Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемКристина Киреева
1 Содержание и особенности обучения физике в СУНЦ МГУ Лобышев Валентин Иванович Зав. кафедрой физики СУНЦ МГУ Якутск, 2014
2 Основные составляющие успеха в обучении одаренных детей Качественный отбор Преподавательские кадры Создание творческой атмосферы и желания трудиться (роль преподавателей и воспитателей) Участие школьников во внеклассной самостоятельной творческой деятельности Широта образования, межпредметные связи Обучение риторике
3 Отбор учащихся проводится путем проведения экзаменов по математике и физике с последующим обучением на летней школе и окончательным отбором Физико-математический поток - 4 десятых, 6 одиннадцатых классов Химико-биологический поток – по 2 класса Основной преподавательский состав кафедры в количестве 17 человек, представляют выпускники физического факультета МГУ. На курс физики отводится 8 часов в неделю. 2 часа – лекции 4 часа семинарские занятия (2 раза по 2 часа) 2 часа – практикум.
4 Программа едина для всего физико-математического потока, соответствует программе приемных экзаменов в МГУ и несколько ее превышает Программа химико-биологического отделения отличается, в основном, уровнем сложности решаемых задач Лекторы (один лектор на два класса) излагают программу в авторском исполнении и могут расширять ее
5 Задачи физического практикума Учащиеся физико-математического потока выполняют физический практикум, дающий навыки экспериментальной работы и ее анализа, и обеспечивающий глубокое освоение основного теоретического материала, относящегося к вышеизложенной программе курса физики. Учащиеся одногодичного потока выполняют вдвое меньшее число задач из каждого раздела практикума. Исключенные задачи отмечены курсивом. Учащиеся химико-биологического отделения физический практикум не выполняют. Ниже приведен список действующих задач физического практикума, которые модернизируются с учетом развития экспериментальной техники.
6 Механика Определение плотности тел правильной формы. Определение плотности жидкости и твердых тел гидростатическим взвешиванием. Определение коэффициента трения скольжения. Определение модуля Юнга металлов. Определение скорости пули с помощью баллистического маятника. Экспериментальное определение ускорения свободного падения.
7 Термодинамика Определение коэффициента линейного расширения твердых тел. Изучение зависимости коэффициента поверхностного натяжения воды от температуры по методу максимального давления в воздушном пузырьке. Определение удельной теплоты парообразования воды при температуре 100°С. Определение удельной теплоемкости металлов. Определение отношения удельных теплоемкостей воздуха Сp/Сv. Определение плотности воздуха и универсальной газовой постоянной.
8 Электричество и магнетизм Изучение приборов магнитоэлектрической системы. Измерение э.д.с и внутреннего сопротивления источника тока. Измерение сопротивлений при помощи моста Уитстона. Изучение работы электронного осциллографа. Изучение полупроводникового диода. Изучение работы биполярного транзистора. Изучение работы транзисторного усилителя. Исследование зависимости сопротивления полупроводников и металлов от температуры. Измерение емкости конденсатора баллистическим гальванометром. Изучение индуктивности катушки и наблюдение кривых гистерезиса ферромагнетика. Определение скорости звука в воздухе. Генератор релаксационных колебаний. Исследование электростатических полей методом электролитической ванны.
9 Оптика Определение фокусного расстояния сферических линз и зеркал. Определение показателя преломления стеклянной пластины с помощью микроскопа. Градуировка спектроскопа и определение длин волн для спектров газов. Изучение законов освещенности с помощью полупроводникового фотоэлемента. Определение длины волны света с помощью дифракционной решетки. Опыт Юнга. Изучение волновых свойств света.
