Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемирина ситнова
2 "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт Возможности дидактических средств при изучении дисциплины «Электротехника» для формирования общих компетенций специалиста СПО Ситнова Ирина Николаевна "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт Возможности дидактических средств при изучении дисциплины «Электротехника» для формирования общих компетенций специалиста СПО Ситнова Ирина Николаевна
3 Федеральным государственным образовательным стандартом СПО в качестве критерия качества подготовки студентов к профессиональной деятельности определена их общая и профессиональная компетентность, подразумевающая владение компетенциями, необходимыми для будущей профессиональной деятельности. Для формирования и развития общих компетенций важно создать дидактические основы, и грамотно их использовать в учебном процессе. Дидактические возможности средств обучения позволяют определить учебные ситуации в которых тем или иным средствам отдаётся предпочтение. В решении этой задачи применяются, как традиционные средства (учебники, наглядные пособия, лабораторное оборудование и т.д.), так и современные средства, использующие возможности информационных технологий.
4 Классификация дидактических средств содержит следующие виды: -модели (виртуальные, математические, физические и т.д.); -структурные схемы и алгоритмы; -изделия (материальные модели, демонстрационные изделия); -проблемные задания (создаваемые и разрешаемые задачи); -средства интерактивного обучения, в т.ч. учебно- лабораторное оборудование (орудия и средства учебного труда); -пособия (натуральные, изобразительные, знаковые и т.д.); -тренажеры (функций, ситуаций, операций и т.д.); -технические средства обучения: ТСО, собственно носители информации и др.
5 Дидактические материалы, полностью ориентированные и подчиненные целям учебного процесса: -оперативные – обеспечивающие подготовку самой постановки текущих задач, изучения-исследования проблем и вопросов, выдвигаемых на отдельном занятии, позволяющие производить пространственно- ориентирующий обзор с выделением генерального направления тематики учебных задач; -тактические – выступают в форме заданий на несколько учебных занятий; -стратегические – служат основными ориентирами организации учебного процесса, определяют перспективы и некоторые стабильные на данном отрезке времени характеристики, параметры, формы учебного процесса. Грамотный подбор дидактических средств при изучении дисциплины Электротехника помогает решать задачу формирования образа и способа мышления конкурентоспособного специалиста среднего звена.
6 Дисциплина «Электротехника» имеет свои особенности и использует свои методы подкрепленные дидактическими средствами. Как наука, Электротехника пользуется теоретическими и экспериментальными методами исследования. Для экспериментального метода характерны такие приемы, как наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотез, анализ и сравнение данных. Обобщение и систематизация опытных фактов. Для теоретического метода характерно моделирование, аналогия, мысленный эксперимент. Эти методы важны и в учебном познании и при изучении дисциплины.
7 . Они позволяют использовать, такие дидактические средства, как: -практическая задача: специальные упражнения и задания, которые позволяют самостоятельно моделировать явления и процессы. При анализе условия задачи находится модель, к которой применяется закон или методы расчета. Пример практической задачи Приложение 1. -учебная модель: т.е. специально сконструированные модели процессов и явлений, в которых их характеристики представляются в более наглядной и доступной форме, например модели электрических и магнитных полей, модели электрического тока, процессы в электрических цепях при различных условиях. Она может быть представлена в виде наглядной демонстрации, учебным плакатом. -лабораторная работа: позволяет выполнять задания как на репродуктивном, так и на исследовательском уровне. Для выполнения работы можно воспользоваться инструкцией в виде готового шаблона, в котором изложена репродуктивная часть. Для исследовательских работ определяется только цель, а этапы определяются студентами самостоятельно. -электронные средства: применение мультимедиа проектора позволяет использовать в учебном процессе видеоуроки, демонстрации моделей явлений и процессов, презентации, виртуальные лабораторные работы. Использование мультимедиа технологий повышает эффективность образовательного процесса, делает его современным и дает дидактические преимущества по сравнению с традиционной формой обучения. -тесты: позволяют быстро осуществлять контроль знаний, дают возможность студентам самим оценить себя, а преподавателю - оперативно управлять процессом обучения. Тесты используются в процессе проведения предварительного, текущего, тематического, итогового контроля и имеют, одноуровневую, так и трехуровневую структуру. Пример в Приложение 2
8 Общие компетенции включают в себя способности (по базовой подготовке) на основании ФГОС по подготовке специалиста среднего звена по специальности "Оптические и оптико-электронные приборы и системы" В таблице отражена попытка установить взаимосвязь между компетенциями и теми дидактическими средствами, о которых говорилось выше.
