Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователеммария ильенко
1 О СОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ
2 Если учиться самостоятельно трудно, то значит ли неэффективно? А если учиться с помощью преподавателя (аудиторно) легче, то значит ли, что эффективно? С одной стороны, самостоятельная учеба является основным методом получения знаний, а аудиторные занятия должны помочь успешному его использованию, давая студенту организационно-методические ориентиры в его работе с литературой, в анализе жизненных проблем, исходя из почерпнутых в научных книгах теоретических знаний. На самом же деле из-за трудностей самостоятельной учебы студент тяготеет к более легкому аудиторным занятиям, где знания он пытается получить из уст преподавателя. Из-за этого противоречия он поневоле становится жертвой выбранного им легкого пути и оказывается менее подготовленным, чем мог бы быть, если бы научился с увлечением трудиться, ощущая реальную отдачу от своих усилий.
3 Мотивы, цели, средства и результат деятельности все эти компоненты структуры деятельности имеют именно психологический смысл, так как характеризуют деятельность со стороны субъекта : какую цель он ставит перед собой, во имя удовлетворения какой из своих потребностей он ставит эту цель (мотив), какие средства для достижения поставленной цели он использует и какой получает результат. Каковы мотивы и цели, таковы обычно и результаты учебной деятельности, т. е. качество усвоения учебного материала.
4 Если рассматривать в более широком плане роль мотива в деятельности, то за ним скрывается отношение личности к предмету деятельности, к самой деятельности и ее результатам, а главное к ее социальному смыслу: для чего нужна эта деятельность обществу и «мне лично» как субъекту деятельности. Какие различают типы мотивов вообще и в учебной деятельности в частности? осознанные и неосознанные ситуативные и смыслообразующие. а другие реально действуют, но субъектом не осознаются. («Вначале я особо и не хотел учиться. Потом так «впрягся» в учебу, что сам не пойму, почему. Увлекся, в общем».) некоторые мотивы ясно осознаются («Я знаю, ради чего учусь»),
5 Ситуативный мотив может проявляться, например, как интерес к какому-то отдельному теоретическому или практическому материалу в предмете, в целом неинтересном для студента, поскольку, как он считает, знание данного предмета не очень-то нужно для его будущей деятельности. Другое дело смыслообразующий мотив. Он движет деятельностью субъекта, побуждает к проявлению активности, ибо в нем заложено понимание действующим индивидом того социального смысла своей учебной деятельности, ради которого она была предпринята.
6 Первый тип учебной мотивации когда мотивы учебной деятельности совершенно не связаны с процессом обучения, являются внешними по отношению к нему. П. Я. Гальперин назвал это «деловой мотивацией», т. е. человека интересует не что-нибудь, непосредственно вытекающее из обучения (ни знания, ни получение свободы научной ориентировки в каких-то проблемах, ни приобретение профессионализма), а привлекает та выгода, которую обещает учеба, то благо, что за эту учебу «ему причитается». Деление мотивов собственно учебной деятельности на три группы (рабочая классификация, предложенная П. Я. Гальпериным). Второй тип это так называемая состязательная (соревновательная, или «спортивная») мотивация. Она наиболее ярко выступает в спорте, но присутствует в любой деятельности (в экономической, предпринимательской) и суть ее в стремлении быть первым в своем деле или, по крайней мере, не хуже других. В учебной деятельности данная мотивация наблюдается там, где придается большое значение оценкам (как в общественном мнении, так и в представлении учащихся), что менее присуще атмосфере вуза, чем средней школы.
7 Третий тип мотивации учебной деятельности подлинно познавательная, внутренне связанная с процессом собственно обучения, учебной деятельности. При познавательной мотивации человеку интересен сам процесс учения, и он учится не для оценки, не для диплома, хотя и они ему не безразличны, а для того, чтобы, читая книгу, слушая лекцию, каждый раз получать новые знания, расширять кругозор, проникая в глубь вещей и явлений, находить научное объяснение тому, что раньше было тайной. Это и есть познавательный интерес, который является наилучшей мотивацией учебной деятельности, практически неисчерпаемой. Интерес как Познавательная мотивация двигает и исследовательскую активность ученых, которых ничто и никто не заставляет трудиться денно и нощно, ни зарплата, ни начальство, а работают они только из интереса к познанию, из «научного любопытства».
8 Три типа мотивации учебной деятельности изменчивы. Деловая или состязательная мотивация могут сменяться на познавательную по мере углубления студента в процесс познания, если ему «вдруг» станет интересно учиться, познавать новое и полезное для себя. Это не превращение одного типа мотивации в другой, а просто возникновение новой мотивации, вызванной самим процессом и результатом учебной деятельности. Чем глубже и основательнее человек начинает разбираться в научных истинах, тем больше он проникается стремлением больше знать, лучше понять и получает все большее удовлетворение от познания, от учебной деятельности, от ее результатов.
9 Каковы же условия, от которых зависит эффективность самостоятельной учебы? Во-первых, она зависит от мотивации. Во-вторых, необходимость формирования у студента познавательного интереса. В-третьих, вдумчивое изучение предмета.
10 Методика преподавания и преследует цель облегчить студенту (особенно студенту-заочнику, которому труднее учиться) решение задачи научиться заниматься увлеченно, когда затраченный труд оборачивается открытиями, приносящими радость познания.
11 Библиография 1.Б.Ц. Бадмаев МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.