Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемАнастасия Калинина
1 Н. Н. Некрасов Поэма « Кому на Руси жить хорошо »
2 Замысел и сюжет поэмы. Сюжет поэмы очень близок к народному сказу о поисках доли человеческой, о поисках счастья и правды. Герои поэмы ищут « Непоротой губернии, Непотрошённой волости, Избыткова села ». Поэма открывается обычным сказочным зачином : « в каком году - рассчитывай, в какой земле – угадывай …»; столбовая « дороженька », на которой « сошлись семь мужиков », - именно то место, где начинается действие многих народных сказок о правде и кривде. И как в сказках, спорщики расходятся по мнениях, ссорятся, а потом, при помощи чудесной птички, говорящей человеческим языком, мирятся и отправляются искать счастливого. Эти поиски им облегчает та же чудесная птичка : благодарная мужикам за то, что они спасли ее птенчика, она дает им скатерть - самобранку. Описание того, что видели правдоискатели во время странствования по Руси, рассказы о себе воображаемых счастливых, которым обращаются крестьяне, и составляют содержание поэмы. Замысел поэмы несколько раз менялся Некрасовым за время работы над ней. Поэт начал её после « освобождения » крестьян и первоначально хотел показать в « раскрепощенной » России все несчастливы. « Счастливым » себя должен был назвать только пьяный бедняк, пропивший догола.
3 С горькой иронией Некрасов тем самым как бы говорил, что, только одурманив себя водкой, могут несчастные найти в себе минутное забвение. Но поэма дописывалась в 70- е годы, годы подъема революционного движения в стране, когда сотни и тысячи юношей шли « в народ ». Для революционной работы и в служении народу находили высшее счастье. Некрасов знал эту самоотверженную молодежь и горячо сочувствовал ее работе. Молодое поколение революционеров чутко откликалось на поэтические призывы Некрасова и поддерживало с ним тесную связь. Об этом свидетельствует, например, письмо, полученное поэтом от сельской учительницы Малозёмовой, которая, говорю о поэме Некрасова, называла себя счастливой и указывала, что нашла счастье в служении народу. Тяжело больной поэт ответил ей теплым письмом, в котором, между прочим, говорилось : « Счастье, о котором вы пишите, составило бы предмет продолжения моей поэмы. Ей не суждено окончиться ». Поэме, действительно, было « не суждено окончится », но в последней её части всё же дан настоящий счастливец : это Гриша Добросклонов, « народный заступник », « воплощение счастья народного ».
4 Жизнь народа и образы крестьян в поэме. При всём многообразии типов, выведенных в поэме, её главным героем является народ, крестьянство. Правдиво изображая тягостное положение, думы и чаяния народных масс, Некрасов ставил и разрешал важнейшие вопросы своего времени : кто виноват в народном горе, что делать, чтобы народ стал свободным и счастливым ? Положение народа с придельной отчётливостью рисуется уже в начале поэмы названиями тех мест, откуда родом крестьяне - правдоискатели. Они – « временно обязанные », « Подтянутой губернии, уезда Терпигорево, Пустопорожней волости, и смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож ». Странствуя в поисках счастливого человека, мужики проходят через Испуганную, Подстреленную и Безграмотную губернию, встречаются с жителями деревень : Босово, Адовщина, Столбняки, Дымоглотово, Наготино и т. п. Эти названия говорят сами за себя. На многих страницах поэмы изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. Деревни – « селения незавидные ; что не изба – с подпоркою, как нищий с костылём ; а с крыш солома скормлена скоту ». У мужиков « запасы скудные », на крестьянских полях « всходы бедные » на которые « невесело глядеть ». Немудрено что целое селения « на попрошайство осенью, на доходный промысел идут ».
