Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемНина Куропаткина
1 Введение в клиническую психологию детей и подростков
2 ПЛАН История детской клинической психологии. Структура детской клинической психологии и ее место в ряду психологических, медицинских, педагогических наук. Предмет и содержание клинической психологии детского и подросткового возраста. Практические задачи и теоретические проблемы в детской клинической психологии. Базовые понятия детской клинической психологии.
3 ПОНЯТИЕ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Клиническая психология – это прикладная отрасль психологии, которая сформировалась на стыке психологии и медицины, различных её разделов. Она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: диагностике, лечении и профилактике заболеваний.
4 Термин «клиническая психология» был введен в научный лексикон Лайтнером Уитмером (1907 г.). В Европе, в конце ХIХ века сформировалась медицинская психология и её история тесно связана с историей психологии.
5 Специальность "клиническая психология" в нашей стране утверждена приказом Министерства образования РФ 686 от г. До этого времени в отечественной литературе звучал термин «медицинская психология».
6 Клиническая психология детей и подростков является одним из разделов современной клинической психологии. По предмету, содержанию и методам КП детей и подростков близка к психологии аномального развития.
7 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КП ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «Клиническая психология детей и подростков» зародилась в конце XVIII начале XIX в., когда впервые встал вопрос о полноценной диагностике, лечении, курировании, воспитании и образовании детей с аномальным развитием. А сам термин «детская клиническая психология» появился относительно недавно, ближе к середине ХХ в. Развитие этой области тесно связано с формированием детской психиатрии и дефектологии.
8 На становление и развитие детской психологии огромное влияние оказали работы зарубежных ученых таких, как З. Фрейд, А. Фрейд, М. Кляйн, С. Холл, В. Штерн, Ж. Пиаже, Ш. Бюлер и др. У истоков отечественной клинической психологии детей и подростков стояли такие замечательные ученые- психологи, как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Лебединский и многие другие.
9 В 1906 г. Г.Я.Трошиным создана 1-я в России школа-лечебница для детей с отклонениями в развитии. Разработана система воспитания детей с аномальным развитием. Г.Я.Трошин автор подхода к анализу психического развития аномального ребенка с опорой на сопоставление психического развития нормально развивающихся детей и детей с отклонениями.
10 Г.Я.Трошин утверждал - патологическое развитие не является полностью специфическим, а представляет собой отклонение от нормы, следовательно, в медико-педагогической помощи детям с отклонениями следует ориентироваться на компенсаторные возможности ребенка, а не на дефект, стараться довести психическое развитие ребенка до уровня нормы.
11 Задачи специалистов на ранних этапах становления клинической психологии детей и подростков: 1. Диагностика нарушений 2. Количественная оценка степени их выраженности. Наряду с этим стояли вопросы воспитания, обучения, курирования и лечения аномальных детей и подростков. Большое значение придавалось изучению этиологии нарушений развития и общим закономерностям нарушенного развития.
12 Детская психология и педология (от греч. pais (paidos) дитя, logos учение) науки о ребенке внесли большой вклад в решение основных задач изучения разных вариантов дизонтогенеза. Шкала Бине- Симона, шкала Озерецкого и др. для количественной оценки психомоторного и интеллектуального развития ребенка при решении вопроса об образовательной стратегии.
13 Постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросса» (1936) – педология объявлена псевдонаукой. Количественные методы оценки развития – под запретом, наработки по воспитанию и обучению аномальных детей уничтожены. Отбор детей в спецшколы стал проводиться психиатрами, а не педологами и психологами.
14 Развитие КП в послевоенные годы. Активно развивается дефектология, изучается умственная отсталость, генетические и наследственные формы психической патологии. В 1950-е гг. опять начинает формироваться системный подход к работе с аномальными детьми (С.Я. Рубинштейн, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева).
15 В 1960-е гг. и позднее были выделены новые формы нарушенного развития в виде минимальных мозговых дисфункций (ММД) (год появления термина VVL 1962), а позже синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (год появления термина СДВГ 1987). Задержанное развитие стало рассматриваться более дифференцированно, так же как и другие формы отклонений (недоразвитие, аутизм, психопатии, невропатии, нарушения аффективного развития, психосоматические расстройства и т.п.).
16 Улучшение аппаратурной диагностики нарушений, развитие генетики, нейронаук и психологии привели к выделению большего количества патологических вариантов развития, связанных с разными этиологическими факторами. Актуальным становится установление структуры дефекта, выделение типов дизонтогенеза и факторов его определяющих.
17 Внимание специалистов привлекли проблемы возможностей компенсации дефекта, коррекции нарушенного развития и реабилитации (К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Л.С.Цветкова, Т.В. Ахутина, Д.Н. Исаев, И.И. Мамайчук, И.Ю. Левченко и др.). В е гг. встал со всей остротой вопрос о социализации аномальных детей и подростков.
18 Анализируя историю развития клинической психологии детей и подростков, следует отметить, что в настоящее время накоплено достаточное количество диагностических средств и технологий психолого- педагогической и коррекционной работы с аномальными детьми, а «Клиническая психология детей и подростков» как область научно-практической деятельности является интенсивно разрабатываемой и востребованной в системе образования, здравоохранения и социальной защиты.
