Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемИрина Олеговна
1 Античная философия Древняя антикварная)):
2 Философия возникает в VII-VI вв. до н.э. в Древнем Китае, Индии и Греции Необходимые условия для возникновения философии (Др. Греция): 1. Уровень экономического развития. В полисе (город-государство) возникает разделение труда: ТРУД -- физический (рабы=говорящая вещь) и -- умственный (свободные граждане=приказ рабу, решение соц-полит проблем через обсуждение) (см. басни Эзопа). 2. Демо-кратия = («народ»+ «власть») Переход от иерархических соц. отношений к равным, симметричным отношениям, необходимость высказывать свое мнение. Человек = homo politicus (общественное животное) АГОРА-площадь для публичных обсуждений (Греция), ФОРУМ – (Рим) 3. Развитая система мифологии (мифы Др. Греции и Рима) 4. Абстрактные понятия понятные для всего общества, т.е. переход от чувственного образа и именного языка мифа к разуму и отвлеченному понятию, от воли к интеллекту. (математика, деньги) Проблема происхождения философии
3 Периоды античной философии 1. Ранняя греческая философия (философия досократиков). VII V вв. до н. э. ( Иония, Сицилия, Юж. Италия) 2. Классический период («Золотой век» - расцвет) 2-я пол. V -- конец IV вв. до н. э. ( Афины) 3. Эллинистически-римская философия («эллины»=греки*) конец IV - III вв. н. э. ( Александрия, Рим, Афины) 4. Позднеантичная философия III – VI вв. н.э. ( Александрия, Рим, Афины)
4 1 период античной философии. Ранне-греческая философия или досократики. Космоцентризм: 1. Судьба (=Ананке, Мойра) управляет космосом и формирует природу (греч. фюзис) всего сущего и каждому сущему дает свою долю, например, быть животным по природе, человеком или богом. Природа бога – бессмертен и все видит. Человек – есть существо сказывающее + смертен, всего не видит, поэтому задача: - осмысление всего с чем сталкиваешься, - постижение сущего так, как оно есть само по себе (что это такое? Что это есть по сути своей? =ОНТОЛОГИЯ) - поиск адекватного слова, опыт предельного выговаривания. Философия и поэзия = переименовывание реальности 2. Установка на созерцание. Задача пребывать в сфере ОТКРЫТОСТИ и НЕПОТАЕННОСТИ как боги (ИСТИНА = греч. «АЛЕТЕЙЯ»). Т.о. философия – поиск НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ, которая является единой, универсальной основой всех вещей. Это попытка познания истины как несокрытой и истинной ДЛЯ ВСЕХ реальности. Особенности ранней греческой философии: 1. исследование природы. Природа= («ФЮЗИС» - греч) =(natura - лат.), поэтому их называют: «физиологи или физики» или «натурфилософы» 2. Поиск начала мира, основы мира= «АРХЭ» (греч.)= ориентация мышления на символические образы высших гармоний
5 1. Милетская школа (г. Милет) Фалес ( гг. до н. э.) (архи=вода) – 7 мудрецов, астрономия- астрология (оливки) Анаксимандр ( гг. до н. э.) (архи=апейрон, т.е. Бесконечное, беспредельное) – о согласовании всего сущего: каждому существу по природе дана своя мера (доля) и преступание этих пределов ведет к утрате своей природы (мутация) – в этом трагедия человека. Анаксимен ( гг. до н. э.) (архи=бесконечный воздух) 2. Гераклит Эфесский (из г. Эфеса) (VI - V вв. до н. э.) (архи=огонь, Логос=Слово, двалектика) -- Огонь – физический – мировые пожары в космических циклах. -- Сталкиваемся с множеством вещей, но не знаем «всё как одно» (как боги). Логос=Огонь раскрывает скрытое во тьме и этим собирает все сущее. Логос взывает к осмыслению, согласованности, видеть все как ЕДИНЫЙ КОСМОС. Человек может сохранить свою природу (судьбу), если подчинит себя логосной природе вещей (единству мира). -- Диалектика (два=два). Мир как единство и борьба противоположностей (инь-ян). «Война (борьба) – отец всего сущего». 3. Пифагор и пифагорейский союз (суть мира - число) – существовать=существовать о-пределенным образом, в теле. Тело – измеримо, следовательно природа понимается как число. Символизм чисел. Пифагорейский союз – доказательство гармонии небесных сфер : движение\колебание – звук. Движение планет – музыка небесных сфер рождает музыку души (гармонизация внутреннего мира) и ведет к спасению. Математика только средство для доказательства мировой гармонии.
7 4. Элеатская школа (Элейская): Парменид : два пути познания - Путь истины(мысль ): бытие есть, небытия нет.+ мыслить и быть одно и то же. (гелиоцентризм, идея динозавра, число) - Путь мнения(чувства ): небытие есть, бытия нет. (геоцентризм, динозавр конкретный) - Бытие подобно шару – const., вечно, неизменно. - «Движения нет !в сфере мысли» (Диоген-против) Зенон («апория»=затруднительное положение): Дихотомия (весь путь- 1\2 пути– 1\4 пути и т.д.), стрела. 5. Демокрит (атомизм). 1. Бытие: неизменно (Парменид)+движется изменяется (Гераклит)= атомы (неизменны), но движутся. 2. Качества (огонь, вода, воздух, земля=Эмпедокл) – количество (Пифагор)= атомы разного качества (формы) и бесконечное количество. 3. Детерминизм (атом движется по закону – черепаха и лысый )
8 6. Софисты (=мудрецы, учителя мудрости) 1. Истина относительна (релятивизм), зависит от договоренности людей друг с другом. Объективной истины в человеческом мире не существует. Протагор: «Человек есть мера всех вещей». «Какой мне кажется каждая вещь, такова она для меня и есть, а какой тебе – такова же она в свою очередь для тебя». 2. Истина зависит от субъекта познания (того, кто познает, от человека) =субъективизм. «сколько людей, столько и мнений» Софизмы: рога, пес
9 3. Невозможноо что-либо полностью познать (скептицизм) и выразить в словах (философия языка), т.к. вещи, мысли и слова – не находятся в необходимой связи друг с другом, они разной природы. Согласование их друг с другом требует специальной работы ума. Горгий: «1. Ничего не существует. 2. Если нечто существует, то непостижимо для человека. 3. Если нечто постижимо, оно невысказываемо, непередаваемо другим» Софизмы: куча, лысый Поэтому добродетель – не врожденная способность, а результат образования и воспитания: «Убегать от неприятеля – безобразно, а на стадионе от соперника – прекрасно. Друзей и граждан убивать – безобразно, а врагов –прекрасно». Протагор
10 2 период античной философии Классический («золотой век») 2-я пол. V -- конец IV вв. до н. э. (Афины)
11 Акрополь Оракул (Дельфы) Агора Амфитеатр
12 Сократ ( гг. до н. э.). Оракул: «Сократ самый мудрый».
13 Сократ философствовал устно: через беседы с разными людьми, двалоги. Совместный поиск истины. Ничего не написал. Задавал вопросы не ради ответа, а ради помощи собеседнику сформировать свое мышление через обнаружения противоречий в своих мыслях. Подвергал сомнению традиции, стереотипы мысли. Изучение проблем человека, а не природы Тезисы «Познай самого себя» «я знаю, что ничего не знаю»: Настоящее Знание = не вещь, оно д.б. рождено человеком изнутри как осознание своего незнания себя и тех ценностей, которым подчинена твоя жизнь (почему именно им?). Знание того, что должно предпочитать и умение жить как подобает. Критический взгляд на свою жизнь- привычка. Два вида мышления: рефлекторное (=реакция на внешний мир- стереотипы) и ментальное (рефлексия)=мысль о мысли.