5 Мужицкое « счастье », с горечью восклицает поэт, « дырявое с заплатами, горбатое с мозолями !» Счастливых среди крестьян нет. Жизнь народа красноречива обрисована в песне « Голодная », « Барщинная », « Солдатская »,» Весёлая », « Солёная » и других. Вот, например, каким показан дореформенный барщинный мужик в одной из этих песен : Беден, не чё сан Калинушка Шкура вся вспорта, Нечем ему щеголять, Пухнет с мякины живот. Только расписана спинушка, Верченый, крученый, Да за рубахой не знать. Сеченый, мученый С лаптя до ворота Еле Калина бредет … Реформа 1861 г. не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней : Добра ты, царская грамота Да не про нас ты писана … Как и прежде, крестьяне – люди, « досыта не едавшие, несолоно хлебавшие ». Изменилось только то, что теперь их « вместо барина драть будет волостной ». Безмерны народные страдания. Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной нищеты, от угрозы голодной смерти.
6 Но « почва добрая душа народа русского », и как ни страшна крестьянская жизнь, она не убила в народе лучших человеческих черт, трудолюбия, отзывчивости к чужому страданию, чувства собственного достоинства, ненависти к угнетателям и готовности е борьбе с ними. В рабстве спасенное Сердце свободное – Золото, золото Сердце народное ! Только крестьяне помогают отставному солдату, которому « тошен свет », потому что у него « хлеба нет, крова нет ». Они же выручают Ермила Гирина, который « бился » с купцом Алтынниковым. Крестьяне – « люди … великие » в работе ; « привычка … к труду » никогда не покидает мужика. Поэт показал, как недовольство народа своим положением начинает переходить в открытое возмущение : … иногда пройдёт Команда. Догадываешься : Должно быть, взбунтовался В избытке благодарности Селенье где - нибудь ! С нескрываемым сочувствием относиться Некрасов к таким крестьянам, которые не мирятся со своим бесправным и голодным существованием.
7 Прежде всего следует отметить семерых правдоискателей, пытливая мысль которых заставила их задуматься над коренным вопросом жизни : « Кому живется весело, вольготно на Руси ?» К числу крестьян, поднявшихся до основания своего бесправного положения, принадлежит и Яким Нагой, понявший, кому достаются плоды крестьянского труда. К тому же типу крестьян принадлежит и « непокорный » Агап, который на брань князя Утятина – « последыша » - ответил гневными словами : Цыц ! Нишкни ! …………………………………………… Сегодня ты начальствуешь, А завтра мы последышу Пинка – и кончен бал. Особое место в поэме занимают образы борцов за народное дело. Таковы Ермил Гирин, попавший в острог за защиту интересов крестьян, Савелий, богатырь святорусский, и разбойник Кудеяр. Савелий – один из тех крестьян, которые « за вотчину стояли хорошо ». Это бунтарь, которого не сломили ни каторга, ни ссылка. Он « гнется, да не ломиться, не ломиться, не валиться ». Когда иссякает народное терпение, крестьяне, подобные Савелию, поднимаются на открытую борьбу с угнетателями. Так было и с Савелием, который « в землю немца Фогеля … живого закопал ». « Наши топоры лежали до поры !» - говорит он себе. До конца своих дней Савелий сохранил твердость духа, мужество, сильную волю, ясный ум, нравственное достоинство, гордость и благородство.
