Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемСергей Канн
1 Канн Сергей Константинович снс ГПНТБ СО РАН |
2 Длительное созревание предпосылок (30-50 лет) Участие разных сил в формировании идеологии проекта (государство, общество, капиталисты) Многоцелевой характер сооружения магистрали, наличие массы внешних и внутренних факторов, влиявших на проект «Внезапный» характер начала реализации и дефицит необходимых ресурсов (финансовых, материальных) 2
3 Внутренние задачи (общие и местные) Внешние задачи 1)Ускорение мобилизации войск и перевозки жандармов 2)облегчение доставки арестантов и ссыльно-каторжных в места отбывания наказания (на Сахалин и др.) 3)укрепление единства страны 4)противодействие «брожению умов» в районах с преимущественно нерусским населением (в среде татарского населения Казани и др.) 5)совершенствование административного управления на окраинах 6) «преобразование гражданского и общественного устройства Сибири» на основе непрерывного и быстрого сообщения окраин с центром государства 1)Защита внешних границ от посягательств великих держав и Китая 2)доставка войск на Дальний Восток 3)тыловое снабжение (удешевление доставки оружия из Златоуста, скота из киргизской степи и др.) 4)усиление политического престижа России на Востоке (выдвижение в число великих держав) 5)экспансионистские замыслы 3
4 Экономические цели проекта Внутренние задачи (общие и местные)Внешние задачи 1)«Оживление и развитие производительных сил Сибири» 2)«облегчение грузового движения» между западом и востоком страны 3)«сибирская транзитная торговля» 4)местные торгово-промышленные интересы губерний европейской России и Урала 5)сбыт продуктов фабрично-заводской промышленности европейской России 6)оживление торговли восточных районов России 7)повышение доходности ряда линий внутри российской сети железных дорог (Уральской, Оренбургской, Моршанско-Сызранской и др.) 8)расширение эксплуатации минерально-сырьевых и других природных богатств Сибири 9)развитие сибирской горной промышленности 10)поднятие горной промышленности Урала 11)«правильное» развитие сибирской золотопромышленности 12)выравнивание уровня развития сибирских областей 13)выравнивание внутри сибирских цен (на хлеб и другие сельхозпродукты) 14)устранение экономической зависимости Приамурья и Приморья (в частности, от сельхозпродукции Маньчжурии) 15)борьба с неурожаями и голодовками (с помощью транспортировки хлебных запасов в неурожайные местности) 16)облегчение переселений 17)развитие колонизации окраин (Приамурского и Приморского краёв) 18)увеличение ценности казённых земель на восточных окраинах 19)обеспечение «ветеринарного благополучия» губерний Европейской и Азиатской России 1)Транзит дальневосточных товаров 2)развитие «восточной» торговли 3)упорядочение чайной торговли 4)доставка русских фабрично- заводских товаров в страны Востока 5)улучшение торгового баланса и «избавление» от миллионных выплат Китаю за провоз товаров 6)звено мировой торговли между Европой и странами Азиатско- Тихоокеанского региона (Китаем, Кореей, Японией) 7)перевозка иностранных дипломатов, чиновников, коммерсантов, туристов и путешественников на Дальний Восток 4
5 Внутренние задачи (общие и местные) Внешние задачи Социальные цели проекта 1)«Создание новых больших удобств жизни народа» 2)создание условий для переселения избыточного населения малоземельных местностей 3)снятие напряженности «аграрного вопроса» в центре России 4)борьба с социальными последствиями голода и неурожаев 5)обеспечение занятости и заработков населения посредством организации общественных работ 6)облегчение бремени дорожной повинности 1)Сближение разных народов и достижение большей социальной однородности в Европе и Азии 2)развитие международного разделения труда и обмена опытом 3)создание условий для укрепления занятости населения Культурные и нравственные цели проекта 1)Развитие коммуникации, взаимного общения людей разных областей страны, передачи опыта; 2)обмен культурными достижениями; 3)развитие почтовых сообщений, сбережения на почтовой гоньбе; 4)толчок к развитию науки и техники (почтовой, железнодорожной и пр.); 5)увеличение числа промышленных центров, а через него – «влияние на умственную сторону населения», «пробуждение глуши», «возрождение духа» и преодоление «всеобщего уныния» 1)Взаимодействие культур – европейских и азиатских народов, «отсталых» и «передовых» цивилизаций; 2)развитие туризма и путешествий; 3)познание дальних и ближних стран 5
6 Длительное время Транссибирский проект рассматривался как орудие российской экспансии в тихоокеанском регионе и борьбы за экономический передел мира (формационный подход) Романов Б.А., Борзунов В.Ф. и др. Современные авторы опираются на модернизационные и цивилизационные концепции исторического развития Зубков К.И., Ремнёв А.В. и др. По словам В.А.Ламина, идея Транссиба имела «потенциал, вполне достаточный для претворения в жизнь циклопических проектов строительства так называемых кругоземных железнодорожных магистралей и соединения их в глобальную сеть» Наиболее продуктивным для современной историографии Транссиба является сочетание формационного, цивилизационного и модернизационного подходов 6 «Россия: человек, общество, война XIX-XX вв.»
