Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 4 года назад пользователемМаргарита Мурзенкова
1 Дню добра и уважения посвящается… 2019 год Будовская сельская библиотека-филиал МБУК «Торжокская ЦБС»
2 С незапамятных времен женщины России носят платки. Их любили и царицы, и крестьянки. Платок хранил тепло, дарил здоровье и хорошее настроение, являлся самым желанным подарком. Это был не просто головной убор, а символ любви и красоты. Большой популярностью пользовался он в народе, ему посвящали песни и стихи. Во все времена платки дарили, это был самый дорогой и памятный подарок для женщин. Каждый платок является отголоском своего времени, имеет свои особые узоры, цвета. Будовская сельская библиотека предлагает совершить экскурс в историю русского платка.
3 Изначально, еще в языческие времена, женщины покрывали голову на Руси, чтобы сберечь себя от холода, от сурового климата. После Крещения Руси, с приходом на нашу землю православной веры, головные женские уборы считаются неотъемлемой частью женского костюма. Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться простоволосой было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение опростоволоситься, то есть опозориться.
4 С XIII в. знатные русские женщины стали носить на головах кокошники. Слово произошло от слова «кокошь», то есть наседка, курица. Кокошники напоминали по форме луковицу. Обшивали кокошники темно- красной материей и красиво унизывали жемчугами и камнями. Кокошники для богатых боярынь и боярышень изготовляли специальные мастерицы. Затем женщины стали носить убрус - часть головного убора замужней женщины полотенце, богато украшенное вышивкой. Укладывался вокруг головы поверх подубрусника мягкой шапочки, закрывавшей волосы, и завязывался или закалывался булавками.
5 Убрус представляет собой прямоугольное полотнище 2 метра в длину и 4050 см в ширину. Материал зависел от благосостояния владелицы. Наиболее распространённый вариант украшенное вышивкой или каймой льняное полотно или другая плотная ткань. Знатные женщины носили убрус из белого или красного атласного полотна и парчи. Носили такой платок поверх головного убора. Кузнецов В.П. Крестьянка
6 Маковский К.Е. Боярышня Маковский К.Е. Портрет женщины в русском народном костюме
7 В повседневной жизни крестьянки носили простые платки – символ замужества. В конце XIX века платки в качестве головного убора повсеместно были распространены в России. Их носили девушки и молодые женщины в разное время года. Платки придавали женскому костюму особую красочность и своеобразие. Сначала платки повязывали поверх головного убора (обычно кички), позже их стали носить самостоятельно, по-разному повязывая на голове. Девушки завязывали платок под подбородком, а иногда - концами назад (так носили платок и замужние женщины). Горюшкин-Сорокопудов И.С. Молодая женщина в кичке и в платке
8 Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVІІІ - XIX вв., а образ русской женщины - "Алёнушки в платочке", завязанном таким образом, - сформировался уже в XX веке. Платок в образе русской женщины был логическим завершением костюма. Он был как бы окладом для ее лица, женщина без платка, все равно, что "дом без кровли", "церковь без купола". Платок придавал женщине особую женственность, нежность. Ни один другой головной убор не придавал столько лиричности облику женщине, сколько платок. Маковский К.Е. «Девушка в платке»
9 В книге «Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX – начале XX века» доктор исторических наук Гали Семеновна Маслова ( гг.) привела несколько способов ношения платков и косынок, принятых у восточных славян с древних времен. 1. Внакидку. То есть, набрасывание косынки на голову, не повязывая концы, а просто скрещивая их на груди. Так носили платочки русские горожанки XVII века. Этот способ сохранился до ХХ века лишь для толстых шерстяных шалей, используемых в зимнее время. Интересно, что невестам и покойницам во время обрядовых церемоний тоже принято не завязывать платки, а лишь покрывать ими голову внакидку. Моравов А.В. Подружки
10 2. На покромку. Косынку носили как древний убрус, закалывая ее концы под подбородком с помощью булавки. Так поступали женщины из старообрядческих семей Архангельской, Владимирской, Нижегородской и Костромской губерний. Они называли данный способ ношения платка «по-богородицки», ведь на некоторых старинных иконах покрывало Девы Марии заколото именно таким образом. Впрочем, на покромку носили косынки и многие жительницы Поволжья, не относящиеся к старообрядцам.
