Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЛаркин Дмитрий
1 «ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ» ТЕМА: «ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РАЗНОВИДНОСТИ СИСТЕМ» Выполнил: студент группы ЗКМ-203С
2 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Определение понятия система 2. Система управления как объект исследования 3. Основные характеристики системы 4. Принципы функционирования системы 5. Виды систем управления 6. Диагностика и тестирование систем управления Заключение Список используемой литературы
3 введение Система «Система - совокупность элементов, взаимосвязанных друг с другом, образующих целостность, единство. Она имеет определенную структуру и взаимодействует с окружающей средой в интересах достижения поставленной цели». Система управления должна быть адекватной современным рыночным изменениям – усилением конкурентной борьбы, изменениям структуры издержек, неопределенностью внешней среды, повышением уровня качества обслуживания потребностей, сокращением жизненного цикла товара и др.
4 Дисциплина Исследование систем управления занимает важное место в Государственном стандарте по специальности Менеджмент организаций. Важность ее изучения продиктована настоятельной необходимостью формирования таких организаций (предприятий, объединений, корпораций, отдельных фирм), которые обеспечат выпуск высококачественной продукции (или услуги) в необходимом объеме и ассортименте. Создать такую организацию без проведения исследований невозможно. Особая роль здесь принадлежит исследованиям систем управления.
5 1. Определение понятия система Системный подход Системный подход – рассмотрение любого объекта как системы. Системность Системность – всеобщее свойство материи. Повышение системности Повышение системности – основная цель управления. Направления повышения системности Направления повышения системности: системность практической деятельности; системность познавательной деятельности; системность среды обитания.
6 Признаки системы : 1) состоит из многих элементов; 2) наличие связей между элементами; 3) представляет собой единое целое, т.е. объединение через единую цель. Описание систем проходит на различных уровнях абстрагирования: 1) символический или лингвистический; 2) теоретико-множественный (система описывается формальными методами как множество, совокупность множеств) – рис. 1 Признаки системы : 1) состоит из многих элементов; 2) наличие связей между элементами; 3) представляет собой единое целое, т.е. объединение через единую цель. Описание систем проходит на различных уровнях абстрагирования: 1) символический или лингвистический; 2) теоретико-множественный (система описывается формальными методами как множество, совокупность множеств) – рис. 1
7 Рисунок 1 - Система как черный ящик: Х = {x 1, x 2,..., x N }; Y = {y 1, y 2,..., y N }, где Х = {x 1, x 2,..., x N } – какие-либо поставленные цели (задачи); Y = {y 1, y 2,..., y N } – результат заранее поставленных целей X.
8 Преобразование множества входов и выходов – отношение => X R Y. Система – это множество, на котором реализуется отношение R: S I X R Y. Система – декартово произведение множеств; 3) абстрактно-логический; 4) топологический (системы в виде графиков, карт и т.д.); 5) теоретико-информационный (сетевые, иерархические и реляционные базы данных); 6) эвристический (уровень идей, мыслей, гипотез, предположений, прогнозов). Преобразование множества входов и выходов – отношение => X R Y. Система – это множество, на котором реализуется отношение R: S I X R Y. Система – декартово произведение множеств; 3) абстрактно-логический; 4) топологический (системы в виде графиков, карт и т.д.); 5) теоретико-информационный (сетевые, иерархические и реляционные базы данных); 6) эвристический (уровень идей, мыслей, гипотез, предположений, прогнозов).
9 2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАК ОБЬЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ управлением Воздействие, вызывающее изменение состояния целеустремленной системы, ведущее к достижению ее цели, называется управлением. Система управления Система управления – совокупность объекта и субъекта управления, действие которой направлено на поддержание или улучшение работы объекта управления.
10 Объект управления Объект управления – система, в которой происходят процессы, подлежащие управлению. Субъект (орган) управления Субъект (орган) управления – система, осуществляющая сбор, накопление, обработку и передачу информации и формирование управляющих сигналов.
