Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВарвара Брылева
1 Технология понимания, или Что значит учиться ? Кафтайлова Г. А., учитель начальных классов МБОУ НШ « Прогимназия »
2 Желание учиться – врождённое чувство, присущее каждому человеку, за редким исключением.
3 Очень немногие, по словам Н. И. Пирогова, « получили жалкую привилегию на идиотизм », не наделены желанием учиться.
4 Никого не удивляет желание всё знать. К сожалению, никого не удивляет и тот факт, что в школьном возрасте у ребёнка от этого интереса часто не остаётся и следа.
5 Подчас мы наблюдаем яркий протест против школы и учёбы в целом. Учителя и родители слышат одни и те же слова : « Я не хочу. Мне это не надо. Я не буду это учить.»
6 Желание учиться исчезло. Но тогда перед нами уже неполноценный человек, лишённый одного из важнейших свойств, заложенных Природой ( всё интересно знать ).
7 Может быть, это нормально, раз происходит с большинством ?
8 Может быть это естественный природный процесс : возник интерес – угас интерес ?
9 Люди болеют, теряют здоровье. Что же говорить об интересе к учёбе ?
10 Однако если человек заболевает, он всеми силами противится этому, пытается выйти из этого состояния.
11 Нежелание учиться – тоже болезнь. Если ничего не предпринять для её лечения, она перейдёт в хроническую.
12 Давайте посмотрим, что же происходит с ребёнком ? Почему он теряет интерес к учёбе ? Можно ли это предотвратить ?
13 Вернёмся к самому началу : что же такое учиться ?
14 Словарь С. И. Ожегова даёт следующее толкование этого слова : « учиться – усваивать какие - нибудь знания, навыки »
15 Что же означает теперь слово « усваивать »? « Усвоить – поняв, запомнить как следует »
16 Соединив два определения, получим : учиться – получать знания, навыки, понимая ; или : учиться – понимать то, о чём узнаешь.
17 Итак, учёба – это всегда понимание. Вся наша жизнь построена на понимании. Если мы перестаём что - то понимать, то пытаемся удалить это что - то из сферы своего внимания.
18 Точно так же и ребёнок, когда он перестаёт понимать, он больше не хочет этим заниматься. Следовательно, все учебные проблемы сводятся к отсутствию понимания.
19 В процессе обучения должен принимать участие не только учитель, но и сам ученик. Важно, чтобы ребёнок полностью осознавал, что если он не будет всё понимать, то ничему не научится.
20 Зададим школьнику вопрос : « Что такое учиться ?» Какой ответ мы получим в большинстве случаев ? « Учиться – значит ходить в школу ».
21 Если ребёнок действительно уверен в этом, он автоматически исключает себя из процесса обучения. Тогда получается, учитель сам по себе, а ученику нужно просто прийти в школу и этого достаточно.
22 Самую главную роль в обучении ребёнка играют родители. Именно они закладывают фундамент знаний. Родители – первые учителя. И, конечно же, должны чётко себе представлять, что требовать от ребёнка, как его обучать. Причём во главу всего процесса воспитания необходимо поставить понимание.
23 Итак, первый урок, который всем необходимо усвоить : учитель – родители – дети : учиться – значит понимать.
24 Основные принципы педагогики помогают добиться того, чтобы эффективно обучать, получая максимальный результат.
25 Однако не всегда возможно в условиях урока, в условиях класса с большой наполняемостью соблюдать их. Однако не всегда возможно в условиях урока, в условиях класса с большой наполняемостью соблюдать их.
26 Но они осуществимы, если выстроить их в технологию, т. е. систему приёмов и способов усвоения материала, основанных на главных педагогических принципах.
27 Первый вытекает из самой сути слова « учиться » т. е. понимать. Чтобы чему - то научиться, детям необходимо понимать то, что говорит учитель, и то, что они читают.
28 Речь письменная или устная состоит из слов. Поэтому дети должны понимать каждое слово, чётко знать, что оно означает. Итак, первый принцип - « понимание слов ».
29 Второй заключается в том, чтобы наглядно видеть то, что изучается, представлять себе образ каждого понятия, с которым встречаются в учёбе. Это принцип « создание образа »
30 В учёбе необходимо всё делать постепенно, шаг за шагом, от простого к сложному, это и есть третий принцип, названный « постепенность ». Представим несложную геометрическую фигуру – треугольник. Обозначим его буквами С, О и П, где
31 С О П С - слово О – образ П - постепенность С О П С - слово О – образ П - постепенность
32 Получился треугольник « понимания ». Это значит, что говорить о понимании можно только в том случае, когда присутствуют все три аспекта и они равны между собой.
