Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемРуслан Старжинский
1 ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ГРУППОВОЙ И ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ХОДЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ»
2 Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» искусство, мастерство, умение и «logos» наука, закон. Дословно «технология» наука о мастерстве. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определённую дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого студента в соответствии с его индивидуальными особенностями. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
3 Инновации в системе образования связаны с внесением изменений: в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; в стили педагогической деятельности и организацию учебно- познавательного процесса; в систему контроля и оценки уровня образования; в учебно-методическое обеспечение; в систему воспитательной работы; в учебный план и учебные программы; в деятельность студента и преподавателя. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
4 «Человеческая культура возникла и развёртывается в игре, как игра» Й. Хейзинга В настоящее время различают два основных способа обучения: традиционный (репродуктивный) и современный (нетрадиционный), развивающий (творческий, продуктивный). При традиционном способе проведения занятия преподаватель задаёт вопросы для актуализации опорных знаний учащихся; объясняет материал; использует средства наглядности; закрепляет и проверяет его с помощью вопросов или репродуктивных (типовых) задач. При нетрадиционном способе проведения занятия игра: даёт умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно; даёт психологическую устойчивость; вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремлённость в выполнении поставленной цели. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
5 Образовательная технология – это совокупность научно- практических обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в области медицинского образования. Используемые технологии 1. Проблемное обучение. 2. Групповые способы обучения. 3. Исследовательские и проектные методы. 4. Игровые технологии: методика деловой игры. 5. Новые информационные (компьютерные) технологии. 6. Здоровьесберегающие здоровьеформирующие технологии.
6 Групповые технологии обучения В условиях становления новой образовательной парадигмы задача преподавателя среднего профессионального учебного заведения состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном процессе. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
7 Групповые способы обучения Группы формируются для решения какой-либо практически направленной учебной задачи или выполнения прикладного проекта. Цель работы малыми группами: постановка заданий высокого уровня проблемности; предоставление полной самостоятельности в поисковой деятельности. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
8 Групповая форма работы это форма самостоятельной работы студентов при непосредственном взаимодействии их между собой. Групповая работа представляет собой индивидуальные выступления каждого члена группы по одному и тому же вопросу и коллективное обсуждение его содержания и логики изложения. Следует отметить, что групповое обучение это использование малых групп (3-7 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает организацию работы, при которой студенты тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведёт к взаимному обогащению. Это создаёт комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы. Преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
9 Групповая работа начинается с постановки проблемы. Далее осуществляется деление студентов на группы и распределение заданий. Используется групповая работа двух видов: единая и дифференцированная: при единой групповой работе все группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы; при дифференцированной групповой работе предполагается выполнение группами различных заданий. Положительный эффект в обучении достигается наиболее полно в разнородных группах, где участники обладают разными способностями и разным уровнем информированности по теме. При формировании групп необходимо учитывать психологическую совместимость и симпатии. Выбор руководителя является задачей самой группы. Оптимальная же величина группы – 4 человека, что обеспечивает более полную связь между её членами. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
10 I.Этапы технологического процесса групповой работы: I. Подготовка к выполнению группового задания. 1)Постановка преподавателем проблемы. 2)Инструктаж о последовательности работы. 3)Раздача дидактического материала по группам. II. Групповая работа. 1)Знакомство с материалом, планирование работы в группе. 2)Распределение заданий внутри группы. 3)Индивидуальное выполнение задания. 4)Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе и общего задания группой. III. Заключительная часть. 1)Сообщение о результатах работы в группах. 2)Анализ и выводы познавательной проблемы. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
11 Выводы 1)Групповая работа наиболее эффективна, если индивидуальный личный поиск предшествует обмену идеями, то есть групповому обсуждению. 2)В группах возникает чувство ответственности за выполнение задания. 3)Отчёт это новая ценная информация для участников других групп, что способствует установлению контактов между студентами. 4)От качества выполнения задания каждой группой зависит то, насколько хорошо каждый студент в отдельности решит поставленную в начале занятия проблему. 5)Групповые технологии обучения способны оптимизировать учебный процесс, сделав его более эффективным и личностно направленным. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
12 Игровые технологии Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Цель применения технологии игровых методов обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
13 Задачи игровых технологий I. Образовательные: 1. Способствование прочному усвоению материала студентами. 2. Способствование расширению кругозора студентов через использование дополнительных источников информации. II. Развивающие: 1. Развитие у студентов творческого мышления. 2. Способствование практическому применению умений и навыков, полученных на занятии. III.Воспитательные: 1. Воспитание нравственных взглядов и убеждений. 2. Способствование воспитанию личности и повышению мотивации к обучению. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
14 В человеческой практике игровая деятельность выполняет функции: развлекательную (это основная функция игры развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную: освоение диалектики общения; самореализации в игре как в реальной ситуации; иглотерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей: межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