14 2) Критика софистов. Поиск общих определений (что такое красота, добро) –для восстановления общей космоцентрической направленности. - «Твоя философия=твоя жизнь»!!! Отличие философа от софиста (против релятивизма). Сократ ничего не написал… но жил, о нем знаем по двалогам Платона. - Истинное объективное знание, носящее всеобщий характер существует. (против субъективизма софистов как части пути к истине) - Индуктивно-двалектический метод (против скептицизма) - =индукция (от единичного ко всеобщему)+двалектика (двалог – два мнения противоречия преодоление в совместном-знании, преодолевая себя (эго) и возвышаясь до уровня всеобщности) - Методы - «майевтика» (ментальный акушер), «ирония» (прикид простаком).
15 Роль философии – заставлять других осознавать свое незнание. Что ценно? Сомнительные ценности – богатство, здоровье (смерть-плачем). Несомненные ценности – добродетель, благо, добрая воля, т.к. зависит от нашего выбора. «Для меня смерть – самое пустое дело, а вот воздерживаться от всего беззаконного о безбожного – это для меня самое важное» - Добродетель и знание едины (зная добро, человек не сможет совершить зло). Даймон (интуиция, совесть, внутренний бог) Сократа.
16 2. Платон ( гг. до н. э.) ученик Сократа, основатель школы Академии. написал: «Государство», «Апология Сократа», «Пир», «Парменид», «Федон», «Законы». Онтология. Объективный идеализм: объективный=не зависит от субъекта, идеализм=идея, «эйдос» (идеальное) первична. Всё: 1. Материалный мир: вещи+тени вещей (тело человека) –чувствуем. 2. Мировая душа (душа человека)- посредник 3. Ум - умопостигаемое (рассудок и разум) –мыслим 4. Единое=Благо=бог – основа всего
17 Гносеология. Знание как припоминание (эйдосы). Символ пещеры (иное направление взгляда – рефлексия). Тейория (что это? В чем суть вещей?) через созерцание. Учение о душе (волевое, чувственное, умственное начало) и о государстве: 4 типа извращенного гос. устройства: тимократия- олигархия-демократия-тирания. Идеальное государство (справедливое) – место в государстве согласно типу души (философы, ремесленники, войны, рабы).
18 3. Аристотель ( гг. до н. э.) ученик Платона, создал школу – Ликей, воспитатель Александра Македонского "Органон", "Физика", "Механика", "Метафизика", "О душе", "Никомахова этика", "Риторика", "Политика", "Поэтика". Систематизация наук Философия: 1) теоретическая (умозрительная)- (физическая, математическая, ПЕРВАЯ), 2) практическая (этика, политика), 3) творческая (поэтика). --Логика (аналитика)= подготовка мышления.
19 Правила рассуждения (логика): 1. подведение вещи под понятие (категории) (Категории (конкретизация бытия): сущность, качество, количество, место, отношение, время, состояние, обладание, действие, страдание). 2. {двух понятий = суждение (S-P): «Сократ-человек» 3. {двух суждений = умозаключение -- «Все люди – смертны» + -- «Сократ – человек» --=«Сократ смертен» 4. { умозаключений = доказательство
20 1. Учение о возможноости и действииельности как двух состояниях сущего (критика «идей» Платона)- вещи переходят из возможно. в действии. (брак – возм. дети, действииельно – Петя ) 2. Сфера возм.= материя (бесформенная, потенциал)-- 4 элемента: вода, земля, воздух, огонь – материал (дерево, железо) Материя домогается формы-- Сфера действии= композиция ФОРМЫ+МАТЕРИИ=Сущность=конкретная вещь (например, эти часы) = (статуя из дерева, человек – тело и душа)
21 Сущность (=вещь) стремится реализовать энергию (движущую силу материи), достичь ЦЕЛИ, занять место в мироздании (топос). Цель всего =стремлению к совершенству =Ум-Перводвигатель (Форма Форм) =бог Причины движения: материальная, формальная, движущая, целевая. Виды Душ: растительная, животная, человеческая (ум - бессмертен).
22 3. Эллинистически-римская философия (греко-римская философия) 1. Меняется представление о месте человека в мире. полис=сам разумом управляешь соц-полит. процессами мир понятен, управляем разумом. Кризис полиса Завоевания Александра Македонского-- империя = все зависит от прихоти императора. мир не понятен, страшен: все созданное разумом легко разрушимо. стремление найти точку опоры= мудрость, т.е. состояние совершенного спокойствия духа Философские школы = методы исцеления, обретения спокойствия, исцеление от тревог, страхов (страх смерти, перед могущественными людьми, перед собой). Причина страданий = не вещи, а неверные оценочные суждения, «сбитая» система ценностей. Надо помочь изменить оценочные суждения и выбрать подходящий образ жизни.
23 Эллинизация= знакомство с Востоком – смешение традиций (эклектика): Философия - популяризируется (снижается уровень требований к рациональному обоснованию мировоззрения), - акцент на практику, мудрость жизни, этику (как жить?). - отделение философии от частных наук
24 1. Кинизм (цинизм) (Антисфен, Диоген Синопский). Причина невежества и страданий – общественные условности. 1. Экспериментальная проверка на себе кинического образа жизни. вне социума- средство для достижения духовной свободы: крайний аскетизм, эпатаж, закалка как абсолютная защищенность от ударов судьбы. 2. Общественный эпатаж, скандал+усилие!! Жить не по законам общества, а по своим собственным. 3. Граждане мира (космополиты),
25 2. Стоицизм (Стоя=портик) (Зенон из Кития, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Цицерон) Причина невежества и страданий – стремление к наслаждению и эгоистические интересы. Основа – философия Аристотеля и Гераклита. Огонь-Логос (Разум) мира соответствует разуму человека (космический детерминизм). Подчинение судьбе, следование природе, аскетизм, должное (гражданский долг). Контроль внутренней речи.
26 3. Эпикуреизм (сад) (Эпикур) Причина невежества и страданий – погоня за ложными удовольствиями. Основа – философия Демокрита Атомизм (+свобода) – «когда я есть, смерти нет, когда есть смерть, меня уже нет». Следование истинным (долговременным) удовольствиям (беседа с друзьями), замкнутость «живи уединенно». Расслабляйтесь, думайте о хорошем.
27 4. Скептицизм (рассматривать, исследовать). (Пиррон, Тимон, Секст Эмпирик) Причина невежества и страданий – ложные мнения. Бесконечный поиск и воздержание от суждений, т.к. нет средств для отличия истины от лжи. Суждение=несчастье (утрата покоя, самообвинение). Задача – невозмутимость и безразличие (свинья). Поступать по традиции или по аффекту чувств. 10 тропов=способы аргументации, почему надо воздерживаться от суждений, троп относительности. «охота на медведя».
28 4 период. Поздняя античность Неоплатонизм. (Аммоний Саккас, Плотин, Ямвлих, Порфирий). Логос-о-пределение: Эманация (истечение):. Единое (неопред., неизречен.) ---- Ум (А=А) Душа мира (образ мира) Материальный мир (кувшин)
29 Итог : были заложены два направления в философии идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период материалистическое, в классический имели одинаковое влияние, в эллинистический материалистическое, в римский идеалистическое
30 Средневековая философия II-IV –- XIV-XV вв. («середина» между Античностью и Возрождением)
31 Особенности 1. Тео-центризм (Бог). Слово (догмат о боговоплощении) Слово откровения (истина дана) – истолковать = метод экзегезы (герменевтика, обращение к Св. Писанию). Иерархия способов познания Бога: апофатический (о непознаваемости) и катафатический (через мир). Проблема верного истолкования (ересь\\догма) – Вселенские Соборы (Никея, 325 г.). Догматы: - о единосущии (арианская ересь) - о троице (тринитарные споры) - о Боговоплощении (несторианская, монофизитская ересь). - О спасении
32 2. Креационизм = Бог мир творит из ничего. !Поступок (что делать?)- заповеди. Иерархия мира (логика авторитета). В. и Н. Завет. 3. Провиденциализм – всеми мировыми событиями управляет Бог (проблема свободы выбора и свободы воли). 4. Традиционализм – единая истина для всех. Проблема разума и веры. «Философия – служанка богословия» - помогает разрабатывать догмы и растолковывать суть христианства. Вопрос о времени. Линейное время (эсхатология). Теодицея (оправдание зла в мире). Взаимобезумие христиан и язычников.
