Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.fgosvpo.ru
1 Д-р пед. наук, профессор Донского государственного технического университета Н.Ф. Ефремова ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ ООП ВПО
2 ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ 2
3 связь между оценкой и обучением; акцент на компетенциях; необходимость разработки независимых процедур оценивания результатов обучения; наличие стандартов, педагогических измерителей, показателей, критериев, норм и шкал оценивания; организация сквозных процедур и стандартизированных методов оценки, позволяющих проводить сравнительный анализ качества обучения и обеспечивающих условия для накопления валидных результатов в портфолио студентов ВАЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ОЦЕНИВАНИЯ:
4 ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ОБУЧЕНИИ сочетание традиционных и инновационных методов оценки результатов обучения оценивание как предметных, так и надпредметных результатов (компетенций) независимость, системность, надежность и валидность рубежных и итоговых оценок создание реальных или квазиреальных условий деятельности студентов при оценивании компетенций обеспечение субъектам образования доступности результатов оценивания, их анализа и интерпретации использование результатов для совершенствования образовательной деятельности ВАЖНО ОБЕСПЕЧИТЬ:
5 КЛЮЧЕВЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОЦЕНИВАНИЯ 5 валидным (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям курса и оценивания) надежным (использовать единообразные стандарты или критерии) справедливым (разные студенты должны иметь равные возможности добиться успеха) развивающим (фиксировать что могут студенты, и как им улучшить свои результаты) своевременным (поддерживающим развивающую обратную связь) эффективным (выполнимым, не забирать все время студента и преподавателя) Оценивание должно быть:
6 6 ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕДУРАМ ОЦЕНИВАНИЯ Разработка и применение оценочных средств через эталонные квалиметрические процедуры, обеспечивающие сочетание количественных и качественных оценок, их достоверность и сопоставимость Стандартизация оценочных средств и процедур Обеспечение информационной защиты материалов, процедур и первичных результатов измерения
7 7 Стандарты оценочной процедуры: периодичность проведения оценки уровня сформированности компетенций от студента, приступающего к освоению ООП, до выпускника вуза на каждом этапе обучения и по мере завершения изучения модуля ООП; соблюдение последовательности проведения оценки: в модели компетенций следует предусмотреть, чтобы развитие компетенций шло по возрастанию их уровней, а оценочные средства на каждом этапе учитывали это возрастание; многоступенчатость: оценка, самооценка студента, обсуждение результатов и комплекс мер по устранению недостатков; единство используемой технологии (заполнение оценочных листов, собеседование, определение направлений развития) для всех студентов, выполнение условий сопоставимости результатов оценивания
8 8 описать результаты (дескрипторы) в простых и однозначных терминах, чтобы они были понятны студентам, преподавателям, коллегам, работодателям и внешним экспертам оценить реально ли достичь результаты образования имеющимися ресурсами и в пределах отведенного времени предоставить возможности оценивания компетенции при помощи КОЗ по дескрипторам При компетентностном обучении важными становятся: - компетенции как результат образования; - образовательные технологии как способ их формирования; - оценочные средства как инструмент доказательства достижения заявленных результатов образования. Для оценивания компетенций необходимо:
9 технологизации образовательного и оценочного процессов; разработки и использования программно- инструментальных средств для автоматизированной обработки материалов оценивания учебных достижений и компетенций студентов; обеспечения статистической обработки результатов и представления их в форматах, доступных студентам, преподавателям и администрации вузов Современное состояние информатизации общества требует:
10 Известные более 300 лет со времен Я.А. Коменского знания умения и навыки (ЗУН) являются актуальными и при компетентностном обучении Без ЗУН компетенции не формируются, а без компетенций знания не проявляются! ЗУН и КОМПЕТЕНЦИИ