9 Общие компетенции Дидактические средства для их формирования ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. -практическая задача; -учебная модель; -лабораторная работа; -электронные средства; -тесты. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. -практическая задача; -лабораторная работа.. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. -практическая задача; -учебная модель; -электронные средства; -тесты. ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. -электронные средства. Взаимосвязь между компетенциями и дидактическими средствами дисциплины Электротехника.
10 Общие компетенции Дидактические средства для их формирования ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. -практическая задача; -лабораторная работа; -учебная модель; - электронные средства. ОК 7. Брать на себя отответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. -практическая задача; -лабораторная работа; -учебная модель; -тесты. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. -практическая задача; -учебная модель; -тесты. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. -практическая задача; -учебная модель; -электронные средства.
11 Литература. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки РФ от «19» ноября 2009 г. 647) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности "Оптические и оптико-электронные приборы и системы" 2.АлександровскаяЛ.Н. Управление качеством: роль образования// Высшее образование сегодня С Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat sredstva-professionalno-pedagogicheskoi-podgotovki-studentov- selskokhozyaistv#ixzz2nL2nHf8Khttp:// sredstva-professionalno-pedagogicheskoi-podgotovki-studentov- selskokhozyaistv#ixzz2nL2nHf8K 3. Цапенко В.Н., Филимонова О.В. Методика преподавания электротехнических дисциплин: Учебное пособие. – Самара, СамГТУ, с. 4. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, – 336 с
12 Приложение 1 Пример практической задачи. Задание: Резисторы номиналом R1=10Ом, R2=20 Ом, R3=30 Ом, соединяется с источником, напряжения U=120В: 1.последовательно: -определить параметры; -нарисовать схему; 1.нормально: -определить параметры; -нарисовать схему; 1.смешанно: -определить параметры; -нарисовать схему; Вывод: Заполнить таблицу 1: Тип соединения Параметры Численное значения Единица измерения
13 Приложение 2 Пример трёхуровневого теста Задание на воспроизведение. Инструкция укажите номер правильного ответа: 1. По закону Ома для участка цепи: а)I=U/R; б)U=IR; в)R=U/I задание на соответствие Инструкция установите соответствие: 2. Условное обозначение единицы измерения Uа) Вт Rб) В I в) % P г) В/м д) Гц е) А ж) Ом з) Ф. Задание третьего уровня творческое. Для выполнения этого задания требуется выполнить расчёт с использованием законов и методики. Инструкция Укажите номер правильного ответа. 3. Амперметр показывает 2А. Показания ваттметра составляют: а)100 Вт б)50 Вт в)200 Вт X C =30 Ом R=25 Ом W PA
14 Лабораторная работа «Исследование устройства электроизмерительного прибора» I. Цель работы: Ознакомиться с классификацией электроизмерительных приборов. Изучить условные обозначения, принцип действия электроизмерительных приборов и погрешности измерений.. Порядок выполнения работы. 1. Получить прибор у преподавателя 2. Описать электроизмерительный прибор. 3. Данные занести в таблицу: 4. Ответить на контрольные вопросы. 5. Сделать вывод по проделанной работе. 6. Сдать преподавателю. Назначени е прибора Основные обозначения На шкале Система прибора( рисунок) Класс точности Пределы измерения Цена деления Чувствите льность Приведенн ая погрешность (расчет) Абсолютн ая погрешность(расчет)
15 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.