11 Технология управления Технология управления – совокупность методов и процессов, необходимых для достижения цели управления. контур управления. Для системы управления характерно единство субъекта и объекта управления – её управляющей и управляемой частей, которое обеспечивается наличием между ними прямых и обратных связей, образующих в своей совокупности контур управления.
12 замкнутые разомкнутые По принципу управления различают системы замкнутые и разомкнутые: система управления замкнутая с отрицательной обратной связью. система управления замкнутая – система с отрицательной обратной связью. система управления разомкнутая управления по возмущению. система управления разомкнутая – система без обратной связи (в системах без обратной связи используется принцип управления по возмущению.
13 Общая схема системы управления Под влиянием управляющего воздействия (u = ( u 1,..., u n )) вырабатываемого субъектом управления, в объекте управления происходят изменения, результаты которых отражаются на численных значениях его измеряемых параметров. Рисунок 2 – Общая схема системы управления
14 Среди всего множества параметров, по значениям которых можно судить о состоянии объекта управления, выделяют входные ( x i ) и выходные ( y i ), управляемые и неуправляемые ("возмущения" – ξ i ). Управляющее воздействие u, является функцией величины ξ=(ξ 1. …, ξ n ), равной разности между задающим воздействием (входным сиг- налом) x= (x 1,..., x n ) и реакцией системы y=(y 1,..., y n ).
15 3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ Системы описываются в виде существующей схемы с помощью системных критериев и категорий. Параметры систем: 1. Элемент системы 1. Элемент системы – часть системы, имеющая определенное функциональное назначение: а) атомистические (неделимые) элементы; б) подсистемы. 2. Организация 2. Организация – внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, проявляющаяся в ограничении разнообразия состояний элементов в рамках системы; Рисунок 3 – Модель системы
16 3. структура 3. структура – совокупность внутренних устойчивых связей между элементами системы, определяющая ее основные свойства; 4. состояние системы 4. состояние системы – это вектор значений параметров, характеризующих систему в данный момент времени, t – статическая характеристика C(t 1 ) = {P(t 1 ), L(t 1 ), S(t 1 ), N(t 1 )…}, где P(t 1 ) – мощность производства; L(t 1 ) – количество рабочих; S(t 1 ) – себестоимость; N(t 1 ) – объем выпуска.
17 Система может иметь начальное, промежуточное и конечное состояние. 5. поведение системы 5. поведение системы – совокупность действий, изменений изучаемой системы и ее реакций на внешние воздействия: изменение, развитие, рост. П = f (t, Q), где Q – совокупность параметров. В теории организации, теории деловых игр, технологии труда, теории принятия решений используется модель экономического поведения.
18 Q – существенные параметры – параметры, отобранные для анализа моделируемого объекта как необходимые, так и достаточные для его характеристики с учетом целей моделирования. Они влияют на устойчивость системы: если значение параметра выходит за рамки допустимого, то система разрушается. 6. связь 6. связь – это форма взаимных ограничений на влияние элементов друг на друга; при отсутствии ограничений связь тоже отсутствует.
19 4. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ 1. детерминизм 1. детерминизм – закономерная связь, взаимообусловленность всех явлений; 2. целостность(эмерджентность) 2. целостность (эмерджентность) – свойства системы не сводятся к сумме свойств составляющих ее элементов; 3. гомеостаз 3. гомеостаз – свойство системы сохранять в процессе взаимодействия со средой значение существенных переменных в некоторых пределах;
20 4. закон или принцип разнообразия – для решения задач управления сложными системами необходимо учесть большое разнообразие всевозможных факторов; разнообразие состояний системы можно определить как энтропию: Н = log 2 (m), m где m – множество состояний системы. Закон ограничения разнообразия (закон У.Р. Эшби) Закон ограничения разнообразия (закон У.Р. Эшби) – из всех возможных состояний системы необходимо выбрать то, которое наиболее полно отвечает целям функционирования системы.