8 . « Клейменный, да не раб », - отвечает он домашним, которые « честят » его « клейменым », « каторжным ». Савелий – олицетворение лучших черт характера народа : трудолюбия, бодрости, неугасимого стремления к свободе и независимости. Его « слова любимые »: « Недотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть »; « Наддай ! Наддай ! Наддай ! – звучит призывом к борьбе за народное счастье. Люди, подобные Савелию, достойны славы, и недаром Матрене Тимофеевне памятник народному герою Ивану Сусанину напоминает Савелия : Стоит из меди кованный, Точь - в - точь Савелий дедушка, Мужик на площади. Борцом за униженных и бесправных является и разбойник Кудеяр. Убийство угнетателя, по мнению Некрасова, - святое дело ; Кудеяру, убившему угнетателя, пана Глуховского, прощаются все грехи. Кудеяр убивает пана « богатого », знатного, первого в той стороне ». В сказе « О двух великих грешниках » можно видеть замаскированный призыв не только к пано убийству, но и к цареубийству, ибо « первыми панами » страны были русские самодержцы. Некрасов видел и теневые стороны крестьянской жизни : суеверие, невежество, пьянство. Они порождены « крепью » и исчезнут, когда исчезнут последние остатки крепостного права. Не все крестьяне являются протестантами и бунтарями, есть и такие, которые свыклись со своим бесправным положением. Некрасовская муза была « музой мести и печали », и поэта не могло не возмущать долготерпение части народа. Особенно много таких добровольных рабов среди дворовых : Люди холопского звания Сущие псы иногда... Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа.
9 С негодованием рисует Некрасов таких холопов : в главе « Счастливые » - дворового князя Переметьева, в главе « Последыш » - Ипата, слугу князя Утятина. Первый « счастлив » тем, что у князя Переметьева он был « любимый раб ». Этому « счастливцу » странники сурово заявляют : « Проваливай ! У нас вино мужицкое, Простое, не заморское, Не по твоим губам !» Образ Ипата, лакея князя Утятина, прекрасно раскрывается его собственными словами : « Я князей Утятиных холоп - и весь тут сказ !» Образ этого « чувствительного холуя », с восторгом вспоминающего об издевательствах барина над ним, вызывает отвращение поэта. Ипат - один из тех, по выражению Герцена, « фанатиков рабства », о которых Ленин впоследствии писал : « Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам » С особенным гневом писал Некрасов о тех крестьянах, которые способны предать своих братьев по классу. Таков староста Глеб, из корысти согласившийся уничтожить вольную, данную его барином крестьянам : На десятки лет, до недавних дней, Восемь тысяч душ захрипел злодей … « Иудин грех не прощается »- говорит поэт. С удовлетворением отмечал Некрасов, что сам народ беспощадно распрощается с предателями и шпионами из собственной среды. Так, Егорку Шутова, шпиона, крестьяне, как сквозь строй, прогоняют через четырнадцать деревень. « Гнус - человек !»- говорят мужики о нём и добавляют : « Не бить его, так уж кого и бить ?»
10 Образ женщины - крестьянки. « Жгучее беспокойство », которое испытывал Некрасов, думая о судьбе крестьянской женщины, сказалось и в поэме « Кому на Руси жить хорошо ». Судьбе крестьянки посвящены многие отдельные эпизоды поэмы и целиком - вся вторая её часть. На судьбе Матрёны Тимофеевны, героини второй части поэмы, поэтом показана типичная биография русской крестьянки. Радостной была её жизнь только в раннем детстве и то потому, что ей « счастье в девках выпало » : у неё была « хорошая, непьющая семья », говорит Матрёна Тимофеевна. Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться « по пятому годку ». Тяжёлый труд, однако, не сломил её. И добрая работница, И петь - плясать охотница Я смолоду была …- говорит о себе Матрёна Тимофеевна. В соответствии с народным представлением о женской красоте Некрасов любовно рисует портрет труженицы - крестьянки : Матрёна Тимофеевна Осанистая женщина, Широкая и толстая, Лет тридцати осьми. Красива ; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла.
11 Счастья на долю ей выпало мало. Выйдя замуж, она «попала с девичьей холи в ад». Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребёнка, побои, вечный каторжный тру, ранее вдовство, постоянная нужда- вот как сложилась её жизнь. «Во мне, - говорит Матрёна Тимофеевна,- Нет косточки неломаной, Нет жилочки нетянутой…» «Многокручинной», «многострадальной» женщине-крестьянке нет счастья на Руси- к такому выводу приводит Некрасов читателя. О том же говорит странникам и сама Матрёна Тимофеевна: «Не дело- между бабами счастливую искать». Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь не принизила характера крестьянки, не превратила её в бессловесную покорную рабыню. В ней зреет протест, она живёт «с гневом на сердце», помнит, что «обиды смертные» прошли по ней «неотплаченные». «Я потуплённую голову, сердце гневное ношу», - говорит Матрёна Тимофеевна. Этот святой гнев- залог грядущего счастья русской женщины, в душе которой таятся вокровища добра, любви, верности, ума и благородства. Вот почему, как ни велика скорбь поэта, когда он думает о бесправной жизни придавленной горем русской крестьянки, он твердо верит в ее будущее.