19 СТРУКТУРА КП ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ психология аномального развития (учение об общих закономерностях нарушенного развития - дизонтогенезе); детская нейропсихология (изучение органического повреждения мозга в детском возрасте, мозговой организации психических процессов, дифференциальная детская нейропсихология); детская патопсихология (изучение вариантов аномального развития, вызванного психической патологией); психосоматика детей и подростков (изучение психологии детей и подростков с тяжелыми соматическими заболеваниями, изучение специфики психосоматических расстройств в детском и подростковом возрасте); психотерапия и психологическая коррекция.
21 Клиническая детская психология специальность профессиональной психологии, которая объединяет основные постулаты клинической психологии, психопатологии развития и принципы развития семьи и ребенка, с тем, чтобы проводить научное исследование и предоставлять психологические услуги младенцам, детям и подросткам.
22 Объект детской клинической психологии – ребенок или подросток с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием. Предмет – закономерности нарушенного развития (дизонтогенеза), вызванного органической патологией (центральной нервной системы и соматической), психическими расстройствами, нарушениями условий созревания и воспитания.
23 Виды практической деятельности: клинико-диагностическая это выявление и описание структуры дефекта; конкретные формы зависят от использования диагностических методик; психокоррекционная это система мер психологической помощи, направленная на улучшение протекания отдельных психических функций или их структурных элементов, обеспечивающих поведение (например, обучение определенным социальным навыкам и т.д.) и обучение детей и подростков с проблемами (концентрация внимания, объем памяти и т. п.); экспертная это оценка уровня развития ребенка с помощью качественного и количественного анализа и с применением соответствующих методик (клинических, проективных, психометрических и т.п.); консультативная это консультирование детей и их родителей по проблемам развития ребенка, коррекции выявленных нарушений и психотерапевтической поддержки, поддержка и консультирование семьи; профилактическая (психопрофилактика, пропаганда здорового образа жизни);
24 психотерапевтическая это участие в психотерапевтических сеансах, кратковременных и долговременных, с детьми и подростками и их семьей и окружением; деятельность сопровождения психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушенным развитием, ограниченными возможностями здоровья и детей с особыми образовательными потребностями. реабилитационная – восстановление утраченных возможностей, связанных с болезнью, дефектами, вызванными данным заболеванием. научно-практическая – психологи, работающие в рамках клинической психологии решают не только практические задачи, но и научно-теоретические проблемы.
25 Практические задачи Диагностика Динамическое наблюдение за состоянием пациента Экспертиза
26 Теоретические проблемы клинической психологии Психика и мозг Психосоматические и соматопсихические соотношения (психика и организм) Норма и патология Соотношение биологического и социального в психике человека Генетическое и приобретенное Проблема развития и распада психики в онтогенезе.
27 При выполнении профессиональных обязанностей клинические психологи должны соблюдать ряд этических и профессиональных правил: правило «не навреди!» конфиденциальность индивидуальный подход работа специалистов в бригаде принципы клинико-психологической диагностики опора на семью, учет социальной ситуации развития и т. п.
28 Базовые понятия для детской клинической психологии Онтогенез развитие в течение жизни, дизонтогенез нарушенное развитие, которое может иметь очерченные рамки, а может продолжаться в течение всей жизни. Дефект (лат. defectus недостаток) с точки зрения психологии это нарушение одной или нескольких функций или части одной функции, которое изменяет нормальное развитие ребенка (только при определенных обстоятельствах).
29 Аномальное развитие В широком смысле - это все варианты отклоняющегося развития: патологически обусловленные, болезненные, диз онтогенетические. Это все варианты аномального развития как бы со знаком минус. Детьми с аномальным развитием считаются и одаренные дети, вундеркинды (со знаком плюс). В узком смысле аномальное развитие – это болезненное по происхождению, ведущее к дезадаптации отклонение. В целом к аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития, в том числе и психического.
30 Возраст психологический периодизация психического развития, разработанная Д.Б. Элькониным и дополненная другими исследователями: Младший возраст (младенчество) – от 0 до 1 года (интимно-личное общение) Ранний – от 1 года до 3 лет (предметно- манипулятивная деятельность) Дошкольный – от 4-х до 7 лет (игровая) Младший школьный – от 7 до 10 лет (учебная) Подростковый или пубертатный – от 11 до 15 лет (интимно-личное общение со сверстниками) Юношеский – от 15 до 18 лет (учебно- профессиональная).
31 Нормальное развитие ребенка происходит неравномерно на протяжении всех периодов. Гетерохрония проявляется в неравномерном становлении различных психических функций (в норме) в связи с неравномерностью физического развития, становления нервной системы, социально-средовых условий и т.д. Неравномерность, связанная со сроками созревания мозговых структур, степенью освоения социального опыта является необходимым условием психического онтогенеза. Различные заболевания и другие вредности (дефекты органов чувств, условия в семье, воспитания) изменяют, искажают процесс формирования психики ребенка.
32 АСИНХРОНИЯ РАЗВИТИЯ Впервые термин использован Е. Кречмером. В.В. Лебединский - асинхрония развития - диспропорция развития межфункциональных связей. Несоответствие естественной гетерохронии, последовательности смены приорететов (ведущих функций) и видов связи между функциями при патологическом развитии приводит к тому, что на одном возрастном этапе имеется смешение психических образований, наблюдаемых в норме в разные возрастные периоды. Например, для шизотипического диатеза характерно асинхронное развитие моторики и интеллекта: часто дети начинают ходить и пользоваться речью одновременно, или даже овладение речью происходит раньше нормативных сроков (М.М. Вроно, Г.В. Козловская и др.).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.