Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЛана Барлова
1 Программа подготовки к школе «дошкольная группа» Барлова Светлана ДО-4-1
2 Авторы: О.П. Гаврилушкина, Г.В. Глушкова, Т.Н. Доронова, Т.И. Ерофеева, Л.Н. Комиссарова, Н.А Короткова, С.И. Мусиенко.
3 Гаврилушкина Ольга Петровна Канд.пед.наук, ст. науч.сотр., профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ, зав. лабораторией "Психология аномального развития" Института проблем инклюзивного обучения (ИПИО МГППУ). Гаврилушкина О.П. окончила Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина по специальности «дефектология, русский язык и литература», получила квалификацию «учитель-логопед, учитель русского языка и литературы средней школы, звание учителя средней школы». Её трудовой путь начался с практической деятельности в больнице для детей с детским церебральным параличом и Городском психоневрологическом диспансере для детей и подростков. В 1976 году, окончив аспирантуру в НИИ дефектологии АПН СССР, защитила кандидатскую диссертацию под руководством доктора психологических наук, профессора Натальи Григорьевны Морозовой. Почти двадцать лет работала в НИИД, проводя исследования по проблемам развития, воспитания и обучения детей с интеллектуальными и речевыми расстройствами, одновременно читая лекции по специальной педагогике и психологии в педагогических вузах, курсах повышения квалификации и пр. Затем целиком посвятила себя преподавательской деятельности.
4 Ею разработаны авторские программы дисциплин: «Психология аномального развития», «Основы специальной психологии и педагогики», «Дефектология (в соавт.)», «Психолого-педагогические проблемы инклюзивного образования», «Развитие и воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья», «Нарушения игровой деятельности и психокоррекционная работа» и др. Особое место в её деятельности занимает разработка содержания и методов психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ. Она является членом авторских коллективов по разработке образовательных и коррекционно-образовательных программ воспитания и обучения, которые внедрены в практику и широко известны: «Дошкольная группа» - для групп кратковременного пребывания (2002) ; Воспитание и обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (2000,2007,2009); Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями в развитии. (2003);. Воспитание и обучение дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. 2009; Воспитание и обучение дошкольников с задержкой психического развития Под её руководством защищено 9 кандидатских диссертаций, опубликовано более 100 научых, научо-методических и учебно-методических работ. О.П.Гаврилушкина награждена медалью им.Г.И.Челпанова (1 степени) "За вклад в развитие психологической науки", член ред.коллегии ж. "Психологическая наука и образование" и НЭС МГППУ.
5 Программа «Дошкольная группа» Является программой для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст. Предназначена для воспитателей и руководителей ДОУ, в состав которых входят группы кратковременного пребывания (ГКП) детей. Эти группы, с одной стороны, призваны обеспечить запросы родителей, не имеющих возможности или не стремящихся по каким-либо причинам отдавать детей в детский сад на полный день, с другой обеспечить детям дошкольного возраста равный старт в преддверии школы.
6 Общие принципы организации образовательного процесса в ГКП могут быть обозначены следующим образом: образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми; взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности, занимая позицию заинтересованного партнера-участника; в образовательном процессе реализуется дифференцированный подход по нескольким направлениям: организация многоуровневой функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности дошкольников (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития); гибкий охват детей (пары, подгруппы, вся группа) формами и содержанием деятельности, соответствующими их интересам и возможностям; дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми (от 710 до 30 мин).
7 Цель программы. Цепи образовательной работы предполагают обеспечение эмоционального благополучия, познавательного, физического, эмоционально-эстетического и социально-этического развития детей старшего дошкольного возраста, формирование их как активных субъектов деятельности и отношений со взрослыми и сверстниками. К концу дошкольного детства ребенок должен стать активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений со взрослыми и сверстниками, что является нормативно целевым ориентиром для воспитателя в образовательной работе с детьми.
8 Раздел «Экологическое образование детей» специально не выделяется. Однако в программе предусматривается раздел «Познавательно- исследовательская деятельность», в котором и отражено содержание работы с детьми по этому направлению. Автор раздела Н.А. Короткова. Основная цель экологического образования детей дошкольного возраста формировать у них первоначальные основы экологической культуры; умения осознавать свои действия, поступки, прогнозировать результаты своей деятельности.
9 Перед воспитателем ставятся следующие задачи: Использовать познавательно-исследовательскую деятельность взрослого с детьми как стержне образующую для познавательного развития ребенка (в сочетании с развивающим потенциалом других видов деятельности); Обеспечивать освоение детьми основополагающих форм упорядочения опыта (причинно-следственные, родо-видовые, пространственно-временные отношения) и переход от систематизации опыта на уровне практического к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
10 стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, словесному анализу- рассуждению; развивать познавательную инициативу дошкольников (любознательность), самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослым и использования предметной среды; расширять кругозор ребенка, выводя его за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственно-временную перспективу (в процессе познавательно-исследовательской деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).
