Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемСтанислав Шевердяев
2 1. История создания конституции Польской республики и ее структура. 2. Порядок изменения конституции. 3. Особенности конституционного статуса личности 4. Политико-территориальное устройство 5. Система органов власти и особенности их взаимодействия в политическом процессе
3 В мае 1791 года Польша приняла первую европейскую конституцию. Она именовалась Правительственным законом и была создана под влиянием французской Декларации о правах человека и гражданина. Несмотря на то, что Речь Посполита имела некоторые признаки республиканского государства, она являлась специфической выборной монархией. Первая польская конституция отрицала равноправие граждан, в то время как дворяне-землевладельцы имели ряд привилегий. Католики также обладали некоторыми преимуществами перед представителями других конфессий. Сейм, состоящий из двух палат, имел преобладающую власть, а титул короля стал наследным. Прошло немногим более года, как часть феодалов, заручившись поддержкой России, подняла мятеж и вернула себе права, отобранные майской Конституцией. Новая конституция приняли в ноябре 1793 года в городе Гродно. Однако и она просуществовала недолго, так как через два года Польшу разделили между собой Пруссия, Россия и Австрия. Так на долгие годы прекратило свое существование независимое Польское государство.
4 Возрождение Польши как государства стало возможно благодаря октябрьскому перевороту в России, а также поражению Австро-Венгрии и Германии в первой мировой войне. В феврале 1919 года была принята Малая Конституция, урегулировавшая систему высших органов власти Польши до утверждения основного закона государства в марте 1921 года. Формой правления избрали парламентарную республику, ее специфической чертой являлась ведущая роль парламента в государстве. Национальное Собрание избирало президента, а тот, в свою очередь, назначал министров. 23 апреля 1935 года была принята очередная конституция. К тому времени в Польше уже сложился авторитарный политический режим. Основной закон государства значительно ограничивал политические права граждан, а основные полномочия сосредотачивал в руках президента. После окончания войны 1939 – 1945 гг. в Польше было создано Временное правительство. В его составе были, в основном, силы, которые ориентировались на создание в стране прокоммунистического режима. Под советским нажимом Польша начала движение к социализму. Она стала называться Польской Народной Республикой. Вскоре оппозиция была полностью ликвидирована. Страной безраздельно правила партия коммунистов – ПОРП. В новой конституции, принятой 22 июля 1952 года, многие положения были позаимствованы из сталинской конституции. В качестве основных задач она определила вытеснение и ликвидацию тех общественных классов, которые эксплуатируют трудящихся и крестьян и установила, что власть принадлежит крестьянам и трудящимся. Типичными для всех социалистических конституций обязанностями были требования строго соблюдать государственную тайну и проявлять бдительность к врагам социализма.
5 Начало 80-х годов XX столетия в Польше отметилось серьезнейшим политическим кризисом. Профсоюзное объединение Солидарность, выступило против власти правительства. Его поддержали миллионы польских трудящихся. ПОРП, пытаясь удержать свои позиции, объявила о чрезвычайном положении в стране. Новое руководство партии попыталось осуществить некоторые социалистические обновления в конституции. Так, из подчинения правительству была выведена Верховная палата контроля, а затем были учреждены Государственный и Конституционный трибунал. В конституционной реформе 1990 года были урегулированы основы территориального самоуправления, которые определялись как основная форма общинной жизни в гмине. Выборная власть на уровне воеводств была ликвидирована. Также были исключены права президента в отношении национальных советов и изменен его конституционный статус. Срок полномочий уменьшался до пяти лет, выборы президента становились прямыми. Первым всенародно избранным президентом стал Л. Валенса - лидер Солидарности. В обществе созрело принятие новой конституции. Первоначально ее утверждение хотели приурочить к двухсотлетию первой - в 1791 году. Однако острые политические противоречия затянули этот процесс на долгие восемь лет. В 1992 году была принята Малая Конституция - третья по счету в жизни польского государства. Она установила, что конституция 1952 года утрачивает свою силу за исключением нескольких положений. 2 апреля 1997 года была принята, а в октябре вступила в силу, ныне действующая Конституция Польши.
