каждый год организовать ПК учителей должны и работодатели Финляндии. МГУТУ им. К.Г.Разумовского
11 11 Различаются и уровни ПК педагогов. Например, в Японии выпускники педагогических вузов и факультетов, поступая в школу, начинают работу со стажировки, то есть ПК стартует еще до приобретения стажа педагогической деятельности: в префектурных учебных центрах они в течение года прослушивают лекции, посещают семинары и другие занятия. А в Лихтенштейне учителям, не достигшим пенсионного возраста, проработавшим в государственных образовательных учреждениях не менее 10 лет (5 из которых – непрерывно), предлагается интенсивная переподготовка с целью профессионального раз- вития, прежде всего, в области дидактики и методики их предмета. Обучение длится 5–20 недель, в зависимости от нагрузки за последние 5 лет. МГУТУ им. К.Г.Разумовского
12 12 Статус профессионального развития учите-лей. Во многих странах ПК закреплено в законодательстве как их обязанность. Так, кубинская система, имеющая централизованный характер, предполагает обязательное профессиональное развитие педагога. Обязательно оно в Нидерлан-дах, Японии, Лихтенштейне, США, Бельгии, Германии, Канаде и др. Однако в большинстве развивающихся государств и в ряде развитых (Дания, Франция, Италия, Дания, Франция, Ита-лия, Норвегия, Люксембург) она осуществляется добровольно, по желанию работника. Количество учителей, участвующих в программах повышения квалификации, по разным странам очень различно. В Европе наибольший процент таких педагогов в Словении (более 76 %), наименьший, по имеющимся данным, – в Польше. В Азии особо выделяется Корея (почти 92 % учителей в год). МГУТУ им. К.Г.Разумовского
13 13 Управление ПК: централизованное и децентрализованное. К примеру, профессиональное развитие педагогов в Швеции ведется без вмешательства центра: в этой сфере государство не имеет ни единых задач, ни системы государственного контроля (оно осуществляется на ры-ночной основе, в соответствии со спросом на эту услугу). В Финляндии ответственность за профессиональный рост педагогических кадров несут работодатели, будь то директоры школ или муниципальные комитеты. В Японии, напротив, ПК находится под контролем со стороны государства. МГУТУ им. К.Г.Разумовского
14 14 В качестве бинарных оппозиций выступает культура сберегающая и практическая функции образования Традиционная парадигма - на идее "сберегающей", консервативной (в положительном смысле) роли образовательного учреждения, передача культурного наследия человеческой цивилизации – знания, умения, навыки, идеалы и ценности, способствующие творческому личностному развитию, а также сохранению социальной стабильности общества. Содержание образования при этом строится на базовых, проверенных временем знаниях, умениях, навыках Рационалистическая парадигма базируется не на содержании образования, а на эффективных способах усвоения обучающимися различных видов знаний. Концепция социальной инженерии Б. Скиннера - цель образования состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся адаптивный "поведенческий репертуар", соответствующий социальным нормам, требованиям и ожиданиям западной культуры
15 15 Важным признаком ПК в экономически развитых государствах на современном этапе стало то обстоятельство, что в условиях рыночной экономики педагог делит с государством ответственность за уровень своего профессионализма, проявляя и личную инициативу, и готовность оплачивать профессиональное развитие самостоятельно МГУТУ им. К.Г.Разумовского
16 16 Проблемы, характерные для СПК учителей в мире: 1) зависимость педагогов от профессионализма методистов и других специалистов этой области; 2) проблема сознательности и мотивации учителей на ПК; 3) низкая дифференциация продолженного обучения; 4) неравенство доступа учителей к программам ПК (по странам, в сельской и городской местности, в плане особенностей оплаты таких предложений и т. д.). МГУТУ им. К.Г.Разумовского
17 17 Особенности, представляющие интерес для российского образования: усиленная работа по профессиональному развитию всех учителей на базе школы, в соответствии с их интересами и программой развития самого учебного учреждения; активное взаимодействие школ с вузами и другими учреждениями повышения квалификации, поддержка учителей специалистами вузов, органами власти, представителями общественности; разнообразие форм ПК; организационная поддержка учителей в ПК; применение дистанционного обучения как альтернативной, но очень распространенной формы подготовки и переподготовки педагогов. МГУТУ им. К.Г.Разумовского
18 18 Государственная составляющая образования должна гарантировать обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного качественного образования. В общественной составляющей можно выделить внутренние компоненты: внутреннее профессиональное сообщество, ученическое самоуправление и так далее - и внешние: представители родителей, бизнеса, общественных организаций, ассоциации выпускников, национально-культурных сообществ, фонды развития и так далее. МГУТУ им. К.Г.Разумовского
19 19 Общественность - это организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в области образования и не подчинённые органам управления образованием. Это могут быть структуры: - непосредственно не связанные с системой образования (объединения работодателей, творческие союзы, научные учреждения); - объединяющие работников образования (например, ассоциация педагогов-исследователей, ассоциация руководителей школ); - объединяющие участников образовательного процесса (родителей, учащихся); - обеспечивающие систему образования определёнными ресурсами (за счёт внебюджетных источников - проектные группы, исследовательские лаборатории, временные научно- исследовательские коллективы и так далее). МГУТУ им. К.Г.Разумовского
20 20 К общественности можно отнести и группу экспертов по вопросам управления образовательными системами, независимых от органов управления образованием. «Пропорции» участия различных составляющих в образовании и управлении образованием не могут быть заданы раз и навсегда, баланс между ними будет носить подвижный характер. Деятельность органов управления образованием в условиях постепенного выращивания общественной составляющей образования и управления им может строиться как совместно разделенная деятельность. При этом развитие государственно-общественного управления в образовании связано с рядом ограничений и рисков, многие из которых обусловлены сложившимися стереотипами сознания представителей образования и социума. МГУТУ им. К.Г.Разумовского
21 21 Государственно-общественное управление образованием развивается на основе принципов, предполагающих: - открытость и демократичность, - взаимодействие и согласованность, - участие и соуправление. Приоритетными направлениями в соответствии с этим выступают: - создание условий для взаимовыгодного сотрудничества различных моделей государственно-общественного управления на уровнях: муниципалитета, органов местного самоуправления, некоммерческих неполитических организаций, профессиональных сообществ и так далее, отвечающих требованиям Закона РФ «Об образовании», «Концепции и стратегии модернизации российского образования на период до 2010 года», «Федеральной целевой программе развития образования на годы»; - обучение и консультационная поддержка управленческих кадров государственно-общественного управления образованием. МГУТУ им. К.Г.Разумовского
22 22 Можно выделить следующие основные признаки государственно-общественного управления: - совместная управленческая деятельность государственных и негосударственных структур по руководству образовательными проектами; - процедура принятия решения государственным (муниципальным) органом управления образованием, предусматривающая обязательное согласование проекта решения с представителями общественности; - делегирование части властных полномочий органов управления образованием структурам, представляющим интересы определённых групп общественности. МГУТУ им. К.Г.Разумовского
23 23 СПАСИБО за внимание! ШИШОВ Сергей Евгеньевич МГУТУ им. К.Г.Разумовского
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.