12 Образы помещиков. Целая галерея образов помещиков проходит перед читателем поэмы Некрасова. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьянина, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы. Эту сторону некрасовского творчества отметил В. И. Ленин, когда писал: «Ещё Некрасов и Салтыков учили русское общество различать под приглаженной и напомаженной внешностью образованности крепостника- помещика его хищные интересы, учили его ненавидеть лицемерия и бездушие подобных типов…» Сатирически- гневно рассказывает Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда « дышала грудь помещичья свободно и легко». Барин, владевший «крещёной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине, где всё ему «покорствовало». Ни в ком противоречия, Кого хочу- помилую, Кого хочу- казню…- вспоминаето былом помещик Оболт-Оболдуев. В условиях полной безнаказанности, бесконтрольного произвола складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды: Закон - моё желание ! Кулак - моя полиция ! Удар некросыпительный Удар зубодробительный Удар скуловорррррот !..
13 Отмена крепостного права «ударила одним концом по барину, другим по мужику». Без всякого сожаления говорит поэт о том, как «под топором крестьянина» валятся дворянские парки, как «по кирпичику» разбираются господские дома. Сатирическое отношение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт- Оболдуев, Утятин- «Последыш»,- и в их портретных характеристиках. Особенно выразителен в поэме образ князя Утятина- «Последыша». Это барин, который «весь век чудил, дурил». Жестоким деспотом- крепостником остаётся он и после 1861 г. Совершенно не зная своих крестьян, «Последыш» отдаёт нелепые распоряжения по вотчине: показывает на «вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтоб жили в ней, плодилися и правили тягло!» Мужики хохотом встречают этот приказ, так как «той вдове- под семьдесят, а жениху шесть лет!» Глухонемого дурака «Последыша» назначает сторожем, пастухам приказывает унимать стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепые не только «дурацкие приказы» «Последыша», ещё более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права.Карикатурен и его внешний облик: Нос клювом, как у ястреба, Усы седые, длинные И- разные глаза: Один здоровый, светится, А левый- мутный, пасмурный, Как оловянный грош!
14 Крутым самодуром - угнетателем показан и помещик Шалашников, « воинскою силою » покорявший собственных крестьян. Ещё более жесток управляющий немец Фогель. При нём « настала каторга корёжскому крестьянину - до нитки разорил !»- говорит Савелий. Презрение к труду и трудящимся, чванство своим паразитическим сущечтвованием, неумение и нежелание трудиться, высокомерие, спесь и жестокость - таковы типические черты характера помещиков, изображённых в поэме « Кому на Руси жить хорошо ». Мужики и барин - непримиримые, вечные враги. « Хвали траву в стогу, а барин в гробу »,- говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья,- вот тот вывод, к которому с железной последовательностью приводит Некрасов читателя поэмы.
15 Образ « народного заступника » В противовес отталкивающим образам угнетателей народа в поэме нарисован светлый и благородный образ « народного заступника ». Им является семинарист Гриша Добросклонов – сын « батрачки безответной » и сельского дьячка, жившего « беднее захудалого последнего крестьянина ». Голодное детство, суровая юность сблизили его с народом, ускорили духовное созревание и определили жизненный путь Гриши :... лет пятнадцати Григорий твёрдо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка. Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Гриша Добросклонов – борец за народное счастье ; он хочет быть первым там, « где трудно дышится, где горе слышится ». Образом Григория Некрасов давал ответ на вопрос : что делать борцу за народные интересы ? Иди к униженным, Иди к обиженным – Там нужен ты. Григорий становится в ряду тех, кто готов « на бой, на труд за обойденного, за угнетенного ». Мысли Гриши постоянно обращены « ко всей Руси загадочной, к народу ». В его душе « с любовью к бедной матери любовь ко всей вахлачине слилась ». Григорий – верный сын народа.
