Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователеммялицина ольга
1 Эффект семейного воспитания на дезадаптивные проявления подростка Работу выполнил а : магистрант направления подготовки «Психолого- педагогическое образование», магистерская программа "Психология семьи и семейное консультирование", группа zm 1116 Мялицина Ольга Николаевна Презентация курсовой работы на тему
2 Выбор темы Выбор темы обусловлен тем, что за последнее время в России произошли глубокие социальные изменения, которые заставляют по-новому взглянуть на ряд феноменов, исследованию которых ранее уделялось недостаточно внимания. Один из них – дезадаптивное поведение человека.
3 Проблема Для сегодняшней России данная проблема особо актуальна, так как в стране происходит ухудшение общей социально экономической обстановки растет безработица, социальная незащищенность людей, их разочарование в жизни, которые связанны с отсутствием перспектив, все это способствуют росту дезадаптации, деструкции, девиации.
4 Проблема Люди становятся агрессивными, тревожными и неуверенными в своем будущем, в связи с увеличивающей напряженностью общества, ростом национальных конфликтов, которые порождают непрекращающиеся войны. В нашей работе планируется рассмотреть современные подходы к изучению социально-психологической адаптации, теоретические и эмпирические исследования агрессивности и проявления тревожности у подростков, а также изучить особенности семейного взаимодействия на социальную дезадаптацию подростков.
5 Актуальность работы. Проблема. Необходимость исследования назрела потому, что проблемы подростков всегда были актуальны. Особо актуальными являются исследования их личностных особенностей, которые формируются в неблагоприятную сторону, в результате нестабильной политической и социальной ситуации, в условиях длительного кризиса, а также к отклоняющему поведению подростка ведут изменения семейных ролей, снижение морально- нравственных норм, резкое различие материальных условий жизни, неблагоприятные бытовые, микро и макросоциальные условия. Все это ведет к многочисленным, различным по силе и длительности воздействия психотравмирующих факторам. Личностные и психические отклонения приводят к дезадаптации и повышенной криминальной активности. А последствия дезадаптивного поведения могут быть совершенно непредсказуемыми.
6 Актуальность работы. Проблема. Проблемы подростков всегда актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, неразрешенного экономического кризиса, ослабления роли семьи, девальвации морально-нравственных норм, резкого различия в материальных условиях жизни, продолжающейся поляризации слоев населения. Неблагоприятные бытовые, микросоциальные условия оказываются источником многочисленных, различных по силе и длительности воздействия психотравмирующих факторов. Личностные и психические отклонения приводят к дезадаптации и повышенной криминальной активности. Психогенно обусловленные депрессивные состояния у подростков могут быть причиной, а в определенных случаях и следствием социальной дезадаптации. Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы
7 Аналитический обзор С целью исследования нами был проведен аналитический обзор специальной литературы по проблемам социальной адаптации в современных условиях, а также проявления тревожных расстройств и агрессивного поведения среди подростков, которое ведет к подростковой преступности, алкоголизации, наркомании, нарушению морально- нравственных норм.
8 Факторы Многие исследователи считают, что на отклоняющее поведение подростка, может влиять какое-либо хобби, ради которого они забрасывают все дела, учебу, работу и ставят в опасность собственное благополучие в силу своих увлечений. А уровень дезадаптации зависит от личностных особенностей подростка, которые формируются под воздействием социума- макроклимата, а также от семейных установок и микроклимата, в котором воспитывается ребенок
9 Мы же в своей работе хотим подробно изучить влияние семейного воспитания на дезадаптивные проявления подростка. Так как отношения между детьми и родителями также являются вечно актуальной проблемой в психологии. Психологи почти всех направлений подчеркивают факт, что главным условием развития личности ребенка является семейный социум. С первых дней жизни у ребенка идет сознание мира, самосознание через отношения с родителями. Проанализировав специальную литературу, было установлено, что дезадаптивное поведение подростков является одной из центральных психологических проблем современной науки. Однако эффект семейного воспитания на дезадаптивные проявления подростков изучен не достаточно, что и привело нас к выбору этой темы.
10 Считается, что подростковый возраст – самый сложный период в жизни человека. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, неподвижного, окончательного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки, которые часто могут переходить в крайности. Для дезадаптивных подростков характерны такие особенности эмоционально-волевой сферы, как повышенная тревожность. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет общение таких подростков с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании. Агрессивные подростки, не доверяют окружающим, и не избегают ситуаций, в которых они могут оказаться в эмоциональной зависимости. Они практически не чувствуют вины за агрессивное поведение
11 Задачи исследования 1. Изучение и анализ литературных источников (теоретических и эмпирических) по данной проблеме, дать основные понятия. 2. Подбор методик, позволяющих изучить социально- психологическую адаптацию, свойства личности подростков и специфику отношений с родителями. 3. Изучить различия в выраженности свойств личности и отношений с родителями в группах подростков с различным уровнем социальной дезадаптацией. 4. Изучить особенности связей показателей дезадаптивных проявлений подростков со свойствами личности и отношениями с родителями в группах с различным уровнем адаптации.
12 Дезадаптивное проявление подростков имеет различные внутренние и внешние причины и зависит от возрастных особенностей, индивидуальных целей, причин, обусловливающих его возникновение. А взаимодействие подростка с родителями является особым опытом его взаимодействия с социумом.