7 Новые документы РГА ВМФ об июньском 1887 г. «совещании 4-х министров», где принималось решение о начале изысканий, выявили ряд геополитических расхождений у его участников Генерал-губернатор А.Н. Корф предполагал начинать постройку в Забайкалье (Байкал–Сретенск) и лишь затем приступать к участку Хабаровка–Владивосток В ведомстве И.А. Шестакова (флот), напротив, настаивали на значении работ возле Владивостока в интересах обороны всего Приамурского края Ранее эта коллизия в историографии Транссиба не была известна «Россия: человек, общество, война XIX-XX вв.»
8 «Чем бы ни была вызвана эта постройка, – писал Б.А. Романов, – каким бы потребностям и интересам она ни отвечала, она явилась основным фактом во внешней политике» «На острие железной линии Россия вводилась в сферу международного экономического и политического соперничества в Тихом океане, в надежде на то, что обусловленный этой линией "переворот в направлении сообщений между Европой и азиатским востоком должен последовать в её [России] пользу"» «Сибирская железная дорога официально провозглашалась "мировым событием", "которыми начинаются новые эпохи в истории народов, и которые нередко вызывают коренной переворот установившихся экономических соотношений между государствами", и рассматривалась, как орудие такого усиления русского военного флота в Тихом океане, которое даст России "господство над всем международным коммерческим движением в тихоокеанских водах"» «Россия: человек, общество, война XIX-XX вв.»
9 Рассматривая протекционистские взгляды Витте, Ремнёв подчёркивал его желание освободить Россию от промышленной и финансовой зависимости от Запада и, в то же время, превратить её из «гостеприимной колонии» в сильную метрополию «Витте, – писал Ремнёв, – прогнозировал геополитические и экономические последствия, которые произойдут вслед за строительством Сибирской железной дороги: дорога откроет «новый путь и новые горизонты» как для русской, так и мировой торговли, даст России роль торгового посредника между Западом и Востоком» Ремнёв глубоко рассмотрел военно-политические и стратегические аспекты сооружения Транссибирской магистрали, подчеркнув роль военных в конструировании имперской географии власти на Дальнем Востоке «Истоки геополитической мысли, – отметил Ремнёв, – ощутимы в России задолго до того, как она обособилась в отдельную отрасль человеческого знания. Первыми, наряду с дипломатами, над вопросами политической географии стали задумываться военные. От описательной географии русская военная мысль перешла к более широкому статистическому методу» «Россия: человек, общество, война XIX-XX вв.»
10 Множественность подходов позволяет всесторонне проанализировать всю сумму социально- экономических и политических факторов Транссибирского проекта, а также геополитический контекст конца XIX – начала XX века Несмотря на то, что Транссибирскому проекту посвящено большое количество работ, в его геополитической предыстории всё ещё присутствует немало «белых пятен» Объясняется это многими причинами: скрытным характером проектирования, труднодоступностью архивных источников, рассеянных по гигантской территории и большому числу фондообразователей, выбором разных приоритетов исследований Так или иначе, но, по словам известного изыскателя и учёного М.И. Воронина, целостной и научной истории Транссиба всё ещё не написано Вместе с тем, актуальность геополитических аспектов Транссибирского проекта постоянно возрастает. Тенденции таковы, отмечают авторы коллективной монографии «Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике» (М., 2004), что «политическая консолидация и динамичное экономическое развитие государств Восточной Азии идёт на фоне критического ослабления присутствия России на своих дальневосточных территориях» «Россия: человек, общество, война XIX-XX вв.»
11 Канн Сергей Константинович к.и.н., старший научный сотрудник ГПНТБ СО РАН
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.