Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемиван иванов
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ
2 1. ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ Главной задачей психоанализа является доведение до сознания клиенттта конфликтной ситуации, связанной с неприемлемостью для него бессознательных влечений. Общая направленность коррекции в психодинамическом направлении - помощь клиенттту в выявлении неосознаваемых причин тягостных переживаний и болезненных проявлений. За счет их проработки (в различных формах) предполагается возможность контроля по крайней мере частичного овладения поведением, и, как следствие этого, возможность личностного роста для клиенттта. КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ Главной задачей психоанализа является доведение до сознания клиенттта конфликтной ситуации, связанной с неприемлемостью для него бессознательных влечений. Общая направленность коррекции в психодинамическом направлении - помощь клиенттту в выявлении неосознаваемых причин тягостных переживаний и болезненных проявлений. За счет их проработки (в различных формах) предполагается возможность контроля по крайней мере частичного овладения поведением, и, как следствие этого, возможность личностного роста для клиенттта.
3 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ А.АДЛЕРА Целостность и целесообразность. Основной предпосылкой концепции Адлера выступает рассмотрение личности как неделимой целостности, являющейся интегральной частью социума. Поэтому основной упор в коррекционной работе делается на внутриличностные проблемы клиенттта, а не на межличностные. Цели коррекции: снижение чувства неполноценности; развитие социального интереса (просоциальной направленности); коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ А.АДЛЕРА Целостность и целесообразность. Основной предпосылкой концепции Адлера выступает рассмотрение личности как неделимой целостности, являющейся интегральной частью социума. Поэтому основной упор в коррекционной работе делается на внутриличностные проблемы клиенттта, а не на межличностные. Цели коррекции: снижение чувства неполноценности; развитие социального интереса (просоциальной направленности); коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни.
4 КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К.РОДЖЕРСА Цель коррекции состоит в выработке у клиенттта большего самоуважения и способности предпринимать действия, необходимые для приведения его «Я»-реального в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями. С самого начала внимание концентрируется не на проблемах человека, а на нем самом, на его «Я», поэтому задача, которая ставится и решается в рамках взаимодействия психолога и клиентт¬та это помощь в личностном росте и развитии, благодаря которому человек сам решает свои проблемы. А второстепенная задача создание соответствующего психологического климата и соответствующих отношений КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К.РОДЖЕРСА Цель коррекции состоит в выработке у клиенттта большего самоуважения и способности предпринимать действия, необходимые для приведения его «Я»-реального в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями. С самого начала внимание концентрируется не на проблемах человека, а на нем самом, на его «Я», поэтому задача, которая ставится и решается в рамках взаимодействия психолога и клиентт¬та это помощь в личностном росте и развитии, благодаря которому человек сам решает свои проблемы. А второстепенная задача создание соответствующего психологического климата и соответствующих отношений
5 ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ К экзистенциальному направлению относят теории и системы личностной коррекции, основанные на теории экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности человека за свое личностное становление, когда упор делается на «свободную волю», осознание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. Цели коррекции: помочь клиенттту обрести смысл жизни, осознать личностную свободу, ответственность и открыть свои потенции как личности в полноценном общении. И одновременной задачей экзистенциального взаимодействия выступает безусловное признание личности клиенттта и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловным, заслуживающим признания жизненным миром, само существование которого есть ценность. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ К экзистенциальному направлению относят теории и системы личностной коррекции, основанные на теории экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности человека за свое личностное становление, когда упор делается на «свободную волю», осознание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. Цели коррекции: помочь клиенттту обрести смысл жизни, осознать личностную свободу, ответственность и открыть свои потенции как личности в полноценном общении. И одновременной задачей экзистенциального взаимодействия выступает безусловное признание личности клиенттта и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловным, заслуживающим признания жизненным миром, само существование которого есть ценность.
6 2. ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В бихевиориальном направлении понятие личности не только не разработано, но попросту отсутствует. Основные понятия, применяющиеся к личности, относятся к ее поведению. Поэтому основные реакции, на которые направлены воздействия психолога, - реальное поведение человека в реальном мире. Цели коррекции: обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового адаптивного поведения или преодоление поведения, которое стало дезадаптивным. Цели коррекционных воздействий в поведенческой психокоррекции формулируются либо как обучение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание и торможение имеющихся у субъекта дезадаптивных форм поведения. В бихевиориальном направлении понятие личности не только не разработано, но попросту отсутствует. Основные понятия, применяющиеся к личности, относятся к ее поведению. Поэтому основные реакции, на которые направлены воздействия психолога, - реальное поведение человека в реальном мире. Цели коррекции: обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового адаптивного поведения или преодоление поведения, которое стало дезадаптивным. Цели коррекционных воздействий в поведенческой психокоррекции формулируются либо как обучение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание и торможение имеющихся у субъекта дезадаптивных форм поведения.
7 3. КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ В основе когнитивного подхода лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Именно с ними работает психолог в коррекционном плане. Когнитивная психокоррекция ориентирована на настоящее. Этот подход директивен, активен и ориентирован на проблему клиенттта, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме, а также для коррекции семейных и супружеских отношений. ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ В основе когнитивного подхода лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Именно с ними работает психолог в коррекционном плане. Когнитивная психокоррекция ориентирована на настоящее. Этот подход директивен, активен и ориентирован на проблему клиенттта, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме, а также для коррекции семейных и супружеских отношений.