33 Сравнение с античной философией: Средние века Античная философия Бытие как Слово Бытие как Природа (фюзис)Поступок – (Бог сотворил мир) Что делать? заповеди Созерцание Что есть сущее?, что это? (рефлексия, обращение взгляда) –Логос-определение (Тейория)(лошадность)истина дана (божественная мудрость)«философия- служанка богословия»поиск истины (алетейя) (человеческая мудрость)иерархия = логика авторитета В. и Н. Завет Равенство (демократия)Линейное время Время!! – нельзя перепоступить Циклическое времяатемпоральность
34 Этапы Средневековой философии 1. ПАТРИСТИКА (II – VIII вв.) (патрос=отец) = учения Отцов Церкви. 1) ранняя патристика (АПОЛОГЕТИКА=защита) - Тертуллиан («верую ибо абсурдно»), Ориген Гностицизм (ересь) 2) Зрелая патристика: Аврелий Августин «Исповедь», «О граде Божием» (личность, о предопределении, 2 града, о времени)
35 2. СХОЛАСТИКА (IX – XV вв.) (схола=школа) 7 свободных искусств --университеты Боэций «Утешение философией» - проблема универсалий (номиналисты, концептуалисты, реалисты). И проблема свободы воли и Божественного всезнания. Ансельм Кентерберийский «верую дабы уразуметь» -(доказательства бытия Бога). Фома Аквинский: Бог=бытие, а не сущность – «тот кого не может не быть». Аверроистский кризис (теория двойственной истины). Номинализм У. Оккам и Д. Скот – универсалии=знаки. Схоластическое исследование бытия на основе анализа слов и значений – бессмысленно.
36 Найти отличия Икона Святой Троицы Андрея Рублева Современная икона Св. Троицы
37 Переход от Средневековой философии к философии эпохи Возрождения на примере живописи (икона и картина) ИКОНА 1300 г. – 1600 г. 1. обратная перспектива 2. изображаем так как знаем (обращение взгляда, сущностное видение) 3. универсальна, «зритель» внутри 4. «вертикальный человек» - принцип иерархического изображения КАРТИНА 1600 г г. 1. прямая перспектива 2. изображаем так видим, акцент на ситуацию восприятия 3. фрагментарна, держится взглядом зрителя 4. «горизонтальный человек» - основание точка зрения человека
38 Особенности эпохи Возрождения (Ренессанс) XIIIв. – секуляризация (освобождение от власти Церкви)= жажда жизни, плоти, праздник каждый день, анатомический театр. 1. Возвеличивание человеческой личности (АНТРОПОЦЕНТРИЗМ): - человек рождается в своих гуманных качествах, а не сразу биологически. Т.о. выход за lim сиюминутного=идеал, смысл, цель – определяет жизнь человека. - человек=творец = осознанное самосозидание личности в собственном творчестве =!эстетика - человек - средоточие Вселенной (микрокосм-макрокосм). Марсилио Фичино: «условие человека – не иметь никаких условий» - магический культ человека (Фауст).- человек=маг, постигая ход вещей, создает новую книгу мироздания – исцеляет мир (алхимия)
39 2. Мир пронизан тайными силами симпатии (принцип универсальной симпатии) – их необходимо разгадать и тем самым раскрыть предназначение человека. Всплеск оккультных наук (occult=тайный) = магии, алхимии, астрологии. 3. Социальная магия – проекты идеального государства = утопии (Т. Мор, Т. Кампанелла «Город Солнца») 1515 г. –Коперник гелиоцентризм: Земля благородная планета – надо устроить рай на Земле. 4. Проблема власти: - власть над временем –расчетливое отношение (первые часы на башне 1450 г.) - власть над обстоятельствами – рациональный образ человека, расчетливый. - политика - как особая реальность. Николо Макиавелли «Государь»
40 Основные направления философии эпохи Возрождения Титаны эпохи Возрождения Гуманистическое: Данте Алигьери « Божественная комедия », Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола ( «О величии человека») Неоплатоническое: Николай Кузанский Симпатическая натурфилософия : Парацельс, Агриппа Неттесгеймский (термин « оккультизм » ), Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей Реформационное: Мартин Лютер ( «О рабстве воли»), Жан Кальвин, Эразм Роттердамский ( «Похвала глупости», «О свободе воли»), Мишель Монтень («Опыты») Политическое и утопическо-социалистическое : Николо Макиавелли ( « Государь » ), Томас Мор, Томмазо Кампанелла ( « Город Солнца » )
41 Эпоха Нового времени (modern)
42 Античная философия (космоцентризм) Бытие = ПРИРОДА (бог, чел., жив., раст.) у каждого сущего есть своя природа, каждое сущее стремится реализовать свою природу, найти свое место в мироздании согласно своей природе важно знать природу вещей (фюзис (греч), натура (лат). Средневековая философия (теоцентризм) Бытие = СЛОВО Бог Словом творит мир Эпоха Возрождения и Нового времени, Просвещение (антропоцентризм) Бытие = СОЗНАНИЕ (з-н Ньютона «всякое тело движется равномерно прямолинейно …», Галлилей «В пустоте все тела движутся...») Постклассическая философия (XIX – XX вв.) (антропоцентризм) Бытие = ВОЛЯ (Шопенгауэр «Мир как воля и представление»)
43 Становление буржуазных отношений, научная революция XVII века. Формирование механико-математической картины мира (И. Ньютон). Понятие познающего субъекта. Утверждение автономии и суверенности конечного человеческого разума. Фундаментальное значение противоположности "субъект - объект" в философии Нового времени. Истина как достоверность. Критерии необходимости, общезначимости и воспроизводимости истины. Проблема метода в философии Нового времени. Практически- инструментальный характер новоевропейской трактовки знания. Полемика рационалистической и эмпирической тенденций в философии Нового времени. Дедуктивная и индуктивная методология. Разум=инструмент познания истины=естествоиспытание + технологическое применение = обустройство и комфорт человека Своеобразие и фундаментальные основания новоевропейской философии.
44 Начало философии Нового времени ЭМПИРИЗМ (опыт !) Фрэнсис Бэкон ( ) РАЦИОНАЛИЗМ (разум!) Рене Декарт ( )
45 Фрэнсис Бэкон Проект преобразования науки. Путь муравья, паука и пчелы: эксперимент, учение об индукции как исследовании форм, табличный характер знания. Разработка индуктивной методологии науки. Тождество знания и могущества. Критика предрассудков как идолов в познании: идолы рода, пещеры, рынка (площади), театра. Рене Декарт «Мыслю – есмь» (cogito ergo sum) картезианское сомнение МЫСЛЯЩАЯ СУБСТАНЦИЯ. Проблема и правила метода. Учение о врожденных идеях, интуиция и дедукция, ясность как критерий истины. Дуализм (проблема субстанции). См схему далее Свобода воли и проблема источника заблуждений. Материя и движение (механицизм).