10 Внеклассная работа Олимпиады Конференции (пропагандируем с 1990 г) «Ученые будущего» в рамках Фестиваля науки – Москва, октябрь «ЮНИОР» – Москва, конец января Балтийский научно-инженерный конкурс – Санкт- Петербург, начало февраля Научно-практическая конференция школьников «Потенциал» – Москва, начало февраля Харитоновские чтения – Саров, конец февраля Конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского – Москва, апрель Колмогоровские чтения – Москва, май International Conference of Young Scientists – april Intel ISEF, USA - may
11 Всероссийский турнир юных физиков ПОЛОЖЕНИЕ Олимпиада школьников «Всероссийский Турнир юных физиков» проводится Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова в соответствии с приказом 285 Министерства образования и науки РФ «Порядок проведения олимпиад школьников» от 22 октября 2007 года, а также приказами 255 от 04 сентября 2008 г., 92 от 20 марта 2009 г., 371 от 06 октября 2009 г. и 1006 от 11 октября 2010 г. Олимпиада школьников «Всероссийский турнир юных физиков» по предмету - физика является этапом Международного Турнира юных физиков
12 Правила физического боя В каждом физбое участвуют три или четыре команды, определяемые жеребьевкой (в зависимости от числа присутствующих команд). Перед началом физ боя проводится представление жюри и команд, и (если необходимо) жеребьевка, определяющая порядок выступления команд в первом действии. Физбой проводится в три или четыре действия. В первом действии команда выступает в одном из качеств – докладчика (Д), оппонента (О), рецензента (Р) или наблюдателя (Н). В следующих действиях физ боя команды меняются ролями циклической перестановкой, при этом бывший докладчик становится рецензентом (или наблюдателем), оппонент - докладчиком, рецензент – оппонентом, а наблюдатель - рецензентом. В течение физ боя члены команды общаются только друг с другом.
13 Порядок выступлений Оппонент вызывает докладчика на задачу 1 мин Докладчик принимает или отклоняет вызов 1 мин Повторные вызовы (при необходимости)1 мин Подготовка к докладу 5 мин Доклад не более 1 2 мин (для демонстрации эксперимента дается дополнительное время) Вопросы оппонента к докладчику и ответы докладчика 2 мин Подготовка к оппонированию 3 мин Оппонирование 5 мин (оппонент вправе использовать время предыдущих трех пунктов по своему усмотрению, но не превышать 10 мин.) Полемика докладчик – оппонент 5 мин Вопросы рецензента к докладчику и оппоненту и их ответы 2 мин Подготовка к рецензированию 2 мин Рецензирование 3 мин (рецензент вправе использовать время предыдущих трех пунктов по своему усмотрению, но не превышать 7 мин.) Общая дискуссия команд до 5 мин Заключительное слово докладчика 2 мин Уточняющие вопросы жюри до 5 мин Выставление оценок 2 мин
14 Информация и контакты СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
15 Основная литература Физика: Механика. 10 кл.: Учебник для углубленного изучения физики /Под ред. Г.Я.Мякишева. - М.: Дрофа, Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Молекулярная физика. Термодинамика. 10 кл.: Учебник для углубленного изучения физики. - М.: Дрофа, Мякишев Г.Я., Синяков А.З., Слободсков Б.А. Физика: Электродинамика кл.: Учебник для углубленного изучения физики. - М.: Дрофа, Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Колебания и волны. 11 кл.: Учебник для углубленного изучения физики. - М.: Дрофа, Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Оптика. Квантовая физика. 11 кл.: Учебник для углубленного изучения физики. - М.: Дрофа, Павленко Ю.Г. Избранные задачи по физике. Т.1 и Т.2.- М.: Экзамен, Корнеева Т.П. Сборник задач по физике Части I-VII.- М: СУНЦ МГУ, Крюков С.П. Курс лекций по общей физике. Части I-IV.- М: СУНЦ МГУ, , (для одногодичного потока) Бендриков Г.А., Буховцев Б.Б., Керженцев В.Г., Мякишев Г.Я. Физика. Для поступающих в вузы: Учебн. пособие. Для подготовки. отделений вузов. - М.: Физматлит, 2000 и предшествующие издания. Дробович К.Н, Макаров В.А., Чесноков С.С. Физика. Практический курс для поступающих в университеты. – М: Физматгиз, Задачи вступительных экзаменов и олимпиад по физике в МГУ М.: Физический факультет МГУ, 1992 и последующие издания.
16 Дополнительная литература. Элементарный учебник физики /под ред. Г.С.Ландсберга. В 3-х кн. - М.: Физматлит, 2000 и предшествующие издания. Физика. Учебники для 10 и 11 классов школ и классов с углубленным изучением физики /под ред. А.А.Пинского. - М.: Просвещение, 2000 и предшествующие издания. Бутиков Е.И., Кондратьев А.С. Физика. В 3-х кн. М.: Физматлит, Павленко Ю.Г. Физика Учебное пособие для школьников, абитуриентов и студентов. Издание третье. – М.: Физматлит, Сборник задач по физике /под ред. С.М.Козела - М.: Просвещение, 2000 и предшествующие издания. Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2000 и предшествующие издания. Задачи по физике /под ред. О.Я.Савченко - М.: Наука, 1988.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.