Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемОксана Барлукова
2 Условия и специфика цивилизационного процесса на полуострове Индостан. Цивилизационные особенности развития «Харрапского» общества. Ведийская цивилизация.
4 Локализация земледельческих культур на полуострове со сравнительно однородными климатическими условиями. «Плодородный полумесяц» вдоль рек Инд и Ганг. Длина – 3000 км., ширина – км. «Парниковый эффект», создаваемый Гималаями. Результат: возможность собирать два урожая в год.
5 Сравнительно малая потребность в крупных ирригационных сооружениях. Значительно большая цивилизационная закрытость от других народов на протяжении большей части истории. Исключения: IV – III века до. н. э. и история с XVII века н.э. Возможности для длительного существования локальных протоцивилизаций. Сохранение культурных различий между народами Индостана на протяжении всей истории. Низкая потребность в «деспотической» организации власти. Слабость централизаторских тенденций в политике и неустойчивый характер «империй». «Созерцательный» характер культуры, ее ориентация на математическую логику.
6 Протоиндийская «Харрапская» цивилизация. XXV – XVI вв. до н.э. Ведийский период. XI – V вв. до н.э. Эпоха Маурьев. 317 – 180 гг. до н.э. Период ранних империй (Гуптской и Кушанской). I – V вв. н.э.
8 Ирригационные системы вокруг 10 городов вдоль течения Инда. Крупные морские порты. Каменные и медные орудия труда. Строительный материал – кирпич-сырец. Каменные и медные торговые печати. Общее количество знаков письменности – около 400. Расшифровано – около 30.
10 Строгая ориентация по линии Север-Юг. Геометричность планировки. Деление города на жилую и административно- ритуальную части. Деление жилой части на кварталов домов. Двухэтажные «наращиваемые» жилые дома, группирующиеся вокруг глиняных колодцев. Канализационные системы, построенные из кирпича и керамической плитки.
11 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ: РЕКОНСТРУКЦИЯ:
12 Отсутствие крупных оборонительных сооружений у городов и наличие пограничных застав – это была федерация. Нет «ребра жесткости» у наконечников стрел и копий – «оружие полиции», при почти полном отсутствии мечей – жесткая система управления. Деление городов на «дома для семьи» и дома-бараки – наличие рабовладения. Крупные общественные хранилища зерна – наличие «деспотических» элементов власти. Святилища огня и ритуальные бассейны, при отсутствии дворцов – организация общества по «храмовому» принципу. Очень малое количество предметов, изготовленных другими народами – закрытый характер общества, тяготеющего к изоляции.
13 Форма и материал орудий труда на протяжении всей истории оставались неизменными. Форма керамических изделий и их оформления не менялись. Приемы строительства домов и колодцев сохранялись в неизменности. Начертание письменных знаков за 8 столетий не изменилось. Отсутствовали заимствования у других народов как в производственной, так и в бытовой сфере.
14 Отсутствие декоративных элементов в архитектуре. Нет изобразительных элементов (картин, фресок, мозаик). Мелкая пластика (скульптурки божеств) – практически единственный элемент искусства. Культовые статуэтки
15 Разрыв торговых связей с другими народами. Деградация орудий труда и способов производства. Разрушение ирригационных систем. Падение гигиены и начало массовых эпидемий. Нарушение стройности планировки городов. Приход на земли харрапцев народов с более низким уровнем цивилизационного развития.
16 Переселяются на территорию Индостана в XII веке до н.э. Ареал первоначального расселения – Пенджаб (долина реки Сарасвати). Археологическая локализация – «культура серой расписной керамики». Древнейший литературный памятник – «Ригведа».
17 Хозяйственная и бытовая жизнь строится вокруг понятия «gau» – «корова»: гомат – богач (хозяин коров), го пати – владыка, говишти – воевать (отбирать коров). Гипотеза – специфика жизни ведийских племен состояла в том, что они вели кочевую жизнь, разводя коров и волов.
18 Расслоение единого народа на три страты: хранителей народной идентичности; воинов- разведчиков новых земель; пастухов и ремесленников. Социальная жизнь Стремление к доминированию, захвату и освоению новых территорий Доминирующая черта в межцивилизационных отношениях Превращение коровы из главного ресурса выживания в священное животное. Культурные традиции
19 Быстрый переход от медных орудий труда к железным. Широко распространившееся коневодство. Распространение гончарного круга. Переход от скотоводческой культуры к полеводству на основе ячменя, пшеницы и риса. Быстрая урбанизация. Создание замкнутой системы социальных страт (варн) с ликвидацией «социальных лифтов».
20 арии Дважды рожденные Брахманы Хранители идентичности Кшатрии Воины и правители Вайшьи Крестьяне, торговцы, ремесленники. Шудры Свободные жители – потомки добровольно покорившихся племен Бхртаки и др. «неприкасаемые» Потомки плененных народов.
21 Ригведа» (собрание гимнов). «Самаведа» (собрание песнопений). «Яджурведа» (собрание жертвенных формул). «Атхарваведа» (собрание магических заклинаний и формул). Брахманы толкования ритуальных текстов саммит. Арапьяки (лесные книги) тексты для отшельников. Упанишады религиозно-философские трактаты.
22 Миф «первого творения»: рождение демиурга Праджапати из золотого яйца с разделением мира на три стихии: Небо Воздух Земля Праджапати
23 Базовый миф: борьба Индры с силами хаоса с утверждением всемирного порядка (Риты) Ваджра – оружие Индры Индра
24 Рита – мировой ритм, порядок вещей, мировой закон бытия, универсальный космический закон, истина в широком смысле слова. Понятие Риты является философской основой концепции дхармы. Боги – подчиняются Рите. В мире людей Рита проявляется в ритуале – порядке действий, соединяющем человека и природу. Применительно к отдельному человеку это выражается в требовании постоянного духовного самосовершенствования. Совершенствуя себя, человек увеличивает степень совершенства Мироздания. Совершая зло, человек не только наносит вред себе, своему эволюционному развитию, но и тормозит развитие общества, природы, Космоса. Безнравственными могут быть не только явное, конкретное деяние человека - поступок, но и злое слово, и скверная мысль. Человеческое Деяние, Слово и Мысль приобретают по закону Риты космический масштаб.
25 Брахма ВишнуШива (создающий мир) (хранящий мир) (разрушающий мир)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.