46 Р. Декарт. Гносеология (познание) Классическое понимание истины (Аристотель): соотношение реальной вещи и моего представления об этой вещи – если совпадает, то истинное знание. Например: я полагаю, что у рыб (по природе) 10 глаз созерцаем рыбу (эйдос рыбы, «рыбность») и понимаем, что мое представление не истинно. Проблема истины у Декарта: сравнивать рыбу и представление о ней – нельзя, т.к. мысль и материя не сопоставимы (как пятерка и яблоко), поэтому мысль о рыбе не сравнима с реальной материальной рыбой. Можно говорить достоверно только: это нечто я воспринимаю как рыбу, а не «это есть рыба» (а может это мне только кажется, может я – сумасшедший, это мираж, Бог меня обманывает и проч.). Несомненно только: «я являюсь воспринимающим это нечто как ….». «Я воспринимаю огонь как тепло, но я не знаю самому огню тепло или нет».
47 Картезианское сомнение: 1. все подвергаю сомнению 2. но несомненен сам акт сомнения 3. во мне существует нечто сомневающееся (т.е. Мыслящее) как непосредственная данность 4. существует душа как носитель мысли= МЫСЛЯЩАЯ СУБСТАНЦИЯ выводится и Бог и мир. 2. Постулируются 2 СУБСТАНЦИИ (=то, что для своего существования не нуждается ни в чем другом): МЫСЛЯЩАЯ (не протяженная) и МАТЕРИАЛЬНАЯ (телесная и протяженная) = ДУАЛИЗМ «Мыслю – есмь» (cogito ergo sum) – исходное метафизическое первоначало (РАЦИОНАЛИЗМ). (опровергнет Т. Гоббс – нет духовной субстанции, иначе: прогулка – субстанция прогуливания) (сомнение здесь не скептицизм, а ради поиска общего основания для науки – всеобщего и необходимого). БЫТИЕ = СОЗНАНИЕ
48 Метод Декарта 1. интеллектуальная интуиция (что ясно и очевидно) Что находим в сознании через интеллектуальную ИНТУИЦИЮ? – врожденные идеи (Бога, души, аксиомы матем.)=исходные принципы человеческого знания. Осознаем заложенное в нас Богом. (опровергнет Дж. Локк – tabula rasa=чистая доска и идеи в уме от опыта) 2. дедукция (выведение из общего частное, из одного – многое) + «Правила для руководства ума». Врожденные идеи выводы 3. полученные выводы «просеиваем» через «решето» опыта. Итак процесс познания (рационалистический метод): Осознание врожденных идей через интуицию – выведение логически выводов (дедукция) – просеивание через опыт
49 Откуда ошибки в познании? Человек: разум + воля. Разум=истина (от Бога) проблема в свободе воли и т.к. воля сильнее разума, то человеку свойственно заблуждаться. Материя и движение (механицизм).
51 Рационалистическая метафизика в XVII веке. Бенедикт (Барух) Спиноза ( ) («Этика») Пантеизм=все+Бог Бог=Природа=Субстанция (всего только ОДНА СУБСТАНЦИЯ = МОНИЗМ) Атрибуты (нам доступны только протяженность и мышление) и модусы (проявления субстанции - единичные вещи) субстанции. Универсальный детерминизм: Свобода как осознанная необходимость: (Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости. Модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в "тисках" необходимости. путь к свободе это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю: для этого надо 1. максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) внешней причины всего сущего (суть в рассмотрении вещей с позиции подлинной перспективы – божественной субстанции, с точки зрения вечности) 2. освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.) "Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать".
53 Готфрид Лейбниц. («Монадология») Простая субстанция как монада – духовные атомы с индивидуальной внутренней силой, структурой и проч., как сжатая вселенная. Монад (субстанций) бесчисленное множество =ПЛЮРАЛИЗМ Принцип тождества (истина разума) и закон достаточного основания (истина факта): Бог – достаточное основание для мира – наш мир = лучший из миров, т.к. наибольшее многообразие и наивысший порядок, оптимальный. Понятие предустановленной гармонии –Бог при творении скоординировал все: и монады животных и людей, Бог – уникальная монада. (наблюдаем город с башни с разных сторон).
54 Эволюция английского эмпиризма. Томас Гоббс ( ). «О гражданиние», «Левиафан» - теория общества и государства Естественное состояние человечества = «война всех против всех», «человек человеку волк» (изначально злая природа) через искусственные «знаки» (слова) в целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех на все» искусственное состояние= государство непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище- "Левиафан", которое "пожирает и сметает все на своем пути" сила, которой невозможноо противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости.
55 Джон Локк ( ) Идеи в уме от опыта чувств: в основе познания может лежать только опыт ("нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах"); сознание пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (сознание – это tabula rasa "чистая доска", на которой записывается опыт) Либерализм Локка: в естественном состоянии – естественные законы (война=только частный случай) – общественный договор – государство. Обоснование власти народа, ограниченного законом, идея разделения властей, у народа есть право на восстание.
56 S (субъект=кто воспринимает) – O (объект=воспринимаемое) Субъективное- зависит от восприятия субъектом (дальтоник и светофор) Субъективное- зависит от восприятия субъектом (дальтоник и светофор) Объективное – не зависит от восприятия субъектом (закон всемирного тяготения) Объективное – не зависит от восприятия субъектом (закон всемирного тяготения) Основной вопрос философии = Основной вопрос философии = об отношении мышления к бытию – материализм ( первична материя) и -- идеализм (первичен дух) Направления в философии: субъективный идеализм и объективный идеализм
57 Эволюция английского эмпиризма Джордж Беркли: Субъективный идеализм = «быть, значит быть воспринимаемым». S нельзя отмыслить от O. Дэвид Юм (1711 – 1776). !! Огромное влияние на И. Канта «Трактат о человеческой природе», «Естественная история религии». Радикальный гносеологический скептицизм: чел. знание = составление идей, комбинирование по принципу сходства и ассоциаций (перенос прошлого на будущее, привычки), а в ПРИЧИНЕ – нет возможноости удостовериться. «Я» = куча восприятий (перцепций) – нет единого и целостного «я» -- не доступна истина
58 Философия эпохи Просвещения XVIII в.
59 Особенности Создание программ социальных преобразований и формирование нового идеала человека: Разум=инструмент познания -- применительно к природе – техника (НТР) -- применительно к обществу – разум-бог, судья, отметаем все неразумное (религию, деспотизм, невежество) социальная революция (Великая Французская революция) Франция = «витрина» европейского Просвещения
60 1. Натурализм – можем объяснить природу исходя из нее самой (а не через Бога) 2. Сенсуализм (материализм) – источник знаний = ощущения 3. Систематизация человеческого знания (создание энциклопедий) «Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств, ремесел» Д.Дидро 4. Критика наличной социальной действииельности: негативное отношение к религии, деспотизму, предрассудкам и невежеству необходимость реформы = абсолютная просвещенная монархия (просветим монарха и он не будет деспотом) – переписка Вольтера с монархами. Концепция общественного прогресса. 5. Воспитание – установка на «естественный свет разума»
61 Представители Французское Просвещение: Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ж. Ламетри, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, Ш. Монтескье, Э. Кондильяк, К. Гельвеций. Немецкое: Вольф, Якоби, Лессинг, Гете, Гердер Шотландское: Д. Юм, А. Смит
62 Основные направления деистическое (отвергали идею личного Бога; видели в Боге первоначало, причину всего сущего, отвергали возможноость вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения) Бог – «часовщик». (Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк) атеистическо-материалистическое (отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах) утопическо-социалистическое (коммунистическое) - проблема разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости (Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен- Симон).