16 В образе Гриши Добросклонова Некрасов видит представителя трудовой народной массы, кровно с ней связанного ; « Как ни темна вахлачина », как ни забита барщиной и рабством, она « благославлясь, поставила в Григорье Добросклонов такого посланца ». Ему чужды заботы о личном благополучии, для него « доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего ». Некрасовский революционер готов отдать свою жизнь за то, чтоб « каждому крестьянину жилось вольготно - весело на всей святой Руси ». Гриша не одинок. На « честные пути », в бой « за честное дело » вышли уже сотни людей, подобных ему. Ему, как и другим борцам,... судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь. Но Гришу не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество того дела, которому посвятил свою жизнь. Он знает, что его родине « суждено ещё много страдать », но верит в то, что она не погибнет, и поэтому чувствует « в груди своей силы необъятные ». Он видит, что он многомиллионный народ пробуждается к борьбе : Рать подымается Неисчислимая ! Сила в ней скажется Несокрушимая ! Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе.
17 « Художественные особенности поэмы » На основной вопрос поэму – кому на Руси жить хорошо ? – Некрасов отвечает образом Гриши Добросклонова, « народного заступника ». Вот почему поэт говорит : Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. Труден, но прекрасен путь, по которому идет Гриша Добросклонов. На этот путь вступают « лишь души сильные, любви обильные ». На нем ждет человека подлинное счастье, ибо счастлив может быть только тот, говорит Некрасов, кто себя отдает борьбе за благо и счастье народа. Поэма " Кому на Пусть жить хорошо "- произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Г. И. Успенскому Некрасов говорил, что он хотел создать книгу " полезную, понятную народу и правдивую ". Такой поэма и получилась. Это произведение о народе и для народа. Стремясь создать произведение, понятное и близкое народу, поэт обратился к духовным сокровищам, созданным самим народом. Таким сокровищем явилось для поэта устное народное творчество. В нём, как в зеркале, отражается духовная жизнь народа, его мысли, надежды, быт. Некрасов называл народную поэзию « хранилищем русской народности ». К художественному творчеству народа поэт обращался в течение всей жизни. Об этом красноречиво говорят хотя бы такие его произведения, как « Мороз Красный нос », « Коробейники », « Зеленый шум » и другие.
18 Язык и стих поэмы. Особенно высоко поэт ценил те произведения устного народного творчества, в которых звучали гнев, ненависть и протест крестьянства против великого угнетения и бесправия. Некрасов воспользовался народной поэзией не только для того, чтобы сделать свои произведения доступными народу, но и для того, чтобы показать необыкновенную талантливость народа, его духовную мощь, воздействовать на народ в революционно - демократическом духе. Сам поэт был глубоким знатоком народного творчества. Много устно - поэтических материалов хранилось в его записях, еще большее богатство хранил он в своей удивительной памяти. Кроме того, Некрасов воспользовался сборниками народных сказок, песен, причитаний, загадок, пословиц и поговорок, собранных крупными учеными его времени : Рыбниковым, Барсоновым, Далем, Афанасьевым и другими. Язык поэмы отличается той простотой, сжатостью и меткостью, которые характеризуют речь народа. Поэма, главным героем которой является народ, и не могла быть написана иным языком. Некрасов восхищался силой, красотой и сочностью народного слова, « какого не придумаешь, хоть проглоти перо ». Народный язык, которым написана поэма, свидетельствовал о поэтической одарённости русского крестьянства, духовном величии народа - творца этого изумительного языка. Народность поэмы сказалась на всех её изобразительных средствах, в частности - в сравнениях.