11 11 ТЕХНИКИ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ оценка по уровню развития ключевых компетенций тесты «на применение» при определении предметных и межпредметных компетентностей рейтинговая модель, определяющая степень продвижения обучающегося по лестнице успеха в однотипной среде мониторинговая модель, предусматривающая создание «портфолио» достижений обсуждение и дискуссия написание текстов различного рода презентация – представительские данные, навыки публичных выступлений, умение «держаться» перед аудиторией
12 12 ТЕХНИКИ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ (продолжение) ситуационно-поведенческие тесты – краткие стандартизованные оценочные процедуры тесты эффективности обработки информации личностные опросники как наборы стандартизованных анкет с вопросами закрытого типа интервью как инструмент, позволяющий открыто обсуждать слабые и сильные стороны и объяснять свою точку зрения метод стратегического интервью
13 13 ТЕХНИКИ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ (продолжение) наблюдение – инструмент сбора информации для установления фактов анкетирование – инструмент для сбора информации, причем у респондентов есть время подыскать требуемые данные/факты контент-анализ документации (классных журналов, характеристик и др.) портфолио документов – набор документов, материалов, отражающих деятельность обучающегося
14 Надежность различных способов оценивания компетенций Методы оценки компетенций надежность 1 Интервью (стандартные)0,05–0,19 2 Рекомендации0,13–0,23 3 Неструктурированное интервью0,15 4 Биография (анализ резюме)0,38 5 Тесты личностные0,38 6 Тесты-опросники (профессиональные)0,39 7 Личностные опросники0,42 8 Интервью (поведенческие)0,48–0,61 9 Тесты способностей0,54 10 Ситуационные тесты0,54 11 Тесты учебных достижений0,55-0,60 12 Кейс-методики0,62 13 Структурированное интервью0,63 14 Ассессмент-центр, центры оценивания0,65–0,68
15 СХЕМА ВЗАМОДЕЙСТВИЯ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ
16 КОМПЕТЕНЦИИ и ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА Дескрипторна я модель компетенций Дескрипторы ОС и процедуры оценивания
17 СИСТЕМНОСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ – УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ введение инноваций в контрольно- оценочные процедуры; создание независимой оценочной системы вуза и фонда оценочных средств, разработка новых средств и методов контроля, создание и использование компетентностно- ориентированных заданий (КОЗ), обеспечение компетентности преподавательского состава вузов по использованию этих инноваций в учебном процессе Для этого необходимы:
18 18 Эксперты предметники должны иметь представление о: алгоритмах отбора и конструирования заданий для оценки достижений в предметной области; технике конструирования заданий; способах организации и проведения стандартизированных оценочных процедур; методиках шкалирования в образовании; методах обработки и интерпретации результатов оценивания; способах управления развитием компетенций
19 19 Для аттестации студентов должны быть созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций с высокой степенью объективности (надежности), обоснованности (валидности) и сопоставимости. В оценочные средства для аттестации должны быть включены задания разнообразных форм, в том числе, проблемные задания для проверки творческих составляющих подготовки обучающихся. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности. Разработка и утверждение фондов оценочных средств возлагается на вузы.
20 Портфолио Методические материалы и инструкции Оценочные средства и технологии Критерии оценки соответствия (несоответствия) ответа требованиям ФГОС и ООП ВПО Результаты освоения программ и достижений требований ФГОС ФОС – фонды оценочных средств
21 21 Фонды оценочных средств Под фондом оценочных средств (ФОС) понимается комплект методических, контрольных измерительных и оценочных материалов, предназначенных для выявления уровня сформированности компетенций на разных стадиях обучения студентов, в том числе и первокурсников, приступающих к освоению ООП. Требуется создание комплексных измерителей, имеющих высокую надежность и прогностическую валидность, сочетающих в себе не только количественные, но и качественные оценочные средства, разработанные на основе теории педагогических измерений с использованием инновационных педагогических технологий (кейс- стади, КОЗ, портфолио и др.).
