Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕвгения 1962
1 Ирина Грекова – это псевдоним. И. Грекова (от названия буквы игрек). Настоящее имя Елена Сергеевна Долгинцева, после замужества Елена Сергеевна Вентцель. «Игрек в русском величина неизвестная, которую надо вычислить» И.Грекова
2 Елена Сергеевна Вентцель Русский прозаик, ученый-математик. Доктор технических наук (1954), автор многочисленных научных трудов по проблемам прикладной математики, вузовского учебника по теории вероятностей, книги по теории игр, профессор (1955)
3 Родилась в Ревеле (сейчас Таллин). Отец, Сергей Фёдорович Долгинцев, преподавал математику, мать словесность. Сергей Фёдорович считал, что высшая математика проще элементарной, и занимался ею с дочерью, когда той было 7-8 лет, в результате математика «приобрела» Елену Сергеевну. В 1923 году, шестнадцати лет от роду, поступила в Ленинградский (тогда ещё Петроградский) университет. Училась у Б. Н. Делоне, Н. Н. Гернет, И. М. Виноградова, Г. В. Колосова, А. М. Журавского, И. И. Иванова, Г. М. Фихтенгольца. «В вас что-то есть, говорил Григорий Михайлович, только не возьму в толк, что именно. А, может быть, и вообще ничего нет». (И. Грекова. «Ленинградский университет в 1920-х годах»). В 1929 году окончила физико-математический факультет Ленинградского университета работа в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского кафедра прикладной математики в Московском Институте Инженеров Транспорта (МИИТ). С 1962 года публиковала художественные произведения. Член СП СССР с 1967.
4 Могила И.С. Вентцель на Донском кладбище в Москве. Умерла 15 апреля 2002 года. Ей было 95 лет. Отдавая долг памяти Е. С. Вентцель, «Независимая газета» 19 апреля 2002 года писала: «Гармоническое сочетание литературы и точных наук, безупречный профессионализм и такое же безупречное чутье на фальшь в слове и решении задачи вот фирменная марка этого человека».
5 Интересные факты из жизни И.Грековой Как Елена Сергеевна защищала докторскую. Дмитрий Александрович Вентцель скептически воспринимал научные достижения жены. У Елены Сергеевны были веские основания предполагать, что на защите ее докторской диссертации действительный член Академии артиллерийских наук, лауреат Сталинской премии и пр. сделает все, чтобы докторская жены не прошла. Елена Сергеевна подгадала свою защиту к началу их с мужем отпуска. Взяли билеты и поехали на юг. В Серпухове неожиданно оказалось, что дома не выключен утюг. Но это не страшно, она съездит в Москву, выключит его и завтра догонит мужа. Но машина привезла ее из Серпухова не домой, а в академию. Защита прошла успешно. Дмитрий Александрович узнал обо всем на юге через несколько дней. История была рассказывал бывшим слушателем ВВА больше сорока лет назад.
6 Список научных трудов Е. С. Вентцель насчитывает около семидесяти открытых и шестидесяти закрытых работ, общий объем которых приближается к трем сотням печатных листов. Научная деятельность Е.С. Вентцель
7 «В нашей семье традиционным был и интерес к литературе, все мы что-то писали. Писать я начала очень рано, печататься поздно». Уже в раннем возрасте в пять- шесть лет, Елена Сергеевна начинает свои первые литературные опыты: « так что внешне я была прирожденным математиком. А внутренне я больше тянулась к литературе. Так и сложилась моя дальнейшая жизнь между математикой и литературой». Воспоминания Е.С. Вентцель «Думаю, популярность моих учебников и монографий связана с тем, что они написаны, так сказать, пером романиста».