21 5. ВИДЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ по природе составляющих элементов: 1. по природе составляющих элементов: а) материальные (неорганические, органические и смешанные); б) абстрактные (знания, теории, гипотезы). По степени предсказуемости 2. По степени предсказуемости: а) статические; б) динамические (экологическая система): г) детерминированные (состояние которых можно точно предсказать); д) вероятностные;
22 по сложности 3. по сложности: а) простые; б) сложные; в) большие: наличие подсистем, имеющих собственное целевое назначение, подчиненное общему целевому назначению системы (мировое хозяйство, ЕС); наличие большого числа разнообразных связей между подсистемами; наличие в системе элементов самоорганизации; участие в функциональной системе людей, машин и природной среды; трудность в описании системы.
23 6. ДИАГНОСТИКА И ТЕСТИРОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ диагностикой В самом общем случае под диагностикой понимается деятельность по выявлению, оценке и локализации проблем, процесс постановки диагноза. Диагноз Диагноз (от греч. diagnōsis - распознавание) – определение существа, особенностей и источника проблемы. Проблема Проблема – критическое рассогласование между желаемыми (заданными) и наблюдаемыми значениями параметров объекта исследования.
24 Диагностика системы управления Диагностика системы управления – установление и изучение признаков, характеризующих состояние и функционирование системы управления, анализ величин и соотношений параметров системы и внешней среды и их изменений, обнаружение и локализация дефектов в системе, выявление неиспользуемых возможностей, предсказание и предотвращение возможных нарушений в функционировании и состоянии системы в будущем.
25 Тестирование тестов Тестирование – исследование систем управления с помощью тестов. Тест Тест (от англ. test – испытание, исследование) – пробное воздействие на систему с целью определения ее состояния и изучения протекающих в ней процессов. В маркетинге, например, под тестированием понимается изучение отдельных аспектов потребительского поведения – первых и повторных покупок нового товара, частоты его приобретения, привыкания к нему и т.п. В рекламном бизнесе посредством тестирования изучают степень воздействия рекламы на потребителей, ее убедительность и информативность.
26 Различают два вида тестов: 1. функциональные тесты 1. функциональные тесты, предназначенные для проверки правильности функционирования систем (отсутствия критического рассогласования между желаемыми (заданными) и наблюдаемыми значениями их контролируемых параметров); 2. диагностические тесты 2. диагностические тесты, предназначенные для обнаружения и локализации дефектов в системах. При подготовке к тестированию необходимо помнить, что тестовая проверка позволяет обнаружить только те дефекты, которые приводят к ошибкам, влияющим на правильность выполнения соответствующих тестов.
27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Система управления – это часть системы – подсистема, включающая в себя совокупность структур и технологий, целью которой является достижение целей управляемой системы (надсистемы) путем изменения структур и технологий последней в условиях, допустимых для существования управляемой системы.
28 Технические системы – системы целеустремленные, т.е. цели технических систем задаются извне. Системы управления технических систем не должны формировать и не формируют цели управляемой системы. Социальные же системы – это системы самоорганизующиеся, следовательно способные к формированию целей изнутри системы.
29 Из «закона необходимого разнообразия» следует, что система управления любой социальной системы обязана обладать способностью определять состав и структуру целей, следовательно важной отличительной особенностью систем управления социальных систем обязательно должны иметь в своем содержании структуры и технологии, обеспечивающие создание и изменение структуры целей управляемой социальной системы.
30 Список используемой литературы 1. Андреев В.И. Саморазвитие менеджера / В.И. Андреев. - М.: Дело, – 275 с. 2. Блэйк Р.Р., Мутон Д.С. Научные методы управления / Р.Р., Блэйк, Д.С. Мутон [пер. с англ. И. Ющенко]. – Киев: Вышейшая школа, – 274 с. 3. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, c. 4. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и упр. спец. / Л.Е.Басовский. - М.: ИНФРА-М, с 5. Вердиева, Ю.Н. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец "Антикризисное управление" / Ю.Н.Вердиева; Дальневост. федер. ун-т, Шк. экономики и менеджмента. - [2-е изд. перераб. и доп.]. - Владивосток: ДВФУ, с. 6. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. – М.: Проспект, – 320 с. 7. Виханский, О.С. Менеджмент: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. и по направлению Экономика / О.С.Виханский, А.И.Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, с.
31 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.