63 Античная философия (космоцентризм) Бытие = ПРИРОДА (бог, чел., жив., раст.) у каждого сущего есть своя природа, каждое сущее стремится реализовать свою природу, найти свое место в мироздании согласно своей природе важно знать природу вещей (фюзис (греч), натура (лат). Средневековая философия (теоцентризм) Бытие = СЛОВО Бог Словом творит мир Эпоха Возрождения и Нового времени, Просвещение, Немецкая классическая философия (антропоцентризм) Бытие = СОЗНАНИЕ Постклассическая философия (XIX – XX вв.) (антропоцентризм) Бытие = ВОЛЯ (Шопенгауэр «Мир как воля и представление»)
64 Классическая немецкая философия Немецкий классический идеализм Иммануил Кант ( ) Иоганн Готтлиб Фихте ( ) Фридрих Шеллинг ( ) Георг Вильгельм Фридрих Гегель ( ) объективный идеализм (Шеллинг, Гегель) субъективный идеализм (Кант, Фихте)
65 Классическая немецкая философия = Немецкий классический идеализм Классическая: - первоначально = образец, идеал, высшее в своем роде - типологически = классическая философия – Платон, Аристотель и от Декарта до Гегеля. (частичное воплощение, ноты - музыка) - здесь = философия, которая выстраивается на своих собственных основаниях, не заимствуя их из других областей знания, т.е. авто-номная (само-законная). Сама себе диктующая закон, а не заимствующая извне, реализует собственное законодательство. Немецкая = Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель Идеализм = мышление первично, а не материя, т.е. в основе мира – нечто духовное, идеальное, а не материальное.
66 Главные проблемы и задачи немецкой классической философии НКФ - завершение (как свершение, достройка и как преодоление) всей новоевропейской философской классики, поэтому проблемы НКФ проистекают из предшествовавшей философии. 1. Дуализм, онтологическая разнородность, противопоставление S (субъекта, Я) и O (объекта, мира)\\ мышления и бытия: мир противостоит субъекту и представлен в нашем сознании как картина мира (Декарт). Требование монизма, объединения двух разнородных субстанций (SO), доказывают, что субъект и объект – тождественны, S и O - одно и то же.
67 2. Субъективный принцип в познании: исходим из данности субъекта (несомненное существование мыслящего Я = основа, самосознание Декарта) и вся действииельность познается только как представленная в сознании субъекта. Вся реальность может быть нам дана только как представление: 1. как мир противопоставленный субъекту 2. как существующий для меня только в форме моих представлений, в моем сознании. Мир опосредован через мое сознание, нам дано только наше сознание, замкнутость сознания на само себя. Истина существует только в нашем сознании, у нас нет возможноости сравнить с реальностью, т.к. для нас реальность как таковая не дана, а мы познаем ее только через призму наших представлений. Можем сравнивать не представления с вещами, а одни представления с другими, к вещам – не пробиться. Истина – фикция.
68 Т.о. истина помещена в сознание субъекта и нет возможноости раскрыть истину как соответствие представлений вещам. надо выйти из замкнутости собственного сознания, чтобы убедиться в том, что: 1. мыслям и представлениям сознания что-то соответствует в реальности 2. что представления адекватны миру.
69 3. Результаты полемики рационализма и эмпиризма. Эмпиризм (источник знаний – опыт) – но опыт ограничен, ничтожен и не может дать необходимого и всеобщего знания. Рационализм (источник знаний – мышление) – предпосылка: то, что необходимо мыслится, должно и необходимо существовать необходимость все время делать скачек: от абстрактных сущностей и понятий к утверждению реального бытия этих объектов (критика Беркли и Юмом). Т.е. переход от мысли к реальности – проблематичен. Т.о. оказалось, что никакое знание не может претендовать ни на то, что ему что-то соответствует (рационализм), ни на то, что оно есть всеобщее и необходимое (эмпиризм).
70 Задача НКФ: необходимо обосновать, что хоть какое-то знание может претендовать на истину, может быть необходимым, объективным и всеобщим знанием, т.е. надо оправдать статус науки, научного знания как всеобщего и необходимого. (Кант – «как возможноа наука?»)
71 4. Уроки Просвещения Просветители возвели разум на некий пьедестал, на недосягаемую высоту. Автономный свободный человеческий разум был представлен как судья над всем сущим – над историей, природой, обществом. И разум должен был удостоверить их право на существование и все неразумное, иллюзии, заблуждения, т.е. все, что разум-судья отверг – должно быть отброшено. Разум в Просвещении – предпосылка, рычаг, точка опоры. Т.о. вся действииельность выводилась из головы (из разума). Бытие=сознание. Гегель «мир стоял на голове» (идеализм) К. Маркс «мир поставить на ноги» (материализм) Критики (НКФ) обнаружили, что этот разум-судья на самом деле – ничтожен: субъективный, ограниченный историей, культурой, традициями. Т.е. выбили опору из под ног Просвещения. («а король-то голый»). Критика разума как исследование возможноостей и границ разума (!!! не как опровержение)
72 Главная задача НКФ S O Я Мир Мышление Бытие это тождество было обосновано субъективно (Кант и Фихте) объективно (Шеллинг и Гегель) Великая Французская революция – социально- политический взрыв, но нет революции в идеях, философии. НКФ = революция, переворот в философии (науке) за 50 лет (1781 – 1831 гг.), хотя по социально-политическим взглядам – консерваторы. Например, Гегель – оправдание существующего политического строя.
73 Иммануил Кант (1724 – 1804) Кёнигсберг (Калининград)
74 Периоды творчества 1. Докритический 1) естественно-научные труды: «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 г.)- первая космогоническая гипотеза – Земля, Солнечная система произошли из туманности, т.е. впервые ввел историческое измерение в представление о Солнечной системе. (теория Канта-Лапласа) 2) философские труды. Диссертация «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира» (1770 г.) - пространство и время – не реалии, которые существую вне человека, а это свойства чувственного восприятия человека.
75 2. Критический : 1 часть 1 часть об условиях и возможноостях познавательных способностей: 1) « Критика чистого разума » (1781 г.) = метафизика продолжил Гегель 2) « Критика практического разума » (1788 г.) = нравственная, моральная философия (этика) продолжил Фихте 3) « Критика способности суждения » (1790 г.) = эстетика продолжил Шеллинг 2 часть 2 часть доктринальная философия о самих объектах, которые можем познавать и отдельные работы: «Метафизика нравов», «Религия в пределах только разума», «Ответ на вопрос «что такое Просвещение?»», «Антропология с прагматической точки зрения», «Метафизические начала естествознания» и др.
76 Основные принципы философии И. Канта 1. Коперниканский переворот в философии 1. Коперниканский переворот в философии – в координальной смене предмета и задач философии : Предмет философии (до Канта) – мир, существующий сам по себе. Проблема познания мира: - догматизм (возможноо познать мир таким, какой он есть) - скептицизм (не можем познать адекватно) Но оба направления сходны в одной установке: мы познаем мир таким как он существует, познаем существующее само по себе. Предмет критической философии И. Канта: познавательные способности И. Кант - !! прежде чем познавать что-либо, надо выяснить условия и возможноости нашего познания, что мы вообще способны познавать. КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
77 Критика (=различать, оценивать, устанавливать критерии – греч.) - КРИТИКА Канта = исследование условий возможноостей и границ познавательных способностей. И только потом мы можем прилагать это к объектам мира (доктринальная часть). - Исследует познавательные способности КОГО ? не конкретного человека - Васи, Пети, а Васи, Пети во всеобщих универсальных характеристиках, способности homo - универсального в каждом из нас, т.е. как вообще все разумные существа что- либо познают = «трансцендентальный субъект»
78 - Исследуются условия познания не из опыта (опыт у каждого уникален, индивидуален), а предшествующее всякому опыту = априорное (т.е. до- опытное) познание. Т.е. универсальная (одинаковая) способность оформлять уникальный (у каждого свой) опыт. Поэтому врожденное-априорное = гарант всеобщего и необходимого. - (пример, алфавитная система каталога в библиотеке (одинаковая, априорная) и сами книги, которые туда ставим (у каждого разный набор книг, уникальный опыт жизни)).
