Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.politeia.ru
1 Инновации в модернизации региональной экономики Тонышева Л.Л. д.э.н., профессор
2 Модернизация в широком смысле слова – процесс целенаправленного системного преобразования экономических, политических, культурных, социальных и научно-технических механизмов развития общества. Необходимо изменение структуры экономики, однако нет комплексно проработанной долгосрочной стратегии развития Повышение эффективности и производительности труда на основе инноваций – ключевой фактор модернизации России и ее регионов.
3 Основные причины медленного инновационного развития российских компаний -ориентация российских компаний на внутренний рынок; -низкая инновационная активность бизнеса, низкая инновационная восприимчивость предприятий реального сектора экономики; -почти в 80% случаев новые продукты и технологии разрабатываются исключительно внутри заинтересованных компаний; -низка степень использования различных источников инновационных продуктов (лицензии, патенты…); -несовершенна структура источников инновационных разработок (менее 20% юрлиц использовали госресурсы, частные венчурные инвестиции привлекали только в 3% случаев); -неразвитая инновационная инфраструктура (стадии финансирования инновационного проекта); -«проблемная» среда для осуществления научно-инновационной деятельности.
4 Инновационные модели экономики – это не централизованные системы управления, они всегда регионализированы. В условиях нашей страны региональный срез является ключевым. Огромная территория РФ с весьма разнообразными в социально-экономическом плане регионами предопределяет очаговость развития инновационных процессов, локализацию их в наиболее подготовленных регионах. Губернатор Тюменской области В.В. Якушев в октябрьском послании 2010 г. отметил, что «узлом консолидации» в рамках проводимой модернизации является инновационное развитие.
5 Рейтинг инновационной активности юга Тюменской области Рейтинг Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологи Среда для развития инноваций (17 место) Правовая среда (19 место) Производство и использование инноваций (57 место) Рейтинг Института инноваций, инфраструктуры и инвестиций Инновационная активность власти в регионе (Иннотип активности «Консервация») Качество инновационной среды в регионе (Иннотип среды «Комфортная») 25 место 23 место
6 Показатели инновационной деятельности юга Тюменской области Показатели2007 г.2008 г.2009г. 1. Число организаций, выполняющих научные исследования и разработки, ед. (%), В том числе частных, ед. (%) 42 (0,12) 9 (0,03) 41(0,11) 8 (0,02) 40(0,09) 7 (0,01) 2. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, чел Затраты организаций, на научные исследования и разработки, млн. руб. 2982,13586,24353,3 4. Число созданных передовых производственных технологий, ед. В том числе обладающие патентами на изобретение, ед Число использованных передовых производственных технологий, ед Объем отгруженных инновационных товаров, работ и услуг инновационно- активных организаций, млн. руб. 3715,942279,681982,36
7 Максимизация добавленной стоимости на юге Тюменской области Инновации Конкурентоспособные продукты Современный менеджмент Обновленная материально- техническая база Высококвалифи- цированные кадры Инструменты стимулирования инновационной активности: - выстраивание регламентов и стандартов в систему взаимосвязанных ограничений, направленных на изменение технологического уровня соответствующих отраслей; - антимонопольное регулирование процессов концентрации в отечественной экономике в привязке к решению вопросов технологического развития; - возможность получения господдержки на проведение определенных мероприятий по инновационному развитию, участию в приоритетных проектах; ……… Структурные компоненты модернизации региональной экономики
8 Основные характеристики структурных компонентов КомпонентыХарактеристика Продукциянизкое качество отдельных видов продукции обрабатывающих производств; доля инновационной продукции в выпуске промышленности – 4,1% Материально- техническая база износ активной части основных фондов доходит до 65%; неустойчивое финансово-экономическое состояние значительного числа предприятий; использование на ряде предприятий машин и оборудования четвертого технологического уклада Кадрыдемографический спад существенно заденет реальный сектор экономики; старение кадрового потенциала промышленности; недостаток квалифицированных кадров; дисбаланс «образование-занятость» Менеджментнедостаток квалифицированных менеджеров, включая сферу инноваций; отсутствие опыта управления жизненным циклом продукта
9 В современной экономике – глобальной и постиндустриальной – именно университеты создают критическую массу талантов для динамической конкурентоспособности региона и страны в целом. По количеству студентов на 10 тысяч населения Россия на первом, а по объему инновационной продукции – на 61 месте. Университет из только образовательного и исследовательского университета должен стать университетом предпринимательским. Приоритетные действия: - установление и поддержание прочных связей с производственным сектором; -развитие научно-исследовательских подразделений и инфраструктуры коммерциализации технологий; - наращивание научного потенциала вузов; - выполнение наряду со стартапами прикладных исследований и инжиниринга для традиционных отраслей российской экономики.
