Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемМарина Краевская
1 Обработка социологической информации
3 Закрытые вопросы кодируются, как правило, двумя способами: в линейной и табличной формах. В первом случае вариантам ответа присваивается порядковый числовой код в виде натурального числа. Например: 1. «Примете ли вы участие в выборах?» -Да -Нет Еще не решил(а)
4 Табличные варианты обычно аккумулируют несколько линейных вопросов, они всегда кодируются в соответствии с расположением (вдоль) шкалы измерения.
5 В перечневых таблицах шкала измерения, как правило, располагается горизонтально и коды выстраиваются соответственно в горизонтальный ряд натуральных чисел. Например: Общественное движение Установки Готов(а) участ вовать Еще не ре- шил(а) Не собираюсь участвовать 1. Экологическое Благотворительное Религиозное 123
6 В функциональных таблицах, измеряющих разные типы поведения респондента, коды, как правило, располагаются вертикально. Например: «С какими общественными движениями вы знакомы, какие из них имеются в вузе, и в работе каких вы принимаете участие?» Общественное движение Характер отношения 1. Знаком(а) С движением 2. Имеется в вузе 3. Принимаю учас- тие в его работе Экологическое 111 Благотворительное 222 Религиозное 333
7 Аналогичным образом ставятся коды, если в вопросе табличной формы шкала измерения расположена вертикально. Например: «Как вы оцениваете социально-психологический климат в вузе в целом, на факультете, в своей учебной группе?» Социально- психологический климат 1. В вузе в целом 2. На факультете 3. В своей учебной группе Очень Благоприятный 111 В целом спокойный 222 Неопределенный 333 Напряженный 444 Состояние, близкое к протесту 555
8 Приведенные правила кодирования необходимо соблюдать на стадии составления макета анкеты. На этой же стадии пре дусматривается размерность кодов числовых величин или балльной оценки, которые при компьютерной обработке используются в качестве условной интервальной шкалы. Пример числовой закрытой шкалы: «Каков процент вероятности того, что летом вы поедете отдыхать за границу?» (Обведите соответствующий процент на шкале.)
9 Пример балльной шкалы: «В какой степени вы удовлетворены работой телеканалов?» (Оцените по пятибалльной шкале: 1 самая низкая оценка, 5 самая высокая.) Телеканал Балльная оценка Первый Второй Третий 12345
10 Полнота заполнения опросника Опросники, по которым респондент не ответил более чем на 20 % вопросов либо на 23 вопроса в социально-демографи ческом блоке, исключаются из основного массива как некачественные, способные внести искажение в социологическую информацию.
11 Точность заполнения опросника Если в исследовании инвестиционного поведения респондент в начале анкеты указал, что акции и ценные бумаги его вообще не интересуют, а в конце анкеты на вопрос о среднем числе акций, которыми он обладает, назовет двадцать, противоречие налицо. Такого рода противоречие относительно просто снять, скорректировав в первом вопросе ответ «не интересуюсь» на «интересуюсь иногда».
12 Точность заполнения опросника В более сложных ситуациях подобные вопросы из компьютерной обработки исключаются. Если из анкеты исключено более 20 % вопросов, она подлежит выбраковке. Нередко респондент, несмотря на имеющееся указание -выбрать один, два или три варианта ответа, обводит (подчеркивает) на несколько кодов больше, что затрудняет коррекцию ответа. На практике иногда сохраняют первые отмеченные ко ды, однако это чревато существенными погрешностями. Такие вопросы целесообразно не вводить в компьютер
13 После ввода в компьютер текстовой информации ответы перечневого характера автоматически группи руются и обрабатываются. Чтобы автоматическое группирование текстовой информации происходило без сбоя, все имеющиеся в перечне наименования необходимо унифицировать: писать единообразно (или полностью, или одинаково сокращая одни и те же наименования); единым шрифтом; не разнообразя пунктуацию и не вводя дополнительные интервалы между словами. Если не соблюдать эти правила, компьютер будет сбиваться и создавать из одних и тех же по смыслу, но морфологически и синтаксически разнопланово оформленных понятий дополнительные группы, которые придётся вновь перекодировать и сводить в единую.
