Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЛюбовь Бурова
2 Когда гремит оружие, музы молчат… Кажется, что это древнее изречение справедливо: какая музыка может быть, когда такое горе, неслыханные лишения и потери, выпавшие на наш народ в годы Великой Отечественной войны? Однако действительность опровергла суть этого высказывания. Представители всех видов искусства окунулись в самую гущу военных событий. Хотелось, чтобы искусство не молчало, а стреляло залпом и в одиночку, вместе с «катюшами» на фронте. Н.С.Козловский у минёров 1942 год.
3 «Песни Великой Отечественной войны… Это не только страница истории советского поэтического и музыкального искусства, но и частица жизни и судьбы того поколения, которому пришлось на фронте и в тылу отстаивать честь и независимость нашей Родины. Песни, созданные в особых условиях в начале 40-х годов, становятся достоянием поколений новых, родившихся и выросших в мирную эпоху. У каждой из этих песен – своя особенная судьба, и созданы они были в соответствии с боевыми задачами дня». Е. Долматовский И
4 «Священная война». Эта песня первой среди многих, созданных в военные годы песен, вступила в бой с фашизмом. Это песня–гимн, ставшая для нас музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее премьера состоялась 27 июня 1941 г. на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда на фронт отправлялись боевые эшелоны.
5 С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом. Ее пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Во время войны каждое утро, после боя кремлевских курантов звучало по радио: «Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой !»
6 Горит в сердцах у нас любовь к земле родимой, Мы в смертный бой идем за честь родной страны. Пылают города, охваченные дымом, Гремит в седых лесах суровый бог войны. Припев: Артиллеристы, точный дан приказ! Артиллеристы, зовет Отчизна нас! Из многих тысяч батарей За слезы наших матерей, За нашу Родину - огонь! Огонь! «Марш артиллеристов» (музыка: Т. Хренникова,слова: В. Гусева). Песней этой открывался фильм «В шесть часов вечера после войны», вышедший на экраны страны осенью 1944 года. Она стала как бы своеобразной его музыкально-песенной увертюрой. Песня эта звала в бой, дышала верой в неизбежную, близкую нашу победу, звала на последнюю и решительную битву с ненавистным врагом. Оттого, вероятно, так быстро была подхвачена повсеместно грозная «Песня артиллеристов»:
8 Иногда кажется удивительным – почему в суровые годы войны такое развитие получила лирическая песня. Объяснение таится в самой природе Великой Отечественной: дело Победы всегда было душевной задачей каждого воина, его любовь, его мечты оказались неразрывно связаны с судьбой Родины. В воспоминаниях ветеранов не раз упоминается о той или иной песне, об её участии в человеческих судьбах. Песня меня выручила… песня спасла мне жизнь … - эти признания ветеранов не громкие слова, а простая правда.
9 Редкое долголетие суждено замечательной песне В лесу прифронтовом. Как она родилась? Исаковский отвечал на этот вопрос так:Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь… Послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по радио, как песню исполняет Ефрем Флакс.
10 М.Блантер избрал для песни форму вальса. Чудесная мелодия звучит, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни. К оригинальным мотивам композитор пристраивает хорошо знакомые каждому интонации старинного вальса Осенний сон, и это связывает песню с чем-то очень дорогим, не омраченным в памяти никакими тяготами войны. «В лирических песнях, которые мы писали во время войны, - вспоминает М. Блантер, - хотелось дать возможность солдату пообщаться с близкими, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене, находившимся где-то за тридевять земель, в далеком тылу».
11 Многообразен мир песен фронтового быта: «В землянке», «В лесу прифронтовом», «Темная ночь», незатухающий «Огонёк»… Многие фронтовые песни рождены самой жизнью. Однажды Алексей Сурков, выходя из вражеского плена, попал … на минное поле. Это было действительно «до смерти четыре шага»… После всех испытаний написал письмо жене и сочинил ей на память стихи, которые стали любимой народом песней « В землянке». «И поёт мне в землянке гармонь…» Северо-Западный фронт, Письмо Алексея Суркова жене.
12 В землянке. Музыка К. Листова Слова А. Суркова Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза. И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой, Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. Ты сейчас далеко-далеко, Между нами снега и снега... До тебя мне дойти не легко, А до смерти четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови! Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви.