11 Целевой ориентир для воспитателя (и критерий успешного продвижения ребенка) комплекс нормативных показателей познавательной инициативы и характера познавательно-исследовательской деятельности ребенка к концу дошкольного возраста: интересуется предметами и явлениями, лежащими за кругом непосредственно данного, задает вопросы об отвлеченных вещах, обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому что...); стремится к систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции); интересуется познавательной литературой, символическими языками: самостоятельно берется «читать» схемы, карты, чертежи, делать что-то по графическим схемам (лепить, конструировать), составлять схемы, карты, пиктограммы, записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).
12 Структурно-содержательная характеристика В разделе «Познавательно-исследовательская деятельность» заявляется о целесообразности деятельности, направленной на постижение устройства мира (вещей, явлений, находящихся в определенных связях и отношениях), упорядочение, систематизацию представлений о нем. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой начинает овладевать средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Данный раздел введен в программу вместо традиционных занятий по ознакомлению с окружающим и выстроен с учетом специфики ГКП. Во-первых, это разнородность группы по уровню познавательного развития, что делает необходимым гибкое проектирование содержания занятий с детьми, чтобы заинтересовать и сделать успешными всех детей группы (независимо от их исходного уровня развития). Во-вторых, необходимость строить образовательный процесс максимально компактно, чтобы в условиях сжатого времени обеспечить освоение ребенком культурных средств познания и охватить наиболее значимые представления об окружающем мире. Поэтому работа с дошкольниками строится не в форме регламентированных учебных занятий, а в форме непринужденной познавательно- исследовательской деятельности взрослого с детьми (где взрослый-партнер учитывает детские интересы и инициативы).
13 Чтобы сделать занятия привлекательными и вызвать исследовательскую активность детей, воспитатель использует доступные и интересные старшим дошкольникам «типы исследования»: опыты (экспериментирование); коллекционирование (классификация); путешествие по карте и по «реке времени».
14 Каждый «тип исследования» создает благоприятные условия для реализации развивающих задач: опыты (экспериментирование) освоение причинно- следственных связей, получение представлений о связях и зависимостях в живой и неживой природе и т.п.; коллекционирование (классификационная работа) освоение родовидовых отношений, получение представлений о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п.; путешествие по карте освоение пространственных схем, получение представлений о пространстве мира, природных ландшафтах, частях света и родной стране; путешествие по «реке времени» освоение временных отношений, получение представлений об историческом времени, истории материальной цивилизации.
15 По теме «Формирование представлений о живой и неживой природе в разные сезоны» нужно дать детям знания: о приспособленности растений (комнатных, дикорастущих); животных (домашних, диких, уголка природы); человека к среде обитания и сезонным изменениям; месте человека в окружающем мире.
16 Помимо этого привить навыки общения с дикой природой и творениями ума и рук человека, научить понимать красоту природы, любоваться ею в разное время года и сохранять эту красоту. В то же время отмечается, что содержание знаний и основные показатели отношения к природе на каждый возрастной период определены в комплексных программах и в программах парциальных, таких как: «Юный эколог» С.Н. Николаевой и «Наш дом природа» Н.А. Рыжовой.
17 В ГКП детей в ДОУ предлагается использовать самые разные формы и методы работы. Это занятия, наблюдения, целевые прогулки, игры с экологическим содержанием, рассматривание картин, иллюстраций, просмотр видеофильмов, слайдов, экспериментирование, помощь животным и растениям. Наиболее сложный материал рекомендуется давать на занятиях в основном тот, который недоступен для наблюдения в повседневной жизни. Занятия с экологической направленностью желательно проводить один раз в неделю. В зависимости от условий, количество их может быть увеличено или уменьшено, но в таком случае определенный объем информации включается в другие виды деятельности, например изобразительную, речевую. Это могут быть «путешествия» с использованием игровых ситуаций, литературных персонажей. Предлагается проводить экскурсии по территории ДОУ, знакомить ребят с различными растительными сообществами.
18 Занятия могут проводиться как по подгруппам, так и со всей разновозрастной группой. Тема для младшего и старшего возраста может быть одна и та же, а содержание и задачи разные. Предлагаются примерные темы занятий: «Кто живет рядом со мной?» (Домашние животные, животные уголка природы), «Жизнь домашних животных в разные сезоны», «Дикие животные какие они?», «Водные обитатели», «Птицы, растения живые», «Комнатные, дикорастущие, лекарственные растения», «Лес многоэтажный дом», «Неживая природа (воздух, вода, почва) среда обитания живых организмов», «Взаимодействие человека с природой», «Экологическая безопасность ребенка». Количество занятий по каждой теме определяют сами педагоги.