22 обеспечение независимости оценивания и объективности его результатов распространение передового педагогического опыта, накопленного в профессиональном сообществе внедрение в практику образования новой культуры независимого оценивания достижений учащихся развертывание учебного процесса на основе современных оценочных средств ЦЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
23 разработка, хранение, учет (банк) контрольно-оценочных материалов; стандартизация оценочных средств и процедур; обеспечение системности оценивания; формирование и предоставление статистических отчетов; гибкое управление правами пользователей в системе; оперативное изменение пользовательских форматов результатов обучения ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФОС:
24 Структура фонда оценочных средств (ФОС) - модели компетенций и программы их оценивания в соответствии с уровнями обучения студентов;- совокупность контрольно-оценочных материалов (опросников, тестов, кейсов и др.); - инструкции и методические материалы, определяющие процедуры оценивания компетенций; - требования к квалификации разработчиков оценочных средств и организаторов проведения оценивания; - технологии и методы обработки результатов оценивания компетенций; 24
25 Структура фонда оценочных средств (ФОС) - программно-инструментальные средства обработки результатов, проведения статистического анализа данных, графической визуализации, форматы представления результатов; - наборы показателей и критериев оценки уровней сформированности компетенций и шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля; - программы подготовки оценщиков и экспертов для проведения контрольно-оценочных процедур; - рекомендации по обновлению ФОС (периодичность, степень обновления, изменения процедур, методов, технологий, показателей, критериев и др.) 25
26 ПРИМЕР ПРЕЗЕНТАЦИИ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОМ ПЕРВОГО КУРСА
27 27 ВУЗОВСКАЯ СЛУЖБА ОЦЕНИВАНИЯ Многие проблемы формирования и функционирования фондов оценочных средств могут быть решены путем создания вузовских служб оценки учебных достижений студентов (знаний, умений, навыков и компетенций)
28 28 средства оценивания, техника и технологии (процедуры) оценивания, подготовленные кадры, программно-инструментальные средства обработки результатов; объекты оценивания и их предметные области (ООП, учебные программы, методические материалы, инструкции по использованию оценочных средств и др.); субъекты оценивания (студенты, преподаватели, эксперты и комиссии); базы результатов оценивания, нормы качества, системы требований; базы образовательной статистики и средства доступа к ней различным категориям пользователей Структурные компоненты служб:
29 29
30 30 При проектировании службы оценки компетенций вузам следует ориентироваться на компьютерные технологии, стандартизированные оценочные материалы и машиночитаемые бланки ответов
31 31 Это позволит: формировать электронные банки образовательной статистики, объединять и дробить информацию по различным выборкам обучающихся, сравнивать их между собой, определять статистические параметры контрольных измерительных материалов и критерии достижения требуемого уровня развития компетенций; комплектовать индивидуальный портфолио на каждого студента по результатам систематического оценивания в течение всего периода обучения в вузе в целом освободить преподавателей от рутинной работы, направив их усилия на разработку оценочных средств и методик организации самостоятельной работы
32 Создание службы и разработка ФОС потребует: от администрации вузов организационно- управленческих действий; от преподавателей соблюдения методик контроля, опоры на теорию педагогических измерений при выборе вида и содержания контролирующих заданий, умений структурирования содержания учебного материала на основе компетентностного и деятельностного подходов; от разработчиков контрольно-оценочных материалов и процедур понимания основ конструирования и стандартизации средств оценивания; в целом от коллектива вуза иного отношения к независимому оцениванию достижений студентов 32
33 Оперативные задачи: Обеспечить: методические материалы по разработке оценочных материалов, требования к разработке шкал и критериев оценивания, инструкции по оценке и интерпретации данных проведение серии обучающих семинаров по основам современной оценочной деятельности тренинги для преподавателей разработчиков современных контрольно-оценочных материалов с целью отработки умений по созданию современных педагогических измерителей системную переподготовку преподавателей как новым технологиям обучения, так и готовности к независимому оцениванию его результатов системную переподготовку преподавателей как новым технологиям обучения, так и готовности к независимому оцениванию его результатов 33
