Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемМаксим Ижбулдин
1 Психология интерактивных методов и совместно-диалогическая познавательная деятельность Выполнила: магистрант 1 курса научно-педагогической магистратуры Алматинской академии МВД РК подполковник полиции Рамиева А.М.
2 Совместно-диалогическая познавательная деятельность и активные методы обучения. Еще Сократ применял метод обучения, суть которого состояла в том, что это был управляемый диалог, в ходе которого слушатели втягивались в дискуссию и незаметно для себя не только решали проблемы, рождающиеся в процессе беседы, но и усваивали знания, необходимые для этого и добытые совместными усилиями. В основе же современных активных методов обучения (АМО) лежит групповая дискуссия, основными признаками которой являются: наличие проблемы (реальной, производственной или условной, познавательной) и групповой, совместный характер ее решения. Налицо очевидная аналогия между сократическим методом и АМО. Сходство их определяется тем, что и в первом, и во втором случае высшим уровнем развития совместного познания, организуемого обучающим, является совместно-диалогическая по форме и познавательная по содержанию деятельность обучающихся. Результативность СДПД в группе, как показали исследования, во много раз превышает суммарную результативность индивидуальных познавательных деятельностей. Именно поэтому процесс обучения, в котором достигается эффект СДПД, обладает наибольшей эффективностью.
3 Психологические характеристики СДПД - появление общих целей и совпадение мотивов деятельностей. Если первые обеспечивают формирование общего фонда знаний, то вторые создают условия для усвоения этого фонда каждым участником процесса обучения. Учет того обстоятельства, что общий фонд всегда богаче индивидуального, позволяет понять механизмы активизации процесса познания в условиях СДПД. Таким образом, психологической основой АМО оказывается совместно- диалогическая познавательная деятельность, которая является условием достижения максимально возможной эффективности процесса обучения. Это означает, что СДПД выступает в качестве психологического критерия АМО. Иначе говоря, во всех случаях, когда удается сформировать СДПД, можно говорить об АМО. При этом возможны различные варианты со стороны формы - от анализа конкретных ситуаций до деловых игр. Более того, в качестве АМО может быть рассмотрен любой метод, если только он в состоянии сформировать в процессе обучения СДПД.
4 Особо подчеркнем, что специальные АМО при правильной их организации практически всегда позволяют добиваться формирования СДПД. Причем одни виды АМО позволяют за кратчайшее учебное время достичь высшего уровня ее развития, другие способствуют формированию лишь начального или среднего уровней СДПД. Результаты наших экспериментальных исследований СДПД позволяют классифицировать АМО по уровню развития СДПД. Предложенная классификация служит еще одной иллюстрацией прикладных возможностей исследования СДПД как высшего уровня развития познавательной деятельности в процессе обучения.
5 Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко)
6 Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроль.
7 Для решения воспитательных и учебных задач куратором могут быть использованы следующие интерактивные формы: 1. Круглый стол (дискуссия, дебаты) 2. Мозговой шторм (брейнсторм, мозговая атака) 3.Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ) 4. Мастер класс
8 Круглый стол это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией ОСНОВНЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
9 Важной задачей при организации «круглого стола» является: обсуждение в ходе дискуссии одной-двух проблемных, острых ситуаций по данной теме; иллюстрация мнений, положений с использованием различных наглядных материалов (схемы, диаграммы, графики, аудио-, видеозаписи, фото-, кинодокументы); тщательная подготовка основных выступающих (не ограничиваться докладами, обзорами, а высказывать свое мнение, доказательства, аргументы).
10 Дискуссия Дискуссия (от лат. discussio исследование, рассмотрение) это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.
11 Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как: подготовка (информированность и компетентность) студента по предложенной проблеме; семантическое однообразие (все термины, дефиниции, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми учащимися); корректность поведения участников; умение преподавателя проводить дискуссию.
12 В основе «круглого стола» в форме дебатов - свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному студентами тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников. Основное отличие дебатов от дискуссий состоит в следующем: эта форма «круглого стола» посвящена однозначному ответу на поставленный вопрос – да или нет.
13 Дебаты формируют: умение формировать и отстаивать свою позицию; ораторское мастерство и умение вести диалог; командный дух и лидерские качества. «Круглый стол» в форме дебатов развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога: развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей); развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления; формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации); формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов); формирование навыков слушания и ведения записей.
14 Мозговой штурм Мозговой штурм один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач. Метод мозгового штурма (мозговая атака, braine storming) оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
15 Мозговой штурм - это: новаторский метод решения проблем; максимум идей за короткий отрезок времени; расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше, нужны необычные, самые "дикие" идеи); отсутствие какой-либо критики (любые оценки идеи откладываются на более поздний период); это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.
16 Деловые и ролевые игры Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики. В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом – общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества.
17 Метод анализа конкретной ситуации (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций, case-study) – это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем. Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, case- study), дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения. Анализ конкретных ситуаций (case-study) - эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых.
18 Мастер класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Преподаватель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, занятий, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.
19 Мастер-класс характеризируется следующим: метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями; создание условий для включения всех в активную деятельность; постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса; формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам; представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу; процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание; форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
20 Цели и задачи мастер класса: профессиональное, интеллектуальное и эстетическое воспитание студента. преподавание студенту основ профессионального отношения к избранной специальности. обучение профессиональному языку той или иной науки (экономической, юридической, искусствоведческой и т.д.). передача продуктивных способов работы - прием, метод, методика или технология. адекватные формы и способы представления своего опыта.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.