14 В 1943 году на экраны вышел фильм «Два бойца», где прозвучала песня «Темная ночь» (музыка –Н.Богословского, слова – В.Агатова), исполненная Марком Бернесом. Песня приобрела огромную популярность и стала одной из лучших лирических песен времен войны: Темная ночь, только пули свистят по степи, Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают... В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь, И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь. Как я люблю глубину твоих ласковых глаз, Как я хочу к ним прижаться сейчас губами... Темная ночь разделяет, любимая, нас, И тревожная черная степь пролегла между нами… Марк Бернес в фильме «Два бойца» 1943 г.
15 Подлинной вершиной песенной лирики можно назвать песню «Дороги» А.Новикова на слова Л. Ошанина. «Тогда казалось, что все, что можно написать о войне, уже написано, вспоминает о времени создания песни Л.Ошанин,может быть, поэтому и увлекла нас тема, которая была сформулирована скупо: «Под стук колес», а в скобках стояло «Солдаты едут на фронт». Такой песни еще не было… Нас волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня, думалось нам, может быть написана только в 1945 году с позиций знания всего, что произошло на войне». Эх, дороги... Пыль да туман, Холода, тревоги Да степной бурьян Знать не можешь Доли своей, Может, крылья сложишь Посреди степей. Вьется пыль под сапогами Степями, полями, А кругом бушует пламя Да пули свистят. Эх, дороги... Пыль да туман, Холода, тревоги Да степной бурьян. Выстрел грянет, Ворон кружит... Твой дружок в бурьяне Неживой лежит.
16 «Журавли». Тема войны долгие годы была близка поэтам-фронтовикам. В 1968 г. в журнале «Новый мир» были напечатаны стихи Расула Гамзатова. Они начинались словами: «Мне кажется порою, что джигиты, с кровавых не пришедшие полей…». На них обратил внимание певец Марк Бернес и посоветовал заменить слово «джигиты» на «солдаты», чтобы песня стала близка всем, ведь с фашизмом сражался весь советский народ. В России есть памятники, где память о погибших воинах запечатлена в поэтическом образе летящих журавлей. Мне кажется, порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей Не в землю нашу полегли когда-то, А превратились в белых журавлей…
18 «Песня была необходимым пайком душевного тепла». Е. Долматовский С начала войны была сведена к минимуму либо совсем прекращена деятельность большинства творческих коллективов. Некоторое время спустя, когда страна начала приходить немного в себя, творческие коллективы, артисты, музыканты начали выезжать на фронт с концертами, часто на передовую, прямо в окопы. Были созданы целые фронтовые театры. С. Я. Лемешев выступает на призывном пункте, 1941 г.
19 К.И.Шульженко с артистами фронтовой бригады г. «Я старалась выразить в «Синем платочке» то, что узнала и увидела на встречах с фронтовиками. Эта простая песенка мне показалась необычайно эмоционально насыщенной, потому что она несла большие чувства – от нежности к любимым до ненависти к врагу». К. Шульженко
20 Любовь Орлова с воинами, отправляющимися на фронт г. Михаил Жаров и Людмида Целиковская у летчиков г.
21 Леонид Утесов и его джазовый оркестр у гвардейцев г. «Оркестр, которым я руковожу, побывал на Западном, Волховском и Дальневосточном фронтах. Мы пели о разном: о фронте и тыле, о дружбе, призывали к борьбе с врагом. Сколько прекрасных песен было создано в годы войны! Сколько великолепных людей искусства ушло туда, где гремели орудия! Именно там звучали их песни, стихи, музыка». Леонид Утесов
22 Аркадий Райкин у моряков Черноморского флота.1943 г. «Наш театр уже около месяца играл на кораблях, на базах подплава, на береговых батареях, в госпиталях и для 18-й армии, пришедшей на помощь к морякам. Это был передовой рубеж обороны Кавказа. Мы помогали бить фашистов до полной победы. Только своим оружием, оружием сатирического слова». Аркадий Райкин
24 «Музыка в бою нужна и полезна… Она удваивает, утраивает армию». А.В.Суворов
25 Музыка, как самый эмоциональный вид искусства, буквально первенствовала тогда в ряду других, Она постоянно жила во всех эшелонах фронта, вплоть до переднего края. Песня была с солдатом повсюду, но «какая ж песня без баяна?» И он, конечно же, почти всегда был рядом с ней во всех видах – баяна, аккордеона, гармони. Концерт на огневой позиции пулеметчиков, 1943 г. Один из музыкальных моментов маршала Г.К.Жукова
26 Иногда на войне бывало и так: на боевом пути оказывался даже рояль. Баронским замком овладели в полночь Стоял рояль, засыпанный стеклом. Ты молча сел. И крышку поднял молча. И молча встали воины кругом. И вспомнил ты мелодии простые, Воздушные, как утренний туман. Напевы нашей родины, России, Что мы не раз певали под баян! Михаил Златогоров
27 «Туда, где мне как командующему было тяжело, я всегда посылал танки, самолеты, тяжелую артиллерию… и ваш ансамбль, Армия громила врага, а вы поднимали ее боевой дух. Спасибо вам, фронтовые артисты, за ваш вклад в Победу». Г.К.Жуков. Хор 29 гвардейской стрелковой дивизии, его руководитель Ф.Кучин и баянист В. Никитин. Западный фронт, 1942 г. Один из многих ансамблей, созданных в годы войны на разных фронтах.