13 Исследования влияния семейного воспитания на развитие особенностей личности подростков обусловлено рядом работ, посвященных различным аспектам данной проблемы. Это работы Кулагиной, Божовича, Абрамовой, Астапова, Бэрона, Бреслава, Ениколопова, Милославовой, Налчаджяна, Овчаровой, Прихожана, Алана,Семенюка и др. А также были изучены научные работы Фромма, Фельдштейна, Реана, Фрейда, Мэйя, Хорни, Кона, Платонова, Бендера и др.
14 Ценность результатов В психологических исследованиях изучается структура и динамика агрессивности и тревожности подростков в основном с точки зрения социума. А ценность результатов нашего исследования для практики будет состоять в том, что мы в своей работе будем рассматривать эффект семейного воспитания на развитие агрессии и тревожности подростков, так как проблема влияния семейного воспитания на дезатаптивные проявления подростка изучена не достаточно. Также недостаточно разработаны системы психологических рекомендаций в данной области, программы культурных и учебных мероприятий, которые будут планироваться в дальнейшем, на основе полученных материалов. Также нами планируется разработка программы тренинга, как для родителей, так и для детей, разные коррекционные программы, рекомендации по данной тематике.
15 Актуальность исследования обусловлена тем, что нарушение внутрисемейных отношений очень плохо влияет на развитие личности ребенка, на его дезадаптивные проявления, поскольку именно в семье осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям поведения в таких сложностях и противоречиях современного мира, в котором деградация молодого поколения как никогда ярко процветает. Интерес к данной проблеме современного населения высока, так как общество крайне заинтересованно в здоровом развитии личности подростка. А практическая недостаточность по данной тематике, требует подробного теоретического и эмпирического исследования и разработки соответствующих программ.
16 Новизна нашего исследования состоит в том, что исследуется эффект семейного воспитания на дезадаптивные проявления подростка. В этой части данные нашего исследования могут расширить имеющие в литературе факты относительно особенностей влияния родителей на дезадаптивное проявление подростков. А также, планируемое эмпирическое исследование в данной области, будет использоваться, в планируемом образовательном учреждении, впервые.
17 Цель исследования: Изучить особенности социально- психологической адаптации подростков в связи со спецификой их отношений с родителями
18 Объект исследования: Социально-психологическая адаптация подростков
19 Предмет исследования: Проблемы социально-психологической адаптации подростков в связи с особенностями личности спецификой отношений с родителями
20 Основная гипотеза исследования: 1 У подростков с высоким и низким уровнем социальной адаптации существуют различия в психологической поддержке со стороны родителей 2 Уровень социальной адаптации в подростковом возрасте связан с враждебностью и непоследовательностью со стороны родителей 3 Показатели социальной адаптации имеют различные связи с особенностями личности и отношениями с родителями у подростков
21 Вспомогательная гипотеза : Предполагаем, что на адаптацию подростков могут влиять такие эмоциональные состояния как агрессивность, тревожность, которые непосредственно связанны со спецификой отношений с родителями
22 История изучения социальной адаптации и проблемы детско-родительских отношений : Литературный источник 1. Мустаева Ф.А. 2. Варга А.Я. 3. Ананьев Б.Г. 4. Столин В.В. 5. Головин С.Ю. 7. Кулагина И.Ю. Литературный источник 8. Аврамова Е.М. 9. Петровский А.В. 10. Медведева В.И. 11. Дербенев Д.П. 12. Ростовский В.П. 13. Налчаджян А.А. 14. Харламенкова Н.Е.
23 Особенности выборки: В эмпирической части исследования будут принимать участие подростки 7, 8, 9 классов в возрасте лет, учащихся в МБОУ «Ивановская СОШ» Для разделения выборки подростков Сначала будет проводиться Кластерный анализ для выявления групп с низким и высоким уровнем адаптации. Затем Корреляционный анализ для выявления взаимосвязей между адаптацией и агрессией, тревожностью подростков
24 Диагностические методики: Опросник К. Роджерса и Р. Даймонда «Социально-психологическая адаптация» ( исследование уровня социально-психологической адаптации подростков) Опросник Р.Кеттела ( в адаптации А.Ю. Панасюка подростковый вариант) (изучение свойств личности) Опросник « Подростки о родителях( изучить установки, поведение и методы воспитания родителей) Тест –опросник агрессивности Басса- Дарки ( определить уровень агрессивности подростков, уровень деструктивных тенденций Опросник школьной тревожности Ромициной
25 Для достижения заданной цели необходимо решить следующие ЗАДАЧИ: 1. Изучение и анализ литературных источников по данной проблеме, дать основные понятия. 2. Подбор методик, позволяющих изучить социально- психологическую адаптацию, свойства личности подростков и специфику отношений с родителями. 3. Изучить различия в выраженности свойств личности и отношений с родителями в группах подростков с различным уровнем социальной адаптации
26 Задачи: 4. Изучить особенности связей показателей социальной адаптации подростков со свойствами личности и отношениями с родителями в группах с различным уровнем адаптации. 5. Рассмотреть место показателей социальной адаптации в структуре свойств личности подростков с различным уровнем социальной адаптации
27 Теоретическая значимость и новизна исследования Получен ряд фактов, относительно проблеме социально-психологической адаптации подростков в связи со спецификой отношений с родителями, а также выявление специфической связи особенностей ( свойств) личности у подростков.
28 Практическая значимость Заключается в том, что данные исследования могут быть использованы в работе не только школьного психолога, но учитываться в работе всего педагогического коллектива школы, в том числе и в работе с родителями, также полученные данные могут использованы практическими психологами при разработке коррекционных программ
29 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.