Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлексей Лупандин
1 Образовательные и социальные ситуации развития детей, способствующие поддержке детской индивидуальности и инициативы
2 ПОНЯТИЯ Индивидуальность Инициатива совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. начинание, принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности, способность к самостоятельным активным действиям. начинание, принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности, способность к самостоятельным активным действиям.
3 ФГОС ДО В соответствии с п ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
4 К ключевым видам детской деятельность относят (п ФГОС дошкольного образования): в раннем возрасте (1 год - 3 года) : предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
5 для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет): игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
6 Поддержка индивидуальности и инициативы детей осуществляется через (п ФГОС дошкольного образования): создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
7 Создавать условия… Создавать социальные и образовательные ситуации развития Социальная ситуация развития (Л. С. Выготский) единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой Социальная ситуация развития определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми (принятие - непринятие) 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми (принятие - непринятие)
8 ведущая форма организации деятельности участников воспитательно- образовательного процесса, способствующая эффективному достижению поставленных развивающих, воспитательных и образовательных целей
9 Социальная ситуация развития
10 Виды развивающих ситуаций Предметно-игровая образовательная ситуация (2-3 года) Содержание образовательного процесса Многообразная предметная среда, определяет активность ребенка, его предметно-игровые действия. Позиция ребенка Позиция активного уподобления себя взрослому, стремление действовать как взрослый. «Я ЕСТЬ ТЫ» Позиция взрослого «Партнер-модель» - взрослый выступает для детей как образец действий и поведения. Действия ребенка - Освоение разнообразной предметной среды, реализация своих непосредственных интересов; - Двойная мотивация - стремление быть с взрослым, подражать ему, сотрудничать с ним, выполнять его задания и стремление делать то, что интересно самому. Смысл действий взрослого - Перевести ненаправленную активность детей в русло культурных практик, вовлечь детей в основные формы совместной деятельности - игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую деятельность, коммуникативную и др. - Создать насыщенную предметную среду для развития.
11 Виды развивающих ситуаций Сюжетно-игровая образовательная ситуация (3-6 лет) Содержание образовательного процесса Адекватные дошкольному возрасту культурные практики - игровая, продуктивная, познавательно- исследовательская деятельность, художественное чтение, коммуникативная деятельность - при ведущей роли игровой деятельности. Позиция ребенка Позиция творческого моделирования деятельности и отношений взрослых. «Я КАК ТЫ». Позиция взрослого «Партнер-сотрудник» - выступает для детей не просто как образец для подражания, а как соучастник их многообразной деятельности. Действия ребенка Моделирование в своем поведении деятельности и отношений взрослых. Смысл действий взрослого Актуализировать творчество детей, оснастить образовательным содержанием свободную самостоятельную деятельность детей.
12 Виды развивающих ситуаций Школьно-игровая образовательная ситуация (6-7 лет) Содержание образовательного процесса Три основных блока деятельности: - совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми, - свободная самостоятельная деятельность самих детей, - занятия. Итог: построение связной картины мира. Позиция ребенка Интеграции своих знаний в целостный образ: первичное понимание мира отношений и деятельности взрослых, предметной среды, своего внутреннего мира и переживаний, особенностей и отношений с другими. «Я ЭТО Я, ТЫ ЭТО ТЫ» Позиция взрослого «Партнер-учитель» - партнер в совместной деятельности, соучастник в свободной деятельности, учитель. Действия ребенка - Действия по построению связной картины мира, - Стремление составить целостное представление об окружающем мире и самом себе. Смысл действий взрослого Обеспечить формирование у детей основных достижений дошкольного возраста и сформировать психологическую готовность дошкольников к вступлению в новый этап своего развития, готовность к школьной ступени образования.
13 Виды развивающих ситуаций Игровые моделирование в предметно- содержательном, имитационно- игровом и социально- психологическом (ролевом) поле ситуаций, способствующих творческому переносу полученных знаний и представлений в новые условия
14 Виды развивающих ситуаций Коммуникативно- диалоговые создание дискуссионных ситуаций, в ходе которых обсуждаются проблемы, генерируются новые идеи, предлагаются решения поставленной проблемы, сопоставляются разные точки зрения, с последующей рефлексией
15 Виды развивающих ситуаций Исследовательские (поисковые) создание поисковых ситуаций, побуждающих к опытно- экспериментальной, творческой, продуктивной деятельности, с целью получения новой информации о непознанных ранее явлениях, предметах или их свойствах
16 Формы развивающих ситуаций Ситуация-иллюстрация С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а так же активизирует их навыки эффективного общения. Ситуация-упражнение Ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в ситуации упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
17 Формы развивающих ситуаций Ситуация-проблема Ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять своё игровое и речевое поведение. В ситуациях проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции. Ситуация-оценка Предполагает анализ ситуации и обоснование принятого по ней решения, оценку ситуации со стороны детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.
18 2-3 года Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей; не критиковать результаты деятельности ребенка не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность; формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
19 побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру); поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты; устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми; проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и потарапливания детей; для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку; содержать в доступном месте все игрушки и материалы содержать в доступном месте все игрушки и материалы; выражать одобрение любому результату труда ребенка. поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.
20 3-4 года Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка; рассказывать детям о их реальных, а также возможных в будущем достижениях; отмечать и публично поддерживать любые успехи детей; всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу; помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей; поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости; способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости; позволять действовать ему в своем темпе; в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;
21 не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи; учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям; уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков; в равной мере проявлять любовь ко всем детям: создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость; всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.
22 4-5 лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением; обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку; создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных игр; при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств; при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;
23 не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр; обязательно участвовать в играх детей по их приглашению Руководство игрой проводить опосредованно обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр); привлекать детей к украшению группы привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения; не навязывая им мнение взрослого; побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого; привлекать детей к планированию жизни группы привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий; читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.
24 5-6 лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно -личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно-познавательная инициатива. создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; уважать индивидуальные вкусы и привычки детей; уважать индивидуальные вкусы и привычки детей; поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу) создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей; создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей; при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры; привлекать детей к планированию жизни группы привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты; выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам. создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.
25 6-7 лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности; предлагать несколько вариантов исправления работы спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности; создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников; создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
26 обращаться к детям с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников; обращаться к детям с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников; поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами; поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами; создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время; при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры; проводить планирование жизни группы проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения; ПРЕЗЕНТОВАТЬ ПРОДУКТЫ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДРУГИМ ДЕТЯМ, РОДИТЕЛЯМ, ПЕДАГОГАМ (КОНЦЕРТЫ, ВЫСТАВКИ И ПР.)
27 Образовательные и социальные ситуации развития детей, способствующие поддержке детской индивидуальности и инициативы
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.