28 Русская песня в Берлине, май 1945 г. На ступеньках рейхстага поет Лидия Русланова. Май 1945 г. «Казаки, казаки, едут, едут по Берлину наши казаки…»
30 Все дальше в историю отходят от нас годы Великой Отечественной войны. Но не тускнеет величие народного подвига. И как справедливо сказал поэт Роберт Рождественский – «Есть память, которой не будет забвенья. И слава, которой не будет конца!» Музыка военных лет – это тоже частица истории. И частица немалая.
31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. А песня звала в бой [Ноты] / Ред. – сост. М. Иорданский. – М. : Советский композитор, – 123 с. 2. Агафонников, В. Строки военных лет [Ноты] / В. Агафонников. – М. : Советский композитор, – 24 с. 3. Барсукова, Т. Вызываю я их из бессмертия [Текст] / Т. Барсукова // Музыка в школе. – – С. 20 – Бендерский, Л.Г. Народные инструменты на фронтах Великой Отечественной войны [Текст] / Л. Г. Бендерский. – Екатеринбург : ИПП «Уральский рабочий», – 235 с. 5. Где же вы теперь, друзья - однополчане ? [Ноты] / Сост. А. Тищенко. – М. : Советский композитор, – 270 с. 6. День Победы [Ноты] / Сост. В. Лебедев. – Киев : Музична Украiна, – 103 с. 7. За советскую Родину! [Ноты] / Сост. А. Абрамов. – М. : Музыка, – 319 с. 8. Морозова, Т. Уходит взвод в туман, в туман… [Текст] / Т. Морозова // Искусство в школе. – – С. 3 – Мы отстояли весну [Ноты] сост. В. Букин. – М. : Музыка, – 220 с. 10. Нам не нужна война! [Ноты] / сост. Т. Огурцова. – М. : Музыка, – 96 с.
32 11. Новиков, А. Эх, дороги… [Ноты] / А. Новиков. – М. : Воениздат, – 248 с. 12. Песни о Великой Отечественной войне [Ноты] / Сост. А. Шилов. – М. : Музыка, – 86 с. 13. Песня в военной шинели [Ноты] / сост. Я. Дубравин. – Л. : Советский композитор, – 39 с. 14. Песня в граните [Ноты] / сост. А. Луковников. – М. : Музыка. – 159 с. 15. Песня не прощается с тобой [Ноты] / сост. Е. Сироткин. – Л. : Советский композитор, – 47 с. 16. Песня русского сердца [Ноты] / сост. М. Иорданский. – М. : Советский композитор, – 80 с. 17. Песня, опаленная войной [Ноты] / сост. А. Стельмашенко. – Киев : Музична Украiна, – 83 с. 18. С днем рождения, Победа! [Ноты] / сост. А. Абрамов. – М. : Советский композитор, – 80 с. 19. Салют, Победа! [Ноты] / Сост. В. Крючков. – М. : Музыка, – 48 с. 20. Ты помнишь, товарищ… [Ноты] / сост. А. Луковников. – М. : Советский композитор, – 159 с. 21.Филиппов, Б. Музы на фронте [Текст] / Б. Филиппов. – М. : Сов. Россия, – 208 с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.