11 3. По-купечески. Концы платка завязываются спереди, надо лбом. Если внимательно рассмотреть знаменитую картину «Купчиха за чаем» известного русского художника Бориса Михайловича Кустодиева ( гг.), то можно заметить, что шелковая косыночка красавицы кокетливо завязана надо лбом. Причем, узелок такой аккуратный, что концы платочка напоминают украшение в виде лепестков цветка. Так носили косынки многие представительницы купеческого сословия. Кустодиев Б. Купчиха за чаем
12 4. По-девичьи. Узел завязан под подбородком. Российский и советский ученый Дмитрий Константинович Зеленин ( гг.) в своей книге «Восточнославянская этнография» назвал наиболее популярным у женщин первой половины ХХ века именно этот способ ношения косынки. Он был заимствован у немцев, по мнению этнографа, и пришел в нашу страну «через посредство поляков» сравнительно недавно. В большинстве русских губерний так носили платочки девочки и девушки на выданье. Н.Рачков «Девочка с ягодами»
13 5. По-бабьи. Замужние женщины, чтобы подчеркнуть свой статус, обычно скрещивали концы косынки под подбородком, а затем завязывали их сзади на шее.
14 6. С узлом на затылке. В некоторых центральных и южных регионах России женщину, состоящую в браке, можно было распознать по косынке с узлом на затылке. Венецианов А. Девушка с бураком
15 Женщины более высоких социальных слоев стремились подчеркнуть свое положение, завязывая косынки совсем не так, как работницы полей и коровников. Так, дворянки стремились подражать классическим образцам античной культуры, с которых брали пример модницы Западной Европы. Часто русские аристократки просто следовали рекомендациям французских журналов, поэтому они носили воздушные платки- накидки, ажурные и кружевные, а также дорогие шали.
16 В ХХ веке на смену старому разделению женщин по семейному положению или социальному статусу пришла новая градация – по сфере деятельности. Два наиболее популярных способа завязывания косынки стали определять колхозниц и фабричных работниц. И если сельские женщины, трудившиеся на полях или в коровниках, часто завязывали платки под подбородком, чтобы прикрыть шею от холодного ветра, то женщины, работавшие за станками и у заводских конвейеров, начали убирать волосы и концы своих косынок назад, на затылок. Причина проста – банальная техника безопасности.
18 В середине 19 в. в России складывается особый центр производства национальных платков - Павловский Посад. В 1863 году в Московской области в маленьком городе Павлов – Посад Яков Лабзин открывает мастерскую ручной работы. Здесь из тонкой шерстяной нити – кашемира ткали платки, шали. Они не уступали известным кашмирским платкам Индии. Легкие, упругие, яркие, разноцветные шали стали элементом русского национального костюма и прославили фабрику Лабзина.
19 На фабрике в то время работало 530 рабочих. Шелковые и бумажные изделия фабрики раскупались на ярмарках, которых устраивалось в Павловском Посаде до девяти в год.
20 К концу 19 в. - началу 20 в. павловские платки экспонируются на Международных выставках, покоряя своеобразием и национальной самобытностью. Яркие, многокрасочные они стали самыми любимыми в народе. Их популярность способствовала их универсальность: платок шел ко всему и ко всем - к нарядам крестьян и городских низов.
22 Отличительной чертой шерстяных и полушерстяных платков из Павлова – Посада был растительный орнамент из роз на контрастном фоне. Позже стали выпускать хлопчатобумажные платки и шали с пышными букетами в уголках или цветочными гирляндами по кайме.
23 С конца 1950-х гг. ручное производство стало постепенно вытесняться современными печатными машинами и техникой фотопечати, и в настоящее время платков ручной набойки в Павловском Посаде вырабатывается немного. Но мастера стремятся сохранить традиционные для павлово-посадских шалей приёмы декоративного обобщения цветочных мотивов, характер композиции и особенности колорита.