8 Публиковаться начала с 1960-х годов в журнале «Новый мир», которым в то время руководил Твардовский. Публикации: рассказ «За проходной» (1962); рассказ «Дамский мастер» (1963) рассказ о жизни молодого человека, осваивающего профессию парикмахера, воспринимаемой глазами его знакомой женщины-директора крупного НИИ рассказ «Под фонарём» (1965) женщина-учёный на пороге принятия важного личного решения мысленно заново проживает всю свою жизнь повесть «На испытаниях» (1967) об учёных-оборонщиках, действие отнесено к 1952 году, зримо воссоздаёт атмосферу подозрительности и недоверия; повесть «Маленький Гарусов» (1970) показывает душевную травму человека с задержанным вследствие страданий, перенесённых в детстве во время блокады Ленинграда, физическим и психическим развитием; роман «Кафедра» (1978), экранизирован («Кафедра»); повесть «Вдовий пароход» (1981), экранизирован («Вдовий пароход»); роман «Пороги» (1981); роман «Свежо предание» (написан в 1962 году, опубликован в 1995), повесть «Хозяйка гостиницы» (1976), экранизирована («Благословите женщину»); повесть «Перелом» (1987); повесть «Фазан». Литературное творчество
9 Е. С. Вентцель начала писать почти в 60 лет. До этого 30 лет преподавала курс теории вероятностей в Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского, затем в Институте железнодорожного транспорта. Как появилась на свет повесть «Хозяйка гостиницы»? Автор повести вспоминала: «А вот с Хозяйкой было так. Повесть давно бродила у меня в сознании, неясна была композиция. Далее следует рассказ об эпизоде, который Елена Сергеевна увидела на одном празднестве: пожилой человек подошел к молодой женщине с бокалом вина, прикоснулся своим бокалом к ее бокалу и тихо сказал: Нет слов. И тут я почувствовала, что моя повесть будет, что ее последние слова будут именно нет слов. Этого эпизода вполне могло бы не произойти, и что же, повесть была бы, но она была бы совсем другой... Кто знает? История, рассказанная в повести взята из жизни, написана о людях, которых автор знала лично.
10 Повесть И. Грековой Хозяйка гостиницы была напечатана в журнале Звезда, 1976, 9. Л. Цилевич послал автору большое письмо, в котором, в частности, писал: Я хочу говорить не столько как профессионал- литературовед, сколько как читатель, ибо повесть вызвала у меня прежде всего острый читательский интерес, я ее переживал, радовался и грустил вместе с героями, на одних злился, другими восхищался и т. д. Уже этот факт свидетельство высоких художественных достоинств произведения, потому что перешибить профессиональное восприятие не так-то легко.
12 Повесть стала литературной основой для сценария фильма. Сценарист Станислав Говорухин. Фильм вышел на экран ы 2003 году.
15 Станислав Говорухин взял и сделал чисто «женскую» картину. История жизни главной героини Верочки (Светлана Ходченкова) обыкновенна и трагична, как и судьба большинства ее ровесниц, чья молодость пришлась на тридцатые- сороковые годы прошлого столетия. Бесконечные переезды с мужем-военным (Александр Балуев) из гарнизона в гарнизон, постоянная готовность в любой момент покинуть уютный дом, только- только с трудом превращенный из грязного барака в уютное семейное гнездышко, чтобы где-то на другом конце страны вновь попасть в пустую холодную избу и начать все заново. Говорухину удалось пройти по лезвию бритвы, не впадая ни в сентиментальность, ни в цинизм, не стараясь выжать слезу, умело нажимая на нужные точки. Это просто спокойный рассказ о жизни женщины. И рассказ этот многих взял за душу и стал любимым фильмом для многих.
16 Зверкина, Г. Писатель И. Грекова -- профессор Е. С. Вентцель / Галина Зверкина,Георгий Эпштейн //Новый мир. – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2008/4/zv12. html Тайна писателя И. Грековой//Аргументы и Факты [Электронный ресурс] Режим доступа: ЛЕВИТАН,Л. ДИАЛОГ С ПИСАТЕЛЕМ / Л. Левитан, Л. Цилевич /Вопросы литературы. – [Электронный ресурс] Режим доступа: Грекова И. Кафедра /И.Грекова. – Москва: Художественная литература, – С. 145 – 268.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.