79 «Критика чистого разума» вопрос 1. Как возможноа наука? Проблема: опыт (О) (S)??? истина=закон (всеобщее и необходимое знание) источник всеобщности и необходимости Где источник всеобщности и необходимости, ведь опыт (внешний мир) этого не дает? Значит источник не в опыте (объекте), а за пределами опыта. Где, именно? – В субъекте (в нас). В душе Где в нашем теле или душе? – В душе.
80 Вопрос 2. О суждениях любой закон (мысль) выражается в суждениях = логических формах мысли: «S (субъект) – есть -- P (предикат)» Роза – красная Таракан – насекомое Стол – предмет мебели Сила тока в проводнике --- прямо пропорциональна напряжению между концами проводника, если при прохождении тока свойства проводника не изменяются.
81 Суждения бывают 1. аналитические (пояснительные) опыт не нужен= априорное+ не дают нового знания S=P (у треугольника – три угла) (у стула есть ножки) 2. синтетические (расширительные) опыт нужен апостериорное+ дают новое знание S – (из опыта) -- Р (Медведев – президент) Наука = всеобщее и необходимое (априорное) + новое знание Как возможноы априорные синтетические суждения? В математике, в естествознании, в метафизике (философии)
82 Наука = всеобщее и необходимое (априорное, т.е. из души) + новое знание (из опыта) Как возможноы априорные синтетические суждения? «Человек может познать то, что сделал сам» (принцип совпадения истинного и сделанного). И. Кант максимально универсализировал этот принцип и обобщил, применив ко всей познавательной деятельности человека.
83 Итог: универсальные формы (априорное) из души (трансцендентальный субъект) + опыт (мир) = всеобщее необходимое знание Субъект может познавать только то, что создал сам, т.о. теперь предмет нашего познания = мир, который мы сами же и создали, т.е. оформили. Теперь S=О
84 тесто + формочка булочка хаос F, E, волн + формы (S) стол и стул ….. мир сам по себе (=вещь-в-себе) + априорные (из души) формы чувственности, рассудка, разума воспринимаемый человеком мир (явления или феномены) А-гностицизм (не-познаваемость) Канта = никогда не сможем выйти и заглянуть за пределы своего восприятия и познать мир как вещь-в-себе
85 мир как вещь-в-себе (ноумен), то есть вне деятельности формирования сознания (источник ощущений) априорные формы чувственности = пространство и время материя постигается нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез априорные формы рассудка априорные формы рассудка = категории (количества, качества, отношения, модальности) рассудочный синтез – связывает созерцания
86 априорные формы рассудка априорные формы рассудка = категории (количества, качества, отношения, модальности) рассудочный синтез – связывает созерцания синтез чувств и рассудка= трансцендентальное единство апперцепции понятия рассудка подводятся под представления через воображение и рассудочный категориальный схематизм т.е. «Я» чувствую и рассуждаю знание мира как явления (феномена), оформленного мной
87 Категории количества Единство Множество Цельность Категории качества Реальность Отрицание Ограничение Отношения Субстанция и принадлежность Причина и следствие Взаимодействия
88 Категории модальности Возможность и невозможноость Существование и несуществование Предопределённость и случайность Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений. Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом активной творческой деятельности сознания.
89 идеи разума= стремится выйти за пределы опыта (мысли о Боге, душе, мире в целом) впадает в противоречия (антиномии) limit разума разум надо ограничить в претензии познания метафизической реальности, т.к. она не доступна познанию (нет в опыте) и ее содержание = предмет веры «Критика практического разума»
90 антиномии Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.\\ Мир не имеет начала во времени и безграничен. Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых. \\ В мире нет ничего простого. Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ Существует не только причинность по законам природы, но и свобода.\\ Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы. Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего. Бога нет. \\ Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего.
91 1. Этика Канта основана на принципе «как если бы»: Бога и свободу невозможноо доказать, но надо жить как если бы они были. 2. Человек как явление и как вещь-в-себе: «Критика чистого разума» - Мир нам не дан как вещь-в- себе (ноумен), а дан как явление (феномен) – в силу познавательных способностей человека. Т.е. всегда открыта только часть мира. Значит, и человек так же всегда знает только часть себя, как сам себе и другим является – как существо природное (через пространство и время.. как феномен, явление), а не как свободное (вещь-в-себе, ноумен). Моральная философия И. Канта. «Критика практического разума»
92 Практический разум – определяет правила поведения людей в тех или иных конкретных ситуациях, общую стратегию их поступков. Поведение человека определяется: максимами (субъективно значимое правило) и законами (объективный принцип, равносильный для каждого разумного существа).
93 В человеке как феномене есть: 1. чувственность (ХОЧУ, способность желания) как низшая способность всегда направлена на всякое определенное желание, на что-либо существующее в пространстве и времени. достигли (удовольствие) \ не достигли (не удовольствие) – итог вообще стремление к счастью = задает максиму. Человеку как существу природному, конечному (феномену) навязана проблема быть счастливым, стремиться к удовольствию. 2. разум - задает (закон) ИМПЕРАТИВ (НАДО, долженствование, объективное принуждение к поступку). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Гипотетический императив предписания умений, средство для достижения целей (соответствует природному закону причинности).
94 В человеке как ноумене есть: КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ безусловные и всеобщие предписания, не зависят от материи желаний, исходят из свободной ноуменальной части человека. гедонизм = 1. 90% \\ 2. 10% высокое основоположение = 1. 10% \\ 2. 90%
95 КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ 1) «Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом» (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»; 2) «Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда – как к средству». Поведение человека-как-явления (природного) определяется исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Человека-как- вещи-в-себе (свободного) высшему априорному моральному принципу (категорическому императиву). Таким образом, поведение может определяться практическими интересами и моральными принципами.
96 Георг Вильгельм Гегель
97 Абсолютный объективный идеализм Основные сочинения: Феноменология духа (1807) Наука логики (1816) Энциклопедия философских наук (1817) Философия права (1821)
98 1. Идеализм «положение о том, что конечное – идеально, составляет идеализм. Философский идеализм состоит в том, что конечное не признается истинно сущим». все конечные вещи (селедка) – не есть истина, т.к. возникаютумирают. В их основании лежит нечто иное, чем они, «объективация чего-то другого». 2. Объективный реальность сама по себе (не зависимо от человека, от S субъекта) внутри себя имеет некое идеальное, духовное начало (не можем мыслить о единичных вещах – общее=мысль). Понятие «человек» = во всех конкретных людях - существует само.
99 3. Абсолютный ничего в мире кроме Абсолютной идеи и ее явлений не существует. В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух (идея=сам процесс мысли), который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя – это главная цель. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве это природа; самораскрытие во времени история. Т.о. проявляясь и самопознавая Абсолютная идея отчуждает себя и создает человека – субъективный дух, общество и историю – объективный дух, культуру, философию – Абсолютный дух.Абсолютный Духприродаистория Итог: Абсолютная Идея – самопознание и саморазвитие. Порождает природу, человека, общество, культуру и через человека познает себя (возвращается).
100 Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека частица Абсолютного духа. Именно в человеке абстрактный и безличный Абсолютный дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Через человека Абсолютный дух: проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; целенаправленно и закономерно движется действия, поступки человека, ход истории; познает себя через познавательную деятельность человека; творит в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.