8 РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ (РЭТ) А. ЭЛЛИСА Согласно А. Эллису психологические проблемы появляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения, поддержки) и ошибочно полагает, что эти простые предпочтения - абсолютные мерила его жизненного успеха. Цели коррекции. Главная цель - оказание помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель - освобождение от идеи самообвинения. РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ (РЭТ) А. ЭЛЛИСА Согласно А. Эллису психологические проблемы появляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения, поддержки) и ошибочно полагает, что эти простые предпочтения - абсолютные мерила его жизненного успеха. Цели коррекции. Главная цель - оказание помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель - освобождение от идеи самообвинения.
9 КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД А.БЕКА Главная идея когнитивной психокоррекции А. Бека состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. В результате рождаются программы поведения. Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и планируя действия на основе этого синтеза, т.е. вырабатывая самостоятельно программу поведения. Цели коррекции: исправление неадекватных когниций, осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными. КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД А.БЕКА Главная идея когнитивной психокоррекции А. Бека состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. В результате рождаются программы поведения. Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и планируя действия на основе этого синтеза, т.е. вырабатывая самостоятельно программу поведения. Цели коррекции: исправление неадекватных когниций, осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными.
10 РЕАЛЬНОСТНАЯ ТЕРАПИЯ У. ГЛАССЕРА Человек - творец собственной жизни, часть мира, которую сам создает для себя. А отсюда основные положения теории Глассера: личность сама выбирает свою позицию - жертвы или деятеля; сама выбирает себе желаемый мир и желаемое поведение и осуществляет контроль над ними. Цели коррекции. Общая цель коррекции - активизация у клиенттта «чувства реальности» и помощь ему в преодолении разрыва между его планами и их осуществлением в реальной жизни. Частная цель - достижение личностной независимости, повышение уровня самоосознания и разработка плана личностного совершенствования. РЕАЛЬНОСТНАЯ ТЕРАПИЯ У. ГЛАССЕРА Человек - творец собственной жизни, часть мира, которую сам создает для себя. А отсюда основные положения теории Глассера: личность сама выбирает свою позицию - жертвы или деятеля; сама выбирает себе желаемый мир и желаемое поведение и осуществляет контроль над ними. Цели коррекции. Общая цель коррекции - активизация у клиенттта «чувства реальности» и помощь ему в преодолении разрыва между его планами и их осуществлением в реальной жизни. Частная цель - достижение личностной независимости, повышение уровня самоосознания и разработка плана личностного совершенствования.
11 4. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ Современный трансактный анализ включает в себя теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ Э. БЕРНА Для Берна характерна специальная терминология, которая обозначает события, происходящие между людьми в общении. «Игра» - фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости путем манипулятивного поведения. Близость это свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечение выгоды. Цели коррекции. Главная цель - помощь клиенттту в осознании своих игр, жизненного сценария, «эго-состояний» и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни. Сущность коррекции заключается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям и близости. Целью также является достижение клиентттом независимости и автономии, освобождение от принуждения, включенность в настоящие, свободные от игр взаимодействия, допускающие откровенность и близость. Конечная цель - достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства. Современный трансактный анализ включает в себя теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ Э. БЕРНА Для Берна характерна специальная терминология, которая обозначает события, происходящие между людьми в общении. «Игра» - фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости путем манипулятивного поведения. Близость это свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечение выгоды. Цели коррекции. Главная цель - помощь клиенттту в осознании своих игр, жизненного сценария, «эго-состояний» и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни. Сущность коррекции заключается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям и близости. Целью также является достижение клиентттом независимости и автономии, освобождение от принуждения, включенность в настоящие, свободные от игр взаимодействия, допускающие откровенность и близость. Конечная цель - достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства.
12 5. ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ Ф. ПЕРЛЗА Согласно гештальттерапии организм рассматривается как единое целое, и любой аспект поведения может быть проявлением целостного бытия человека. Человек является частью более широкого поля: организм - среда. У здоровой личности граница со средой является подвижной: возникновение определенной потребности требует «контакта» со средой и формирует гештальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует «отхода» от среды. Цели коррекции. Целью гештальткоррекции является снятие блокировок, пробуждение потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, способствующих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиенттта.Основная цель - помощь человеку в полной реализации его потенциала. Главная цель взаимодействия с клиентттом - активация внутренних личностных резервов клиенттта, высвобождение которых ведет к личностному росту. Согласно гештальттерапии организм рассматривается как единое целое, и любой аспект поведения может быть проявлением целостного бытия человека. Человек является частью более широкого поля: организм - среда. У здоровой личности граница со средой является подвижной: возникновение определенной потребности требует «контакта» со средой и формирует гештальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует «отхода» от среды. Цели коррекции. Целью гештальткоррекции является снятие блокировок, пробуждение потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, способствующих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиенттта.Основная цель - помощь человеку в полной реализации его потенциала. Главная цель взаимодействия с клиентттом - активация внутренних личностных резервов клиенттта, высвобождение которых ведет к личностному росту.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.