19 На жизнь Некрасов смотрел глазами народа, события, людей и поступки расценивал с народной точки зрения, и поэтому сравнения, вошедшие в авторский язык поэмы, по своему характеру не отличаются от сравнений, которыми пользуются пахари - герои поэмы. Так, рисуя портрет Якима Нагого, портрет, приобретающий значение обобщающего символа, поэт пишет :... У глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле ; И сам на землю - матушку Похож он : шея бурая. Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо. Рука - кора древесная, А волосы - песок. Сходным образом характеризуют Якима Нагого и крестьяне, рассказывающие о нём : Живёт - с сохою возится, А смерть придёт Якимушке - Как ком земли отвалится, Что на сохе присох... Большая часть сравнений, щедро рассыпанных в поэме, взята из мира природы, из крестьянской жизни :
20 Дорога стоголосая Гудит, что море синее. Облака дождливые, Как дойные коровушки, Идут по небесам. Каждый из героев поэмы говорит своим особым языком. Речь крестьян отличается простотой и сочностью. Правдиво передавая речь народа, Некрасов, когда это диктуется поэтической необходимостью, прибегает к вульгаризмам : Мужик, что бык : втемяшится В башку какая блажь, Колом её оттудова Не выбьешь... Чего орал, куражился ? На драку лез, анафема ?.. Иди скорей да хрюкалом В канаву ляг, воды испей, Авось, соскочит дурь ! ой кажется речь попа или дьячка, пересыпанная такими словами, как пажити, благодушество, вертоград христов, аминь, роптать на бога грех и т. д. Речь героев поэмы является прекрасным средством их характеристики. Так, например, степенная речь старосты Власа, любимого мужиками, резко отличается от речи подставного бурмистра Климки Лавина, который « каких - то слов особенных наслушался : отечество, Москва первопрестольная, душа великорусская ; я - русский мужичок !» По своему характеру стихи некрасовской поэмы примыкают к народным стихам. Некрасов воспользовался всеми приёмами устной народной поэзии : постоянными эпитетами ( сыра земля, ярый воск, черны вороны, ветры буйные и т. д.), отрицательными сравнениями ( не ветры воют буйные, не мать -Pt емля колышется...), зачинами, повторами, гипербола vb и т. д.
21 Большая часть поэмы написана белыми, т. е. нерифмованными, стихами. Но белый стих очень гибко соединён в поэме с рифмованными строками, образует с ними как бы единый благородный сплав. Рифмованные строки и отдельные законченные стихотворения близки народно - песенным образцам. Прекрасным примером может служить « плач » Матрёны Тимофеевны, обращение к умершим заступникам - родителям - « Я пошла на речку быструю »: На кого вы дочь покинули, Что без вас я выношу ? Ночь - слезами обливаюся, День - как травка, пристилаюся... Я потупленную голову, Сердце гневное ношу !.. В духе народной поэзии Некрасов рифмует грамматически однородные слова : глагол с глаголом ( обливаются - пристилаюся ), существительное с существительным ( куста - сирота ), прилагательное с прилагательным ( искросыпительный - зубодробительный, неисчислимая - несокрушимая ). Иногда поэт пользуется составными рифмами ( головы - голы вы, топоры - до поры ). На материале народной поэзии основаны и очень близкие духу народной песни рифмованные сказы : « О двух великих грешниках » и « Крестьянский грех ». Взятый в целом стих некрасовской поэмы отличается сказовым, разговорным характером, легко переходящим в песню. Стих поэмы « Кому на Руси жить хорошо » музыкален и певуч, глубоко эмоционален. Он полно выражает радость и печаль, гнев и жалость, презрение и любовь, окрашен то в тона беспощадно бичующей сатиры, то лёгкого, лукавого юмора.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.