15 Деловая игра Деловая игра – диалог между воображаемым пациентом (или его родителями) и воображаемой медсестрой (студентом) на этапе реализации сестринских вмешательств, осуществления ухода за пациентом, создания комфортных условий его пребывания в условиях стационара, выполнения назначений врача. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама и другие. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
16 Требования к правилам игры Выбор ролевой структуры деловой игры определяется объектом имитации и целями обучения, в связи с чем роли деловой игры заимствуются из реальной профессиональной действительности. Оптимальное количество основных правил игры Правила должны быть тесно взаимосвязаны со структурными элементами игры, с системой оценивания и инструкциями игрокам. Система оценивания выполняет функции контроля и самоконтроля. Выбирая систему оценивания, необходимо ответить на вопросы: что оценивать? кто и как это будет делать? в каких единицах оценивать? ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
17 Технология деловой игры состоит из следующих этапов: I.Этап подготовки II.Этап проведения III.Этап анализа и обобщения ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
18 I.Этап подготовки 1. Разработка сценария: разработка сценария деловой игры; общее описание игры; инструктаж; подготовка материального обеспечения. 2. Ввод в игру (преподаватель): «разогревающие» игровые эпизоды; постановка проблемы и целей; распределение ролей; формирование групп; регламент; планируемый результат. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
19 II. Этап проведения 1. Групповая работа над заданием: работа с источниками информации; тренинг; мозговой штурм; активизация групповых ролей. 2. Межгрупповая дискуссия: выступления групп; защита результатов; правила дискуссии. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
20 III. Этап анализа и обобщения 1. Работа экспертов: рефлексия (анализ своих действий); оценка и самооценка работы; анализ, выводы и обобщения; итоги игры; рекомендации. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
21 Выводы Игровые технологии: относятся к нетрадиционным методам обучения; способствуют активизации учебного процесса; повышают творческую активность студентов; развивают коммуникативные способности; создают атмосферу сотрудничества и условия для развития профессионального автоматизма, который потребуется в экстренной ситуации. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
22 Примеры деловых игр 1.«Алгоритм иммунного ответа». Каждому человеку в группе выдаётся маркировка (в виде нагрудного знака, ленты-повязки и др.). На них написано примерно следующее: антиген, антитело, макрофаг, комплемент, плазмоцит и т. д. Студентам предлагается разыграть сценарий ответа на антиген, так сказать «выяснить отношения». 2.«Распознай вид комы». Каждый студент в группе тянет бумажку, на которой указано название одной из ком (кетоацидотическая, анемическая, уремическая, гиперосмолярная и т. д.). При этом название комы знает только он один. Затем каждый рассказывает придуманный им самим случай, типичный для комы, которая ему «попалась», а группа вместе с преподавателем, задавая вопросы по ходу изложения материала, старается выяснить, какая это кома и что надо делать, чтобы спасти больного. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
23 Примеры деловых игр 3.«Кто больше?» Студенты в группе каждый в своей тетради перечисляют симптомы какого-либо заболевания. Кто перечислит наибольшее количество признаков, тот и победил. 4.«Информационные блоки». Предлагается поставить диагноз по истории болезни, но информация не зачитывается вся сразу, а «выдаётся» информационными блоками, имитируя диагностический процесс. После каждого блока следует обсуждение, что это может быть и в каком направлении следует двигаться дальше. Таким образом, разрабатывается алгоритм диагностики конкретной патологии. 5.«Цепная реакция». Преподаватель помогает студенту расшифровать ЭКГ или интерпретировать результаты какого-либо исследования (лабораторного или инструментального), после чего этот студент становится «консультантом» по данному случаю и объясняет следующему студенту, как правильно оценить результаты обследования, и так по цепочке. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
24 Примеры деловых игр 6.«Выбери меня». Предлагается фотоальбом или набор фотографий, ксерокопии или любой другой информационный материал, из которого студентам надо выбрать больных с определённой патологией. 7.«Библиотека». Преподаватель со студентами обследует больного. Каждому в группе предлагается исключить или подтвердить то заболевание, наличие которого он предполагает у данного больного, то есть провести дифференциальную диагностику. Желательно, чтобы количество вариантов было равно количеству студентов в группе. Могут обсуждать самые, на первый взгляд, невероятные версии. Затем даётся время для подготовки. Для этого у преподавателя на столе должна быть литература, которую студенты используют для защиты своей версии. После этого в процессе дискуссии обсуждается и выставляется диагноз больному. Задание для подготовки можно дать на дом, чтобы студент пошёл в библиотеку и нашёл там необходимую ему литературу. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
25 Примеры деловых игр 8.«Мой» взгляд на патогенез». Предлагается схематически изобразить патогенез какого-либо заболевания на доске или в тетради и объяснить то, что нарисовано. Можно рисовать в одиночку, но, как показала практика, очень эффективно создавать небольшие творческие группы и устроить соревнование на «лучший патогенез». Для закрепления знаний некоторых показателей лабораторных исследований, доз препаратов. 9.«Оценку ставит жизнь». Студентам предлагается написать лечение конкретному больному. При проверке работ используется нетрадиционная шкала. Оценивается предполагаемый конечный результат лечения, предложенного студентом: больной поправился, состояние больного не изменилось, больному стало хуже или больной умер. При этом в каждом случае обсуждается, почему так произойдёт. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
26 Примеры деловых игр 10.«Спаси меня». Работа в парах. Один из студентов предъявляет жалобы, имитируя, например, различные клинические варианты острых аллергических реакций (анафилактический шок, бронхоспазм и т. д.), а второй студент должен сказать, что надо сделать, как оказать помощь.. 11.«Изобрази больного». Студенты рисуют человечков и на них обозначают поражённые органы, сыпь и т. д. Хорошо использовать при изучении патологических синдромов, дифференциальной диагностике заболеваний. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
27 Спасибо за внимание ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.