19 В свободное время можно рассматривать с ребятами иллюстрации о природе, проводить дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто как кричит?», «Кто спрятался?», «Узнай животное (или растение) по описанию», «Что сначала, что потом?», «Путаница», «Найди такое же», «Вершки и корешки», «С кем не страшно?», «Кому нужна ель?» и т.п. На прогулке следует обращать внимание детей на изменения, происходящие в природе, рассказывать или зарисовывать то, что показалось им интересным. Обращать внимание ребят на птиц, обитающих около дома, что они делают, какие звуки издают, чем питаются. Проявлять заботу о птицах зимой, вместе с детьми подкармливать их, объяснять, зачем это нужно делать. Понаблюдать за поведением птиц в разных ситуациях: клюют, купаются в луже, траве, песке, летают, отдыхают и т.д. Предложить детям поиграть повторить движения птиц: попрыгать, как воробей, ворона, «полетать», как голуби, вороны и т.д.
20 Методические рекомендации охватывают и организацию трудовой деятельности детей. Прежде всего рекомендуется объяснить ребенку, что его труд необходим и полезен. Лучше, если дети будут объединены в небольшие подгруппы так легче установить контакты, укрепить дружеские взаимоотношения. Необходимо приучить ребят к тому, что прежде чем начать работу, надо подготовить рабочее место, а, закончив ее, убрать материалы и оборудование. Необходимо научить детей правильно пользоваться инвентарем, а старших дошкольников еще и рационализировать свой труд. Фундаментом трудового обучения служат впечатления об окружающей действительности. Чем разнообразнее опыт ребенка, тем больше возможностей для его развития и воспитания. Помимо самообслуживания, хозяйственного, ручного труда выделяется труд в природе: дети могут кормить рыбок, птиц, домашних животных. Ухаживать за растениями (вместе со взрослыми), сеять семена, сажать луковичные растения, ухаживать за посевами и посадками (старший возраст).
21 Предметно-развивающая среда Образовательный процесс, насыщенный разными видами активности, требует рациональной организации предметно-пространственной среды, отличающейся функциональностью, доступностью материалов и пособий для детей, многоуровневостью, обеспечивающей самореализацию детей с разным уровнем развития. В групповом помещении выделяется рабочая часть для занятий (с большим рабочим или несколькими столами) и пространство для свободной самостоятельной деятельности детей по интересам. Это могут быть отделенные низкими стеллажами, шкафчиками места для сюжетной игры, опытов и экспериментирования, настольных игр и дидактических упражнений, а также книжный уголок, где можно спокойно рассматривать книги, альбомы. Оформление группы должно включать физическую карту полушарий, висящую в доступном месте, глобус, подвижную двустороннюю доску для занятий по рисованию, письму и как стенд для экспозиции схем, иллюстративного материала и пр. Доска всегда должна быть доступна детям.
22 Среди материалов и пособий, необходимых для свободной самостоятельной деятельности, должны быть следующие: для сюжетной игры: образные игрушки (куклы, плюшевые звери), наборы мелких фигурок людей и животных, игровые макеты; игры с правилами: настольные; для конструирования: разнообразные настольные наборы для конструирования; изобразительной деятельности и ручного труда: бумага различного формата, графические и живописные материалы, природный и бросовый материал, художественные мозаики и т.п.; экспериментирования и исследования: весы с разновесками, мерные стаканы, лупы, циркули, разнообразные коллекции и т.п. Книжный уголок должен содержать иллюстрированные альбомы для рассматривания, детские иллюстрированные книжки для чтения и рассматривания, сборники сказок и стихов, рассказов о детях и животных.
23 Особенности организации работы специалистов ДОУ Перед сотрудниками ГКП детей в ДОУ стоят практически те же задачи, что и перед педагогами обычного детского сада: адекватное возрасту развитие ребенка в игровой, трудовой, речевой, конструкторской, изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности; воспитание экологической культуры, стремления к здоровому образу жизни; формирование элементарных математических представлений, обогащение сенсорного опыта и опыта общения с детьми и взрослыми.
24 Учебно-методическое обеспечение В качестве методического обеспечения занятий воспитатель может использовать любые из рекомендованных Минобразования РФ разработок по собственному выбору. Содержание и задачи экологического образования дошкольников определены в разных комплексных программах, а более детальное их раскрытие в парциальных программах по экологическому образованию.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.