101 Метод Гегеля Гегелем им впервые было четко сформулировано понятие двалектики. Диалектика, по Гегелю, основополагающий закон развития и существования Абсолютного духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл двалектики в том, что: все - Абсолютный дух, "конечный дух«(т.е. человек), предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);
102 данные начала (стороны единого бытия и Абсолютного духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; они проходят три стадии: тезис антитезис синтез (неопосредственное тождество противоположность, отрицание разрешение противоречия, основание, опосредственное тождество). единство и борьба противоположностей основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).
103 Категории в системе двалектической логики Слово kathgoria сложено из kata (=взгляд сверху на что-то внизу) и agoreuein (=публичное собрание людей) kategorein, соответственно, значит: сделать общедоступным, открыто объявить при намеренном вглядывании во что-то, что именно оно есть, особенным образом выставляющее называние в смысле обвинения, при этом в качестве основного значения слышится открывающее, обнаруживающее называние.
104 Основным предметом своей "Логики" Гегель считает необходимые определения мысли или чистые понятия, которые он вслед за Аристотелем и Кантом называет категориями. Однако, в отличие от них, он стремится представить их в виде завершенной, логически связанной системы. Абсолютная идея, является одновременно и субъектом, и объектом развития. Ее развитие осуществляется в процессе последовательного развертывания системы категорий, которые представляют собой не просто формы мышления, противостоящие миру природы (как это было у Канта), а всеобщие формы и бытия, и мышления одновременно. Таким образом, в учении о двалектическом саморазвитии категорий реализуется основополагающий принцип гегелевской философии - тождество бытия и мышления:
105 Поясним это, рассмотрев два акта: 1) акт опредмечивания идеи, т.е. превращение заданного в предмет 2) акт распредмечивания предмета, т.е. превращение предмета в мысль. А в принципе, это одно и тоже, это две формы бытия одного и того же. Бытие и мышление – это не разные объекты, а это две формы бытия/явленности одного и того же.
106 1. тезис – качество антитезис – количество синтез – мера тезис- сущность 2. антитезис - явление 3. синтезом явления и сущности становится понятие действииельности.
108 Философия истории Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы. История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа.национальными духами Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры: восточную; антично-средневековую; германскую.
109 Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек фараон, китайский император и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами. Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от "верхушки" и служит ей. Германская эра современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все. Войны между народами выражают напряжённое столкновение мыслей Абсолютного Духа. В них Гегель усматривал двалектический момент антитезис. Войны Важную роль в развитии истории играют герои воплощения национальных духов. Герой это человек, чьи сверхусилия получают санкцию национального духа.Герой
110 Постклассическая философия XIX - начала XX вв.
111 Философия Людвига Фейербаха ( ) критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были: полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния; попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы; материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека; большой интерес к социально-политическим вопросам; убеждение в познаваемости окружающего мира. Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX - первой половине ХХ вв.
112 Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом ( ) и Фридрихом Энгельсом ( ) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм). Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв. В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму. Философия марксизма.
113 " Тезисы о Фейербахе" К. Маркса; "Капитал" К. Маркса; "Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса; "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса; "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Энгельса; "Диалектика природы" Ф. Энгельса; "Анти-Дюринг" Ф. Энгельса; "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса; "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса.
114 Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов двалектического материализма и исторического материализма Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). Суть исторического материализма в следующем: на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение); производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений; указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису; базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
115 в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно- экономические формации первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай);
116 феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства; рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя; уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.
117 2). Позитивизм в XIX – нач. XX в. (и эмпириокритицизм). Программа "позитивной философии" О.Конта. Философия и наука, предмет философии. Классификация наук. "Закон трех стадий развития человеческого духа" Конта как универсальный закон истории. Социология в системе наук. Эволюционизм Г.Спенсера. Органическая теория общества Спенсера. Кризис позитивизма XIX века и возникновение эмпириокритицизма («второго позитивизма»): Р.Авенариус, Э. Мах. 3). Неокантианство. Неокантианство и Кант. Марбургская школа. Критика кантовской "вещи в себе" и логика науки (Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер). Баденская школа неокантианства (В.Виндельбанд, Г.Риккерт)
118 4). Иррационализм и философия жизни (XIX – нач. XX веков). Волюнтаризм А.Шопенгауэра. Мир как воля и как представление. Метафизика морали. Пессимизм в XIX веке. Экзистенциальная двалектика С.Кьеркегора: учение о "стадиях жизни", "моральная двалектика" как средство самоопределения человека. Философия Ф.Ницше. "Рождение трагедии из духа музыки": "аполлоническое" и "дионисийское" начала. Программа "переоценки всех ценностей". "Имморализм" и критика морали. Ницше и нигилизм. "Воля к власти" и идеал "сверхчеловека". Идея "вечного возвращения". В. Дильтей о жизни и «исторической жизни». Психологизация исторической реальности. Описательная психология и герменевтика. «Науки о природе» и «науки о духе». Морфология культуры и основные идеи философии истории О.Шпенглера («Закат Европы»). Интуитивизм А.Бергсона: понятия инстинкта, интеллекта, интуиции в "Творческой эволюции".
119 Философия в XX веке 1). Современный западный марксизм (неомарксизм). Становление западного марксизма: Д.Лукач и А.Грамши). Марксизм во Франции и Италии: Гальвано делла Вольпе, Черрони, Сарт, Альтюссер, Фуко. Фрейдомарксизм. 2). Аналитическая философия. Становление и источники: Дж.Мур, Б.Рассел, Л.Витгенштейн. Основные темы аналитической философии. Философская программа неопозитивизма («третьего позитивизма») и ее кризис (Р.Карнап, Г.Рейхенбах). "Постпозитивизм" и философия науки (К.Поппер, Г.Башляр, Т.Кун, И.Лакатос, С.Тулмин, П.Фейерабенд).
120 3) Философия науки. Проблема методологического идеала и нормативности научного знания (О.Конт, Г.Спенсер, Дж.С.Милль). Проблема осмысления основоположений науки (Э.Мах, А.Пуанкаре, А.Эйнштейн). Программа анализа языка науки в классическом неопозитивизме (Венский кружок и Берлинская группа). Логицизм, историцизм, неорационализм в философии науки (Т.Кун, М.Полани, П.Фейерабенд). Критика фундаментализма, идея единства научного знания, проблема разделения науки и ненауки. Анализ понятий парадигмы, научно- исследовательской программы, тематического контекста, неявного знания и оснований научного знания (К.Поппер, П. Фейерабенд, Г.Башляр).
121 4). Психоанализ и философия неофрейдизма. Фрейдизм как философское мировоззрение. З.Фрейд о философии истории и культуры. Аналитическая психология К.Юнга и коллективное бессознательное. Архетип и символ. Гуманистический психоанализ Э.Фромма (неофрейдизм). Фрейдомарксизм: В.Рейх, Г. Маркузе. «Экзистенциальный психоанализ»: Ж.- П.Сартр, Э.Фромм. «Психоаналитическая герменевтика»: А.Лоренц, Ю.Хабермас. «Структурный психоанализ»: К.Леви-Стросс, Ж.Лакан. 5). Феноменология. Э.Гуссерль: программа философии как "строгой науки". Критика психологизма в философии сознания. Понятие интенциональности сознания. Метод феноменологической редукции, ее ступени.
122 6). Экзистенциальная философия. Социально- исторические и духовные истоки экзистенциализма. Уникальность человеческого бытия как философская проблема. Понятие экзистенции. Проблема подлинности и неподлинности человеческого существования. Свобода и экзистенция. Светский (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю) и религиозный (К.Ясперс) экзистенциализм. М.Хайдеггер и "преодоление" метафизики. Ж.-П.Сартр о свободе и "проекте". 7). Философская антропология. Идеи философской антропологии М.Шелера. 8). Философская герменевтика. Философская герменевтика Г.Гадамера. 9). Структурализм и постструктурализм. Структурные методы в гуманитарных науках и философский структурализм. Структурная антропология К.Леви-Стросса.