6 Конституция Польши начинается с преамбулы, в которой говорится о установлении конституции Польским народом, состоящим из граждан Польской Республики, которые равны в правах и обязанностях по отношению к их общему достоянию-Польше. Целью данной конституции провозглашается обеспечение гарантированности прав и свобод и добросовестность и эффективность деятельности публичных институтов власти. Конституция Польши состоит из 13 разделов и 243 статей
7 В разделе XІІ говорится о порядке изменения конституции. Согласно ст.235 изменение конституции происходит посредством закона, принятого в одинаковой редакции Сеймом и затем в срок не более 60 дней Сенатом. Проект закона об изменении Конституции могут внести не менее 1/5 законного числа депутатов, Сенат или Президент Республики Закон об изменении Конституции Сейм принимает большинством не менее 2/3 голосов в присутствии не менее половины законного числа депутатов, а также Сенат - абсолютным большинством голосов в присутствии не менее половины законного числа сенаторов. Принятие Сеймом закона, изменяющего предписания разделов І, XІ или ХІІ Конституции (разделы Республика,Чрезвычайные положения и Изменение Конституции соответственно), может состояться не ранее шестидесятого дня после первого чтения проекта этого закона. Если закон об изменении Конституции касается предписаний разделов І, XІ или ХІІ депутаты, Сенат или Президент Республики могут в течение 45 дней со дня принятия Сенатом закона потребовать проведения утверждающего референдума. С предложением по этому вопросу эти субъекты обращаются к Маршалу Сейма, который незамедлительно назначает проведение референдума в течение 60 дней со дня внесения предложения. Изменение Конституции принимается, если за это изменение высказалось большинство голосовавших. После окончания процедуры, Маршал Сейма представляет Президенту Республики принятый закон для подписания. Президент Республики подписывает закон в течение 21 дня со дня представления и дает распоряжение опубликовать его в "Журнале Законов Польской Республики".
8 В разделе ІІ говорится о свободах, правах и обязанностях человека и гражданина. Согласно ст. 30 Естественное и неотчуждаемое достоинство человека является источником свобод и прав человека и гражданина. Оно нерушимо, а его уважение и охрана являются обязанностью публичных властей. На первое место законодатель ставит личные права и свободы. Условно можно разделить права, свободы и обязанности по группам: Личные (гражданские)Политические Социально-экономические и культурные 1. Правовая охрана жизни (ст.57) 1. Свобода организации мирных собраний (ст.38) 1. Право собственности, другие имущественные права (включая право наследования) (ст.64) 2. Право на личную неприкосновенность и свободу (ст.41) 2. Свобода объединений (ст.58) 2. Свобода выбора профессии и профессиональной деятельности, а также выбора места работы(ст.65) 3. Право на обращение в суд задержанного с целью определения законно ли задержание (ст. 41) 3. Право на доступ к публичной службе 3. Право на безопасные и гигиеничные условия труда (ст.66) 4. Право на защитника (в т. ч. и на бесплатную юридическую помощь) (ст.42) 4. Право на получение информации о деятельности органов публичной 4. Право на социальное обеспечение (ст.67) 5. Право на правовую охрану частной, семейной жизни чести и доброго имени а также на принятие решений о своей личной жизни (ст.47) и др. 5. Право на участие в референдуме, право избирать Президента Республики депутатов и сенаторов (ст.62) и др. 5. Право на учебу (ст.70) и др.