24 Павлопосадский платок стал обязательным элементом русского костюма. Он привлекает своей декоративностью, колористикой. Крупные цветы, растительные узоры, контрастный фон – как символ слияния человека с природой. Слава павлопосадских платков не меркнет до сих пор. А в Павлово-Посаде существует Музей истории русского платка и шали. Каждый платок ручной работы становился настоящим произведением искусства, и был не просто головным убором, а настоящим полотном художника, на котором расцветали невиданные узоры. Вот почему к середине XIX века платки производства Павловопосадской и Барановской мануфактур практически вытеснили из гардероба женщин другие головные уборы. Все, начиная от простых крестьянок, заканчивая царскими особами, стремились приобрести себе такое украшение.
25 Шали и платки с набивным рисунком так же производились на фабрике Александровых в Калужской губернии. Эта фабрика имела свой неповторимый стиль. «Александровские» платки - это тонкие линии и изящные цветы.
26 Московская губерния больше славилась производством шелковых платков. Самыми популярными были фабрики Коломенского и Богородского уездов. Последние выпускали репсовые платки, которые отличались сложным рисунком в стиле ампир – большие цветы, листья папоротника, ветви акаций, окружено это все богатым орнаментом, выглядит пышно и торжественно, а если учитывать, что шали и платки обычно дополняла длинная бахрома, создающая неповторимую красоту платков.
27 Платки из хлопка, популярные среди крестьян, производили во Владимирской области. В известном Иваново, в конце XIX века предприниматели открывают первые ситценабивные фабрики. В столице своими платками из хлопка славилась Прохоровская Трехгорная мануфактура. В то время очень популярны были ярмарки, где любая женщина или молодая девушка могли подобрать себе платок по вкусу и кошельку. Платок ситцевый из Иваново Платок Трёхгорной мануфактуры (г.Москва)
28 В начале 19 в. появились первые русские шали. Они изготовлялись в основном на 3-х крепостных фабриках. 1. Колокольцовские шали - на фабрике Дмитрия Колокольцова, воронежского помещика. 2. В мастерской помещицы Meрлиной, которая начинала с производство ковров в Воронежской губернии, затем перешла на шали и перевезла мастерскую в Подрядниково Рязанской губернии. "Шарфы и платки госпожи Мерлиной высокой своею добротою заслужили первое место среди продукции этого типа". 3. В мастерской воронежской помещицы Елисеевой. Шали всех 3-х мастерских именовались колокольцовскими. В отличие от восточных и европейских шалей русские шали были двусторонними, изнанка не отличалась от лица, ткались из козьего пуха в технике паласа и ценились очень высоко. В первой четверти 19 в. шаль стоила тыс. руб. Лучшие шали ткались в течение 2,5 лет.
29 Шаль. 1820–30-е годы. Шерсть, двустороннее ручное ткачество.
30 Одним из символов России является и оренбургский пуховый платок. Это вязаный платок из козьего пуха и нити-основы (хлопчатобумажной, шёлковой и др.) Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае в XVIII веке. Оренбургские пуховые платки за рубежом впервые представлены на первой Лондонской международной выставке 1851 года, получив там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха». Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи.
31 Есть мнение, что пух оренбургских коз самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз мкм, ангорских коз (мохер) мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха шали и паутинки особенно нежные и мягкие. Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями буранами, а также особенности питания оренбургских коз растительность горных степей Урала вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный прочнее шерсти. Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области.
32 Оренбургские платки бывают нескольких видов: простой пуховый платок (шаль) серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки. паутинка ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шёлка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие. палантин тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.
33 Паутинка и палантин это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Такая паутинка украсит любое платье вне зависимости от фасона. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через обручальное кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой.
34 Сегодня считается, что истинная женщина всегда имеет наготове платок, а настоящая модница – даже не один, в одно мгновение преображая костюм и самое заурядное платье. Платки бывают классическими и кокетливыми, нарядными и необычными, тёплыми и лёгкими, но они всегда делают вас, милые девушки и женщины, более прекрасными и выразительными. Нарядные платки и сейчас пользуются спросом в мире моды. Они могут дополнить деловой костюм, украсить платье, а также они могут придать вашему облику особую привлекательность и неповторимость.
35 Платки, косынки, шали, шарфы…Цвета радуги, различие тканей. Как они красивы на головах и плечах женщин. Они не только удобны в жизни, но и украшают нашу жизнь и быт. Пусть и наша жизнь будет разноцветной, яркой и уютной html По материалам интернет-ресурсов: Презентацию подготовила М.В.Мурзенкова
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.