123 10). Американский прагматизм. Прагматизм в контексте американской духовной традиции: Ч.Пирс, У.Джеймс (Джемса), Д.Дьюи. 11). Религиозная философия. Основные тенденции западной религиозно-философской мысли в XX в.: католическая (неотомизм) и протестантская ("двалектическая теология") философия. "Интеграционный гуманизм" Ж.Маритена. Религиозно-философская система (эволюционизм) П.Тейяра де Шардена. Иудейский экзистенциализм М.Бубера. Персонализм Э.Мунье. 12). Философский постмодернизм. Власть, знание и субъективность у М.Фуко. Желание, шизоанализ Ж.Делеза и Ф.Гваттари. Симулякр и гиперреальность (Бодрийяр). Распространение Ж.Ф.Лиотаром дискуссии о постмодерне на область философии; «ситуация постмодерна» в философии. Отрицание абсолютности классической парадигмы понимания, идея деконструкции «метафизики присутствия» (Ж.Деррида). Выход из лингвистик- семантической плоскости в плоскость «событийности» и «телесности», принцип самодостаточности события (Ж.Батай, М.Бланшо, М.Фуко, Р.Барт, Ж.Делез, Ф.Гваттари, Ж.Ф.Лиотар). Ю.Хабермас как критик постмодерна.
124 История русской философии Русская философия XVIII века: 1). Философия русского Просвещения. М. Ломоносов: философия и естествознание, механицизм и атомизм. Своеобразие просвещения в России. А.Н.Радищев как критик российской политической системы. Трактовка естественного права и общественного договора, общественно-политические идеалы. Учение о человеке.
125 Русская философия XIX-XX веков: 2). Западничество (либерализм): П.Я. Чаадаев. Оценка исторического прошлого России и ее современного состояния. Религиозная историософия. «Русский гегелизм» (Н.В.Станкевич). Философия истории Т.Н.Грановского: «польза истории», «естественная необходимость» как выражение географической детерминации. В.Г.Белинский: гегелизм и примирение с действииельностью, обоснование философии реализма, социализм как дальняя цель общественного развития, проблема личности. А.И.Герцен: разработка двалектического метода, преодоление объективного идеализма на почве реализма, критика идеи разумности истории, "русский социализм". Б.Н.Чичерин: неогегельянская антропология, теория «врожденного естественного права», свобода и государственность. К.Д.Кавелин (позитивистское направление в философии либерализма): история как воплощение «личного начала», обоснование этического идеализма.
126 3). Славянофильство и религиозное реформаторство 2-й пол. XIX века. Философия культуры: «иранский» и «кушитский» путь развития цивилизации (А.С.Хомяков). Критика рационалистической культуры Запада и «самобытно-русская» философия (И.В.Киреевский). Земство и государство в социологии (К.С.Аксаков). Ф.М. Достоевский: от утопического социализма к православному мистицизму. Этико-философский смысл Легенды о Великом инквизиторе. Осмысление истории и назначение России. Л.Н.Толстой: отрицание церковного христианства. Учение о Христе. Принцип «непротивления злу насилием». Критика государственности и цивилизации.
127 4). Русский консерватизм (неославянофильство). Н.Я.Данилевский: таория культурно-исторических типов, «охранительно-консервативное» значение православия, критика русского «европейничания», борьба с Западом и создание «федерации независимых славянских народов». Н.К.Леонтьев: от славянофильства к русофильству, идеал византизма, формула триединого процесса развития (первоначальная простота – цветущая сложность – вторичное смесительное упрощение), русско- азиатская цивилизация. К.П.Победоносцев: социальная философия русского консерватизма. 5). Народничество: Революционно-демократическое народничество. Н.Добролюбов. Н.Г.Чернышевский. Материалистическая трактовка антропологического принципа в философии. Социалистическая теория и пути развития России. Эстетика Н.Г.Чернышевского. Социально-философские позиции и концепция анархизма М.А.Бакунина. Либеральное народничество: П.Л.Лавров: субъективная социология, роль личности в истории. Н.К.Михайловский: субъективный метод в социологии и проблема личности.
128 6). Философия всеединства. Философия В.С.Соловьева как теоретический источник нового религиозного сознания. Метафизика В.С.Соловьева; учение об Абсолюте и теория Богочеловечества; Душа мира (София); этика добра. Софиологическое направление. С.Н.Булгаков: от идеализма к православию, универсализация религии как предпосылки объективного и субъективного мира; учение о Софии. П.А.Флоренский: осмысление Софии как Богоматери и церкви; аскетизм и «мистика сердца»; укрощение «рассудочной деятельности»; антиномии веры. Эволюция философии всеединства (Е.Н.Трубецкой, Л.П.Карсавин) и православно- церковная оппозиция. Споры о Софии в русском зарубежье (В.Н.Лосский).
129 7). Экзистенциально-религиозная философия. Экзистенциальная двалектика божественного и человеческого. Идея свободы и персонализм. "Русская идея". Н.А.Бердяев: новое откровение о человеке, свобода как добытийственная основа мира. Л.И.Шестов: смерть как трагедия, главенство случая в человеческой жизни. В.Розанов: христианство и философия пола. 8). Космизм. Истоки философии русского космизма: Н.Ф.Федоров ("Философия общего дела", проблема смерти и победы над ней). К.Э.Циолковский о соотношении материализма и панпсихизма, космическая этика. В.И.Вернадский: учение о босфере, человечество как новая геологическая сила планеты, возникновение ноосферы. В.Н.Муравьев: «новое планетарное мышление», культура как овладение временем. А.Л.Чижевский: принцип гелиотераксии и космическая онтология.
130 9). Философия интуитивизма. Н.О.Лосский: метафизика иерархического персонализма; теория непосредственного знания; понятие гносеологического обладания. С.Л.Франк: синтез интуитивизма и трансцендентализма; проблема металогического и возможноости «живого знания». Интуитивизм в работах по истории философии (Б.П.Вышеславцев, И.А.Ильин). 10). Марксистская философия. Основные философские труды и проблематика. Г.В.Плеханов («ортодоксальный марксизм»): от народничества к революционному марксизму; проблема культурно-исторического процесса; роль личности в истории; социальные и экономические предпосылки русской революции. Б.П.Струве («легальный марксизм»): критика народничества; социализм как этический идеал; неокантианская методология познания. Русский «ревизионизм» в философии марксизма: А.А.Богданов, А.В.Луначарский. В.И.Ленин («радикальный марксизм»): интерпретация теории общественно-экономических формаций, общественного бытия, классов, государства и революций. "Материализм и эмпириокритицизм": понятие материи, проблемы истины. Концепция ленинизма в интерпретации Л.Д.Троцкого.
131 11). Философская антропология. А.А.Ухтомский: учение о доминанте как основе поведения и миросозерцания человека; этика любви как идеализация «другого». М.М.Бахтин: двалогизм как способ самореализации личности; принцип открытости, «вненаходимости» человека;аксеология личности: ценностное различение «Я» и «Другого»; незавершенность бытия и свобода. 12). Философия языка. Основные направления: формалистическое (К.А.Аксаков, Ф.Ф.Фортунатов, Н.П.Некрасов); психологическое (А.А.Потебня); онтологическое (В.Ф.Эрн, С.Н.Булгаков). Слово как архетип культуры в феноменологии Г.Г.Шпета. Имясловие П.А.Флоренского. Смысл как бытие: философия тождества реальности и именования А.Ф.Лосева.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.