9 Конкретного раздела в конституции Польши, посвященного политико-территориальному устройству (далее- ПТУ) Польши нет. Однако, в разделе І провозглашаются определенные принципы ПТУ: 1. Польская республика-унитарное государство (ст.3) 2. Основное территориальное деление государства, принимающее во внимание социальные, хозяйственные или культурные связи и обеспечивающее территориальным единицам способность выполнять публичные задачи, определяет закон.( п.2 ст.15) 3. Столица Польши-город Варшава (ст. 29) Административное деление Польши: страна делится на воеводства, воеводства на поветы, поветы на гмины. Воеводств в Польше-16,поветов-379,гмин До 1999 года (после реформы 1975 года) страна делилась на воеводства и гмины. Воеводства Польши: 1. Мазовецкое (столица-Варшава) 2. Нижнесилезское (Вроцлав) 3. Куявско-Поморское (Быдгош) 4. Люблинское (Люблин) 5. Лоздинское (Лоздь) 6. Малопольское (Краков) 7. Опольское (Ополе) 8. Подкарпатское (Жешув) 9. Подлянское (Белосток) 10. Поморское (Гданьск) 11. Свентокшиское (Кельце) 12. Силезское (Катовице) 13. Великопольское (Познань) 14.Варминьско-Мазурское (Ольштын) 15. Западно-Поморское(Щецин) 16. Любуское (Гожув-Велькопольски). Руководство гмины составляют: совет гмины, избираемый во всеобщих выборах местного самоуправления, а также правление, избираемое советом гмины и осуществляющее исполнительную власть в гмине. В вопросы гмины входят, в частности: начальные школы, детские сады, библиотеки, дома культуры, местный транспорт, гминные дороги, управление рынками, здравоохранение. Гмина отвечает порядок и безопасность на своей территории, в её ведении находятся дороги местного значения, организация коммунального хозяйства, и т.д. В сферу обязанностей поветов включены все локальные вопросы, выходящие за границы гмины. В частности: охрана общественного порядка и общая безопасность, противопожарная безопасность и защита от наводнений, предупреждение стихийных бедствий и устранение их последствий, содержание общих больниц, борьба с безработицей, строительство и содержание междугминных дорог. Повятам могут делегироваться права воеводств в тех вопросах, которые могут решаться на месте.
10 Власть Законодательная Исполнительная Судебная Парламент Верхняя палата : Сенат Состав: 100 сенаторов (избираются народом) Срок полномочий: 4 года Полномочия: 1. законодательная инициатива 2. Право отклонения законопроекта, принятого Сеймом Нижняя палата: Сейм Состав: 460 депутатов(избираются народом) Срок полномочий: 4 года Полномочие :рассмотрение и принятие законов Сенат может отклонить законопроект, принятый Сеймом Сейм может преодолеть вето Сената, приняв законопроект абсолютны числом голосов Президент Срок полномочий: 5 лет (избирается народом) Полномочия : 1. Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил 2. Ратификация и денонсация международных договоров 3. Осуществляет помилование 4. Подписывает законы и др. Президент Срок полномочий: 5 лет (избирается народом) Полномочия : 1. Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил 2. Ратификация и денонсация международных договоров 3. Осуществляет помилование 4. Подписывает законы и др. Совет Министров Состав: Председатель Совета Министров и министров Полномочия: проводит внутреннюю и внешнюю политику Польской республики 1. Обеспечивает исполнение законов 2. Охраняет интересы Государственной казны 3. Одобряет проект государственного бюджета и др. Совет Министров Состав: Председатель Совета Министров и министров Полномочия: проводит внутреннюю и внешнюю политику Польской республики 1. Обеспечивает исполнение законов 2. Охраняет интересы Государственной казны 3. Одобряет проект государственного бюджета и др. Верховный суд Высший административный суд Государственный трибунал разрешение дел о конституционной ответственности высших должностных лиц Порядок формирования судьи :назначаются Сеймом Конституционный трибунал Проверка на соответствие Конституции всех нижестоящих НПА Порядок формирования: судьи назначаются Сеймом Председатель и Вице- председатель Президентом Общие и военные суды Административные суды Отрешение президента от должности Парламент выдвигает обвинение против президента Назначение Председателя и министров Назначение судей Назначает выборы в парламент
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.