33 Предположим, что ребёнок не понимает слово, следовательно, не может себе представить и его образ. А если будет продолжать заниматься дальше, не выяснив его значения, то нарушается постепенность в учёбе.
34 Рассмотрим другой аспект - образ. Ребёнок не представляет образа предмета, значит, не может до конца понять слово, которое этот предмет обозначает. Если оставить этот факт без внимания, то нарушается принцип постепенности.
35 Посмотрим теперь на угол П – постепенность. Нарушилась постепенность в обучении, значит ребёнок не разобрался с тем, что не понял, и пошёл дальше. А раз он что - то пропустил, значит у него были непонятые слова, значит он не смог представить предмета. Таким образом « работает » этот треугольник.
36 Итак, второй урок, который всем необходимо усвоить : учитель – родители – дети : понимание - это соединение трёх основных принципов обучения.
37 Ребёнок может легко освоить эти принципы. А освоив, сможет помогать учителю, так как чётко будет знать, что нельзя оставлять без внимания ни одного слова.
38 Самая большая проблема в учёбе – это непонимание слов. Именно непонятые слова, накапливаясь, приводят к тому, что ребёнок теряет способность вообще что - либо усваивать и, как следствие, теряет интерес к учёбе.
39 Первое непонимание может происходить в раннем детстве, дошкольном возрасте. Ребёнок задаёт очень много вопросов родителям. Но всегда ли родители отвечают на них ? А если отвечают, то всегда ли правильно ?
40 Многие родители рассказывают одну и ту же историю : « Я помню, он в детстве задавал много вопросов. Всем интересовался, а потом перестал. Может, я что - нибудь не так сделала. Часто говорила : « Отстань, я устала ». Может, иногда не умела правильно объяснить. Вот он и перестал спрашивать. Потом в школе начал учиться. Приходил домой – никогда ничего не спрашивал ».
41 Родители ответственны за то, чтобы ребёнок понимал их. Поэтому необходимо приучать его к тому, чтобы не оставлять без внимания ни одного слова, которое ему непонятно. Если этого не делать, то ребёнок не будет понимать и учителя.
42 А в школе, на уроке, если ребёнок не понимает, что говорит учитель, он не может спокойно высидеть положенное время и пытается занять себя чем - то ещё.
43 Если ребёнок не понимает хотя бы одного слова, работа его мозга сразу же останавливается, он переключается на что - то другое и фактически исключает себя из процесса восприятия материала на данном уроке.
44 А это значит, что следующий урок для него уже будет непосилен, так как нарушен принцип постепенности в обучении.
45 Иногда дети просто привыкают к словам, которые постоянно слышат в школе, употребляя их автоматически. Но это не значит, что они их обязательно полностью понимают.
46 Именно в начальной школе создаётся мощный пласт непонятых слов, которые становятся барьером к дальнейшей учёбе. Половина детей не понимает практически каждое второе слово. Остальные – каждое третье или четвёртое.
47 Благодаря своей незагруженной памяти, они просто многое запоминают, заполняя голову ничего не значащими для них фразами.
48 Большинство детей заканчивают начальную школу более или менее благополучно. Результаты неполноценной учёбы дают о себе знать в основной школе. Уже в пятом классе 50% детей, успевавших в начальной школе, превращаются в посредственных троечников.
49 Усвоение материала учащимися – самая острая проблема. Сложно добиться того, чтобы все учились с одинаковым пониманием. Задача состоит в том, чтобы каждый ученик понял основы, без которых нельзя освоить предмет в целом.
50 Важно, чтобы он максимально смог реализовать индивидуальные возможности, а для этого он должен уметь самостоятельно помогать себе.
51 К. Д. Ушинский писал : « Научить учиться – вот решение всех учебных проблем », «… ученик должен учиться самостоятельно, а учитель должен руководить этим самостоятельным трудом ».
52 Иногда складывается ошибочное мнение, что технология обучения нужна только тем, кто плохо успевает в школе. Знание технологии важно и для тех, кто пока не испытывает трудностей, усваивает материал и считается способным учеником, хотя зачастую хорошее усвоение материала - не показатель понимания, а результат хорошей памяти.
53 « Умение учиться – знание на всю жизнь »
54 Литература: Приложение к газете «Первое сентября» Начальная школа, 6 /97/ февраль «Технология понимания, или Что значит учиться», авторы Ю. Саванов, Т. Волкова
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.