34 Пути решения проблем Подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров: разработчиков заданий экспертов по их сертификации и стандартизации Разработка информационно- технологического и программного обеспечения с учетом требований теории педагогических измерений Издание научно-методической литературы Создание фондов оценочных средств Обеспечение независимости для получения объективного оценивания 34
35 Должны быть центры или уполномоченные организации по разработке, апробации и созданию оценочных материалов Должны быть центры или уполномоченные организации по разработке, апробации и созданию оценочных материалов Статистическая обработка должна давать как информацию о качестве обучения, так и обеспечивать калибровку тестовых заданий для формирования банка тестовых заданий, оценки качества использованных педагогических измерителей и получения устойчивых параметров заданий Статистическая обработка должна давать как информацию о качестве обучения, так и обеспечивать калибровку тестовых заданий для формирования банка тестовых заданий, оценки качества использованных педагогических измерителей и получения устойчивых параметров заданий Непрерывное обновление БТЗ Непрерывное обновление БТЗ 35 Пути решения проблем
36 СОЧЕТАНИЕ ВНЕШНЕГО И ВНУТРИВУЗОВСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ЦЕНТР СЕРТИФИКАЦИИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОС ВУЗА ВУЗ (ФОС) ЦЕНТР РАЗРАБОТКИ КИМ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОЦЕНИВАНИЯ ЗУН и компетенций ЦЕНТР ОБУЧЕНИЯ
37 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ Быстрый рост мировой базы видов и уровней компетенций обеспечит создание более точных моделей компетенций обучающихся. Более точное масштабирование уровней компетенций должно способствовать качественному исполнению контрольно-оценочных средств и технологий. Признание важности компетенций и развитие оценочных процессов позволят выделить наименьшие единицы компетенций в виде основных «элементов», из которых можно будет моделировать структуру компетенций личности. На основе анализа поведенческих индикаторов системного и последовательного оценивания уровня сформированности компетенций может получить развитие система поддержки самоконтроля, самоидентификации и самоподготовки обучающихся. 37
38 Зарубежный опыт конструкторы тестов разработчики заданий внешние эксперты содержательной части (представители профессионального сообщества) тестологи, педагоги, психологи, методисты, проводящие: наполнение банка заданий обработка, шкалирование и интерпретация результатов мониторинг индивидуальных достижений на протяжении всего периода обучения 38
39 Конструктор задач на развитие и оценку компетентности ОзнакомлениеПониманиеПрименениеАнализСинтезОценка 1.Назовите основные части… 8.Объясните причины того, что… 15. Изобразите информацию графически 22.Раскройте особенности… 29. Предложите новый (иной вариант…) 36. Ранжируйте… и обоснуйте… 2. Сгруппируйте вместе все… 9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… 16.Предложите способ, позволяющий… 23.Проанализир уйте структуру… с точки зрения… 30. Разработайте план, позволя- ющий (препятст- вующий)… 37. Определите, какое из решений является опти- мальным для… 3.Составьте список понятий, касающихся… 10.Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между… 17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… 24.Составьте перечень основных свойств характе- ризующих с точки зрения… 31.Найдитенеобы чный способ, позволяющий… 38.Оцените значимость… для... 4.Расположите в определён- ном порядке… 11.Постройте прогноз развития… 18.Сравните… и…, а затем обоснуйте… 25.Постройте классификацию на основании… 32. Придумайте игру, которая… 39.Определите возможные кри- терии оценки… 5.Изложите в форме текста… 12. Прокомментируйт е положение о том, что… 19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий 26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)то, что… 33. Предложите новую(свою) классификацию… 40. Выскажите критические суждения о… 6.Вспомните и напишите… 13.Изложите иначе (переформулируй те) идею о том, что… 20.Проведите презентацию… 27.Сравните точки зрения… и … на… 34.Напишите возможный сценарий развития… 41.Оцените возможности…дл я… 7.Прочитайте самостоятельн о… 14.Приведите пример того, что (как, где)… 21.Рассчитайте на основании данных о… 28.Выявите принципы, лежащие в основе… 35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)… 42. Проведите экспертизу состояния… Схема оценивания эссе
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.