Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
1 Выполнила ученица 7-А класса Перцовая София
2 Впервые в письменных российских источниках о донских казаках упоминается в грамоте ногайского князя Юсуфа царю Московии Ивану Грозному. В грамоте, датированной 1550 годом, князь пишет: «Хо-лопи твои, не кто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырёх местах города поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют… Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди Сары арманом зовут разбойник твой пришел и взял их». Донской историк Е. Н. Савельев считал, что «Сары-Азман слово персидское, …означающее удальцы. Другие историки (Н.Коршиков, В.Королев) отмечают, что Сары-Азман, возможно, был татарином, азовским или мещерским. Дореволюционный историк С.Щелкунов, опубликовавший в 1914 году основательный очерк о происхождении донского казачества и его взаимодействию с Московским государством, называет Сары-Азмана татарином, добавляя, что …Сары-Азман-личное имя или прозвище.
4 После ухода Золотой Орды на Дону стали появляться люди, называющие себя казаками. Кто изначально составлял ядро этого народа или общности - вопрос дискуссионный. Н.М. Карамзин, Е.П. Савельев и многие другие историки прошлого и современности считали, что казаки существовали на Дону до Золотой Орды и составляли отдельную народность.
5 Вторая версия, исходит из идеи совершенного обезлюдивания Донской земли в эпоху татаро-монгольского нашествия (то есть полного исчезновения домонгольского христианского населения Дона) и заселения её русскими беглецами с «чистого листа»[3]. Основной поток первоначального русского населения (беглых крестьян) направлялся из Рязанского княжества, где казаки известны.с 1445 года Мореходные и пиратские казачьи традиции, по-видимому, связаны с переселенцами из Новгородской (гофейские /готские/ казаки в Бежецкой пятине)[4] и Хлыновской земли(ушкуйники, управляемые выборными старшинами «ватманами»)
6 Не мало выдвинуто и других версий. То, что казаки - беглые холопы и преступники отчасти подтверждается словами Ивана Грозного. В ответ на жалобы пострадавшего от набегов казаков ногайского князя Юсуфа Иван IV отвечал: "То холопы наши, в нашей земле много лихо сделали и убежали в поле". А азовцам, которым казаки "воду в Дону пить не дают", царь политично отвечал "живут на Дону без нашего ведома и от нас бегают". На самом деле Москве были выгодны действия казаков. Она их всячески поощряла.
7 Официальной датой основания донского казачества считается 3 января 1570 года. Именно 3 января 1870 года прошли торжества по случаю 300-летнего существования Донского казачьего войска[6]. Поводом для празднования стала грамота Ивана Грозного, посланная донским казакам. Безусловно, 1570 год это важная дата в истории донского казачества. Этим временем датируются старейшие донские станицы (Раздорская). Однако, донское казачество значительно древнее этой даты. Ещё в 1502 году московский князь Иван III знал о своеобразной модерязанцев «пойти самодурью на Дон в молодечество»[7]. В 1552 году зафиксирован первый военный поход донских казаков на Волгу к стенам Казани под началом атамана Сусара Федорова. В результате благодарный Иван Грозныйпожаловал казакам грамоту на вечное владение Доном со всеми его притоками[источник не указан 80 дней]. Спустя 4 года донские казаки Ляпуна Филимонова совместно с московскими ратями принимают участие в ликвидации Астраханского ханства.
8 Донские казаки приняли деятельное участие в русской Смуте XVII века. В 1603 году 2 тысячи донских казаков атаманов Андрея Карелы и Михаила Межакова поддержали Самозванца ещё до воцарения его в Москве. Впоследствии донцы поддержали восстание Болотникова. На смену Болотникову пришел Тушинский Вор, в войске которого также нашлось места донским казакам. После распада Тушинского лагеря донцы примкнули к народному ополчению. В это время в их среде популярность приобрел атаман Иван Заруцкий, который сам стал претендовать на роль верховного русского правителя.
9 В начале XVII века, после восцарения рода Романовых, городовые казаки, поддержавшие в Смутное Время Лжедмитриев и поляков, опасаясь репрессий, стали массово переселятся на Кавказ и Дон. Местные казаки называли их «верховыми» и «новоприходцами». Пришлые городовые казаки основывали новые станицы и хутора, называя их по городам своей прежней службы.
12 Казаки свои дома называли куренями. Есть разные толкования этого слова. Одни считают, что название казачьему дому дали "курные избы", в которых первоначально жили казаки. Другие связывают это название с тем, что первоначально казачьи Круги собирались или на майдане или в становой избе, а поскольку "круг" по - монгольский - курень, то и избу, где собирался круг, казаки тоже стали называть куренем. Это же название казаки перенесли и на свои жилища. Кроме того комнаты в курене были соединены по кругу, поэтому казачий курень называют круглым домом.
13 Казаки стремятся сделать свои дома нарядными, красивыми. При строительстве дома казаки обязательно клали серебряные монеты и жито под углы, на счастье и богатство. Входя в дом, первой пускали кошку, и дом обязательно освещали, приглашали батюшку. Обычно казачий курень имел от 2-х до 5-ти комнат; столовая, зала и две спальни. Первая от входа комната была и передней, и кухней, и столовой. Здесь семья стряпала и ела. В этой комнате находилась и печь. В каждом доме был свой двор.
14 Главой семьи был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: все работы связанные с землей, уход за домашними животными. На плечи матери ложилась вся работа по дому: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонте одежды. И отец, и мать пользовались уважением детей, которые обращались к ним только на "вы". Большой семьей считалась семья из 13 человек: отец, мать, родители отца, два взрослых сына и семь малолетних детей.
15 В первой комнате, прихожей, стояли топчан и табурет с ведром воды, а над топчаном висела жердочка для полотенца. В следующей комнате, стряпной, была печь-грубка, вдоль стен стояли лавки, в углах – полочки, заполненные различной кухонной утварью. В третьей комнате, горнице или зале, которая, несмотря на скромную обстановку, всегда имела нарядный вид, принимали и потчевали гостей, служили молебны, панихиды. В горнице, в красном углу, находились иконы, в простенке, между окнами, стоял стол, накрытый скатертью. В одном углу – постав или горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов.
16 Приобщали казаков к ратному делу с рождения. Как только в семье рождался мальчик, на зубок ему клали стрелу, (потом пулю к ружью) а руке давали потрогать оружие, на 7 день крестили, имя давая по святцам. В 40 дней отец прицеплял младенцу шашку сбоку и возвращал его матери со словами вот тебе казак. В 3-4 года посвящали в казаки: собиралась вся родня, мальчика сажали на коня, с шашкой в руке. Отец вел коня по кругу, потом казачонка везли в церковь верхом, служили молебен, чтоб рос храбрым и преданным Богу и Православию. В 5 лет казачата скакали по улице, в 7-8 играли в войну на конях за станицей или хутором. Эти игры поддерживались стариками, атаманом. В лет казачата скакали наметом, преодолевая препятствия, могли на коне догнать зайца и убить его нагайкой, владели шашкой, ружьем. С лет проходили обучение под руководством опытных казаков, обучаясь специальным приемам
17 1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни. 2. Казаки все равны в правах. 3. По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе. 4. Служи преданно своему народу, а не вождям. 5. Держи слово, слово казака дорого. 6. Чти старших, уважай старость. 7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа. 8. Погибай, а товарища выручай! 9. Будь трудолюбив, не бездействуй. 10. Береги свою семью, служи ей примером!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.