10 Инновационно-ориентированное развитие ТюмГНГУ: создан и функционирует инновационный центр «Техники и технологий рационального природопользования и энергосберегающих систем» (технопарк), развивается бизнес-инкубационная среда согласно принципу формирования инновационной ментальности ученых, аспирантов, студентов; создан научно-образовательный центр «Нефтегазовые технологии»; при участии вуза образовано три хозяйственных общества; активно идет процесс по созданию отраслевых проблемных лабораторий; развивается сотрудничество с крупными нефтяными компаниями региона; в течение шести лет ведется обучение студентов предпринимательству; в 2010 г. осуществлялось обучение по программам - «Научно-инновационная деятельность образовательного учреждения» (проекты создания центра трансфера инноваций, создания ООО «НефтегазЭнергоАудит», коммерциализации инновационной технологии и приборов нового поколения и др.); - «Управление малым инновационным бизнесом». Она была ориентирована преимущественно на резидентов технопарков; развивается внутренняя грантовая среда; проводятся студенческие конкурсы инновационных проектов и др.
11 По данным историков, в России за все времена предпринималось более 200 попыток целенаправленных кампаний, которые можно отнести к программам модернизации. В частности, наиболее подготовленными, но не всегда успешно реализованными были реформы х годов. В те годы был проведен анализ причин неудач в проведении реформ и предложены мероприятия по устранению этих причин. В качестве одной из основных причин называлось недостаточное количество и недостаточная компетентность управленческих, инженерных и рабочих кадров, вовлеченных в реализацию реформ.
12 Цель – сформировать полноценный инновационный класс, способный обеспечить постиндустриальное развитие регионов РФ. Концепция (программа) кадрового обеспечения модернизации Разработка систем просвещения, воспитания и образования населения Обучение инновационному предпринимательству как научному направлению, как учебной дисциплине, как практическому инструменту развития инновационной экономики Вовлечение в систему обучения всех участников инновационного процесса – от ученых и изобретателей до пользователей результатами инновационной деятельности Подготовка нового пополнения преподавательских кадров Разработка учебно-методических комплексов подготовки специалистов инновационной экономики Привлечение молодых ученых, аспирантов, студентов к проведению инновационных исследований и проектных работ Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Целевые приоритеты модернизации Ключевые принципы инновационного образования системность во взаимосвязях и взаимодействии всех элементов образовательного процесса; комплексность всех аспектов образовательной деятельности (экономической, финансовой, правовой, социальной…); координация и синхронизация параллельных процессов управления по направлениям (научному, учебному, практическому); координация процессов «пополняющего» и опережающего развития; непрерывность в реализации процессов «просвещения», «воспитания», «образования», «кадрового резерва»; преемственность в образовании по уровням профессионализма и возрастным группам Модель инновационного образования в условиях модернизации
13 Состав инновационного партнерства Предприниматели Общество Наука Государство – инновационные потребители общества; 2 – заказ инноваций; 3 – инновационные законы и климат, господдержка, госзаказы; 4 – общественное признание инновационных результатов, общественный контроль, участие в инновациях; 5 – защита интеллектуальной собственности
14 Российское общество должно стать инновационно- ориентированным. Процессы модернизации экономики должны идти параллельно с модернизацией общества. Инновационный процесс давно перестал зависеть от усилий одного субъекта – инноватора. Он стал интерактивным. Препятствия: - отсутствие доверия между инноватором и инвестором; - ориентация на короткую перспективу; - асимметричное распределение рисков; - несовпадение интересов между бизнесом и учеными; - реализация преимущественно подхода «толкающих», а не «тянущих» технологий. Йозеф Шумпетер определил инновации как стержень конкуренции нового типа … модернизации региональной экономики и России в целом.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.