14 После подсчета частоты (повторяемости) идентичных по смыслу суждений близкие по содержанию объединяются в одну группу. В результате этого многозначность суждений сводится к 5-10 укрупненным смысловым индикаторам, достаточным для поиска решения задач исследования. Далее каждой из полученных групп присваивается числовой код, который и вводится в компьютер
15 Для выполнения полного цикла компьютерных работ социологу целесообразно знать по крайней мере три программы для персональных компьютеров: SPSS Excel Word
16 При вводе первичной социологической информации в компьютер возможны случайные ошибки: в результате нажатия не той клавиши ввода, пропуска какого-либо кода, особенно в вопросах табличной формы. Поэтому после ввода информации целесообразно проконтролировать ее на экране компьютера.
17 Чтобы идентификация анкет с введенными данными была возможной, анкеты, перед вводом информации в компьютер, нумеруют порядковыми числами, ввод которых предусматривается в начале табулированного макета анкеты или иного инструментария
18 Число не ответивших на тот или иной вопрос следует обязательно ввести в компьютер в виде отдельного кода (в качестве такового можно выбрать код «0»).
19 Для ускорения ввода первичной информации в компьютер массивы анкет можно разбить на под массивы в соответствии с числом операторов и вводить одновременно на нескольких компьютерах. По окончании ввода информации файлы с данными в различных компьютерах объединяются в один, после чего необходимо подсчитать линейное распределение данных с тем, чтобы па каждому вопросу проверить наличие ошибочных кодов, случайно введенных операторами при вводе первичной информации в компьютер. Массив информации с исправлен ными ошибочными кодами может быть подвергнут полной компьютерной обработке
20 Обобщение и отображение результатов исследования
22 Зачисление в группы наиболее простая форма обобщения первичной социологической информации: с ее помощью респондент зачисляется в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком (признаками). Подытоживая число ответов на вопросы анкеты, исследователь осуществляет не что иное, как простое группирование респондентов с учетом их социально-де мографических признаков, мнений, установок, информированности, индивидуальных оценок и т.д. Выделенные таким образом однородные по составу (по признаку группировки) группы значительно легче сопоставлять, сравнивать, анализировать.
23 В зависимости от шкалы измерения, в соответствии с которой получены ответы на вопрос, зачисление в группы социологической информации может представлять собой: - зачисление респондентов в номинальные группы (по полу, национальности, конфессиональной принадлежности, политическим интересам и т.д.); - упорядочение информации в ранжированном ряду, например по характеру труда, по степени включенности в общественные движения, и т.д.; - объединение по количественному признаку, когда группы респондентов характеризуются числовой величиной и потому количественно сравнимы между собой, например по возрастным интервалам, по уровню дохода, объёму финансовых инвестиций и др.
24 Количественные признаки принято делить на непрерывные (возраст, зарплата и др.) и дискретные (число детей в семье, частота посещения кинотеатра и т.д.).
25 Непрерывные признаки при любом числовом выражении имеют конкретный физический смысл. Для групп, образованных по дискретному количественному признаку, применение математических операций, соответствующих интервальной шкале, условно и допустимо лишь в рамках межгруппового сравнения. Это объясняется тем, что такие расчеты имеют сугубо познавательное значение и не несет одновременно конкретного физического смысла.
26 Комбинационное зачисление осуществляется, респондентов распределяют в группы по двум или более признакам. В зависимости от решаемых задач она может быть структурной, типологической и аналитической.
27 При структурном зачислении в группы респондентов классифицируют по некоторому свойственному всей совокупности объективному признаку. Например, когда требуется узнать возрастной или квалификационный состав респондентов, применяется структурная группировка по возрастным интервалам или квалификационным разрядам.
28 Типологическое зачисление в группы осуществляется, если ставится задача выделить из состава опрошенных группы, скажем, по признаку «удовлетворенность содержанием труда». Типы, как правило, выделяются на основании субъективного признака, измеренного по оценочной шкале, либо на базе нескольких признаков (многомерная группировка). В связи с этим типообразующие признаки обычно конструируются самим исследователем (активный неактивный, обладающие различным уровнем художественной культуры и др.).
29 Аналитическим называется зачисление в группы, произведенное по двум признакам и более и служащее выявлению их взаимосвязи. Если, скажем, проверяется, есть ли связь между удовлетворенностью содержанием труда и ростом его произво дительности, по этим двум признакам необходимо осуществить зачисление в группы.
30 Формы представления данных Табличная Графическая
31 Перечневая таблица наиболее простая, составляется на основании ряда распределения по одному признаку
32 Комбинационными называются таблицы, отображающие ряды распределений по двум и более признакам
33 Полигон используется преимущественно для графического отображения непрерывных рядов распределения
34 гистограмма используется преимущественно для графического отображения дискретных рядов распределения
36 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.